Татьяна Гаврилова
Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения у обучающихся с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с умственной отсталостью и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими людьми. Между тем, социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.
Актуальность и перспективность:
Публикация «Развитие связной устной речи на уроках русского языка и чтения у обучающихся с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Не сформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с умственной отсталостью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной устной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.
Концептуальность:
Одной из задач развития речи обучающихся специальной (коррекционной) школы является развитие словаря. Важными задачами словарной работы являются обогащение, уточнение и активизация словаря. Основа словарной работы — введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.
Мои наблюдения по уровню развития словаря и уровню усвоения образных выражений обучающимися показали, что почти у всех детей довольно низкий уровень развития словаря. Часто путают названия предметов, у них плохо сформированы обобщающие понятия. Ученики не могут правильно подобрать синонимы, антонимы, понимают лишь одно-два значения многозначных слов. Выявлено также, что обучающиеся с умственной отсталостью понимают более простые образные выражения, а более сложные — лишь в контексте рассказа, в прямом значении, или не понимают совсем.
Исходя из этого, были поставлены следующие задачи:
- обогащать, уточнять и активизировать словарь обучающихся разными частями речи.
- учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями окружающего мира,
- обогащать словарь детей образными выражениями (метафорами, аллегориями, сравнениями).
- учить детей употреблять синонимы, антонимы, омонимы и образные выражения в связной речи, как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни.
Для реализации вышеназванных задач использую методы:
- объяснительно - иллюстрированного обучения;
- личностно - ориентированного обучения;
- коммуникативно- диалоговой деятельности;
- развивающего обучения;
- учебно- игровой деятельности;
- дифференцированного обучения;
- здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы:
- развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала.
- индивидуализации.
Ученик является партнёром по образовательному процессу, обладающим собственными интересами, учебными возможностями. Педагог создаёт условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию.
Значительное место отвожу работе над синонимами и антонимами
(с терминами «синоним» и «антоним» школьники с умственной отсталостью незнакомы).
Как показывает практика, обучающиеся коррекционной школы легче справляются с подбором антонимов, чем синонимов. Это объясняется особенностью мышления детей с умственной отсталостью, которые в процессе сравнения легче усваивают различие предметов, признаков, действий, чем их сходство. Правильное употребление синонимов требует довольно тонкой дифференциации понятий, которое у обучающихся коррекционной школы нарушена.
В русском языке есть многозначные слова, смысл которых может быть уяснен только в определенном контексте. Организуя работу с такими словами, обучающимся предлагаю упражнения, направленные на выяснение значения слов и сочетаний.
При работе над словами, имеющими переносное значение, применяю упражнения на сравнение слов в прямом и переносном значении, на образование сочетаний со словами, имеющими переносный смысл, на составление предложений с этими словосочетаниями.
Для правильного понимания словесного образа использую анализ семантики и эмоциональности сравнения. Анализ словесного образа провожу целенаправленно в одной и той же последовательности, в виде ответов на наводящие вопросы учителя.
Цель этих вопросов — помочь школьнику с нарушением интеллекта:
- отыскать готовый оборот в тексте;
- актуализировать знания об объекте сравнения;
- правильно провести соотносительный анализ субъекта и объекта сравнения по акцентируемым признакам сходства;
- обнаружить понимание смысловой и эмоциональной цели данного сопоставления.
Прочность и сознательность усвоения образной лексики достигается с помощью методических приемов и разнообразных видов работ с обучающимися :
- выписывание отдельных образных слов и оборотов по теме в тетрадь по чтению;
использование изученных сравнений в устной речи школьников (ответы на вопросы по тексту, связный пересказ, рассказ по картине и др.);
- включение готовых средств языковой выразительности в новый, доступный пониманию учеников контекст;
- выполнение различных лексико-стилистических упражнений, составленных на основе знакомых художественных текстов и проверяющих понимание изученных образных оборотов;
- восстановление одного из пропущенных компонентов сравнения; произвольный подбор объекта для характеристики того или иного явления, предмета природы;
- выбор одного объекта из двух к заданному субъекту сравнения и т. д.
Положительные результаты таких видов работ сказались на расширении интеллектуальных и речевых возможностей детей с умственной отсталостью.
Наличие теоретической базы опыта: Решение проблемы развития связной речи у детей с нарушениями умственного развития находит свое отражение в трудах исследователей по коррекционной педагогике (Василевская В. Я., Бойнов Д. И., Алексина Л. И., Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г.) Они рассматривают речь как сложный и длительный процесс, основы которого закладываются еще в дошкольном возрасте, и особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми. Речь одна из линий развития ребенка через устную монологическую речь. Речь – чудесный дар от природы - не дается от рождения, а приобретается в процессе творческого труда. Формирует взгляды и убеждения и оказывает огромную услугу в познании мира. Дети овладевают правильным и чистым произношением и работают над словом и переходят к расширению запаса слов.
Ведущая педагогическая идея:
Главная цель моей работы с детьми с умственной отсталостью - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
. Оптимальность и эффективность средств:
Эффективными средствами развития устной речи на уроке являются :
- создание положительных эмоциональных ситуаций;
- проблемное обучение;
- дифференцированный подход;
- использование ИКТ;
- игровая деятельность;
Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета в виде выступлений, докладов, открытых уроков, внеклассных мероприятиях.
Мероприятия:
- Игра- соревнование «Знатоки русского языка»;
- «Викторина по сказкам А. С. Пушкина»;
- «игра – соревнование «Умники и умницы»
- «Язык мой - друг мой» и т. д.
Результативность опыта:
Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов речевого развития обучающихся с умственной отсталостью на уроках русского языка и чтения даёт положительные результаты. Овладение речью становится «способом познания действительности». Средний качественный показатель ЗУН обучающихся постоянно повышается,
Развивающие минутки на уроках чтения, письма и развития речи в старших классах.
В 5-9 классах специальной (коррекционной) школы на уроках чтения, письма и развития речи актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активности обучающихся в силу разных обстоятельств: незрелости эмоционально- волевой сферы, функциональной недостаточности ряда высших психических функций, слабого развития желания и умения учиться. В целях устранения и предупреждения таких явлений на уроке, как утомление, рассеянное внимание, различные вегетативные проявления, негативные поведенческие реакции, мы активно используем на уроках чтения, письма и развития речи специальные упражнения для активизации мыслительной деятельности обучающихся. Это так называемые развивающие минутки. Они занимают совсем немного учебного времени и могут применяться на разных этапах урока. Их отбор никогда не бывает случайным. Необходимым условием является связь развивающей минутки с задачами данного урока. Приведём примеры некоторых видов развивающих минуток.
Развивающие минутки
1. Разговорная минутка.
Она направлена на развитие навыков общения у школьников с умственной отсталостью: умение слушать других, планировать и реализовывать собственное речевое высказывание. Это попытка выйти на разговор о том, чем живёт мир, страна, город, сами обучающиеся. Возникает живая ситуация общения, когда хочется поделиться информацией, мнениями, впечатлениями. Обычно разговорная минутка проводится в начале урока, начинается с постановки вопроса и может служить материалом для введения в тему урока.
Например:
-Какая новость по телевидению вчера вас удивила?
-Почему на перемене плакал маленький Артём? Что вы сделали, чтобы утешить его?
2. Разминки-хитринки.
Это упражнения и игры на развитие сообразительности, внимания к слову, орфографической зоркости.
Варианты заданий.
1) Игра «Третий лишний».
-Определите, какое слово лишнее: на кроват, из морковк., в тумбочк…. (По склонению – на кровати, по окончанию – в тумбочке, по падежу – из морковки). •
2) Игра «Вспоминай-ка!».
-Назовите одушевлённые существительные, обозначающие названия животных, в которых есть сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ? Прилагательные? Кто больше?
(Ёжик, чайка, жираф, щука; жирный, широкий, чужой, частый, чудесный и др.).
К разминкам-хитринкам также можно отнести применение всевозможных
3) ребусов, загадок, иллюстрирующих орфографические правила и заставляющих обучающихся старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида задуматься, найти ответ и удивиться.
Например, к теме «Имена числительные» :
-Здесь спрятано очень важное правило правописания числительных. Прочитайте его.
5ь – 20ь, 30ь 5ь0 – 8ь0 5ь00 – 9ь00
-Какие слова зашифрованы в ребусах?
Р1на, смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, ви3на, па3от, о5, 7я7я, 40а, 100рона, пи100лет, 100п (л, н, г, к, 100рож, 100янка.
-Попробуйте сами придумать подобные слова.
4. Поэтическая минутка.
Без сомнения, стихотворения должны быть заранее выучены учителем наизусть, чтобы не был нарушен зрительный контакт с учениками, чтобы у учителя сохранялась возможность улавливать малейшие эмоциональные реакции обучающихся. После прочтения необходимо выдержать паузу, а потом можно предложить детям ответить на некоторые вопросы. Например, к стихотворению Э. Асадова "Стихи о рыжей дворняге" вопросы могут быть следующими:
- Как вы понимаете выражение "сердце чистейшей породы"?
- Как вы думаете, что заставило хозяина оставить собаку?
- Как нужно было поступить ему, на ваш взгляд?
А к стихотворению Г. Граубина "Ленительный падеж" вопросы могут быть такими:
- Хотели бы вы дружить с таким мальчиком? Почему?
- Можно ли по тем падежам, которые придумал Лежебокин, склонять существительные?
- А какие бы названия падежей придумали бы вы?
5). Эмоциональная зарядка.
Это выразительное чтение всеми обучающимися одновременно ярких высказываний о русском языке, способствующее развитию навыка хоровой декламации, внимания, эмоциональной сферы. Учитель дирижирует произносительным оркестром, дети с увлечением повторяют слова о русском языке, постепенно запоминают их (развитие памяти) и учатся выразительному чтению (совершенствование навыков чтения). Образцы высказываний.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! (И. Тургенев)
«Нет на свете оружия сильнее слова. Недаром говорят, что словом человеческим можно сдвинуть гору с места. Словами сражаются, словами любят, словами ненавидят, словами убивают, словами помогают и творят величайшие дела в истории человечества». (К. Станиславский)
«Слова то шелестят, как трава, то бормочут как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд». (К. Паустовский)
«Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью».
(А. Толстой)
6). Двигательная минутка.
Это упражнение с мячом на развитие ловкости, внимания позволяет быстро актуализировать знания учащихся по изучаемому материалу. Примером может служить тема "Неопределённая форма глагола" (7-ой класс). Учитель называет глагол и бросает мяч. Ученик должен поймать его и назвать неопределённую форму данного глагола. Поймал, но не знает ответа - бросает тому, кто знает. По тому же принципу можно отвечать на вопросы учителя на этапе закрепления изучаемого материала, подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными и пр.
6. Музыкальная встреча. На уроках чтения, письма и развития речи в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида мы широко используем образцы классической музыки (произведения Вивальди, Моцарта, Чайковского и др. композиторов, а также звуки живой природы (пение птиц, журчание ручейков, шум дождя и пр.). Музыка вселяет в учеников веру в собственные возможности, пробуждает лучшие стороны их души, обладает здоровье сберегающим эффектом. Варианты применения. • При работе над произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» (6-ой класс) в качестве музыкальной иллюстрации к тексту звучит «Утро» Э. Грига. • К поэме А. Пушкина "Руслан и Людмила" (9-ый класс) – "Марш Черномора" из оперы М. Глинки "Руслан и Людмила". •А к "Сказке о царе Салтане…" А. Пушкина (7-ой класс) такими иллюстрациями будут отрывки из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова. При написании самостоятельной работы положительный настрой, «ситуацию успеха» создаёт негромкое, умиротворяющее пение птиц. 7. Минутка прикладного творчества. Это включение в урок чтения, письма и развития речи элементов предметно-практической, изобразительной деятельности (рисования, лепки, конструирования). Такая работа может проводиться в разных формах (индивидуальное задание, работа в паре, коллективная композиция). Она способствует снятию статического напряжения, развитию мелкой моторики обучающихся, позволяет детям почувствовать радость творчества, обогащает их эмоциональную жизнь.
Варианты заданий.
1. Раскрашивание (как правило, иллюстраций к литературным произведениям).
2. Рисование по опорным точкам (зрительным ориентирам).
3. Собственно рисование (портрет персонажа литературного произведения, портрет Имени Существительного) Используются разнообразные материалы для включения в работу разных групп мышц: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, мел, восковые мелки, акварель, гуашь и пр.
4. Рисование музыки.
Цикл "Времена года. Зима" (А. Вивальди).
- Какое время года изображает музыка?
- Придумайте для неё название.
- Ещё раз послушайте музыку и попробуйте её нарисовать.
"Утро" (Э. Григ).
- Подберите краски, которые вам помогут зарисовать музыку.
- Какую часть суток изобразил Э. Григ в своей музыкальной композиции?
"Марш Черномора" (М. Глинка).
- Представьте себе колдуна Черномора.
- Назовите слова и выражения, характеризующие этого персонажа поэмы. Какие краски нам помогут нарисовать его портрет? Почему?
5. Обрывная аппликация.
Например, коллективная работа по созданию новогоднего костра, у которого грелись 12 братьев-месяцев (С. Маршак "Двенадцать месяцев", 6-ой класс). Костер выполняется из обрывков цветной бумаги красного цвета разных оттенков, приклеиваемых на общий лист.
6. Лепка.
Используется глина или пластилин разных цветов. Задания:
- Вылепи безударные гласные;
- Золотую рыбку из сказки А. Пушкина…
Итак, развивающие минутки являются действенным средством совершенствования памяти, внимания, речи, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики старшеклассников с умственной отсталостью, способствуют реализации принципа коммуникативной направленности в обучении, повышению речевой мотивации, формируют чувство языка и опираются на него. Развивающие минутки активизируют инертных детей, мобилизуют возбудимых учеников на усвоение учебного материала, повышают познавательную активность учащихся на уроках чтения, письма и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида, пробуждают их интерес к русскому языку и служат более успешной реализации коррекционных целей обучения.