Рамиля Гиззатуллина
Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема мастер- класса : «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах».
Цель: познакомить участников с приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка.
Планируемые результаты мастер- класса :
Публикация «Мастер-класс „Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Предметные :повышение собственного уровня теоретической и методической подготовки; овладение приёмами работы над словарными словами на уроках русского языка; формирование желания использовать эти элементы в своей работе.
Регулятивные: участвовать в постановке учебной проблемы мастер-класса; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять действия по заданному алгоритму; контролировать свою деятельность.
Познавательные: отбирать необходимую информацию по определённым критериям; устанавливать причинно- следственные связи; контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, приходить к общему решению; участвовать в общей беседе и работе группы, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные: осознавать необходимость работы над данной проблемой; проявлять самостоятельность в разных видах деятельности; дипломатично выражать своё мнение.
Методы:методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практические и самостоятельная работа, методы стимулирования и мотивации обучения (метод формирования интереса, методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповые задания, самооценка, образовательные технологии (групповая работа, сотрудничество, информационные технологии.
Оборудование:мультимедийный проектор, ноутбук, карточки, раздаточный материал
1
Ход мастер – класса.
I. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ
- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Рамиля, мое качество - радушие.
(Представлениеучастников) .Очень хорошо,что сегодня на наш мастер класс собрались : радушные,. ,. ,. коллеги.
.Я желаю вам хорошего настроения и активной работоспособности во время мастер -класса.
А теперь выйдите, пожалуйста к нам те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, расставьте так, чтобы мы могли его прочитать
-. (слово).
Как вы думаете о каких словах я хочу с вами сегодня поговорить?
-Словарных.
Работу по развитию речи мы ведём на всех уроках, но конечно, особое внимание мы уделяем этой работе на уроках русского языка. Сегодня я хочу поделиться с вами тем, какие методы и приёмы развития речи я использую при работе со словарными словами.
Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов?
На эти вопросы мы и постараемся ответить в ходе мастер- класса
Лучшему усвоению написания этих слов способствует, прежде всего, значительное количество упражнений, рассчитанных на зрительно – моторное запоминание. Для формирования более точного зрительного образа хорошо выделять орфограмму другим цветом или подчёркиванием.
Ознакомление со словами я стараюсь провести в увлекательной форме. Хочу обратить ваше внимание на раннее используемые всеми нами методы:
1 слайд - Обращаю ваше внимание на первую методику работы СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВАРНЫМ СЛОВОМ
Выберите слово и составьте предложение
Я ее использую уже в 1 классе обучающиеся выбирают картинку составляют схематично предложение. выбирают картину составляют предложение,называют слово, произносят первый или последний звук и рядом пишут знакомую букву.
Этот вид способствует закреплению навыка правописания, обогащению словаря, усвоению синтаксического строя речи и закреплению непроверяемых написаний
2слайд - Следующий вид работы я провожу в 3-4 классах он связан с «Толковым» словарем., урок повторение или закрепление 2
Не называя словарного слова, объясняю обучащимся лексическое значение этого слова, дети угадывают и записывают словарное слово с проговариванием. Попробуем. ?
1. Ящичек для ручек, карандашей.. Коллеги пишут с проговариванием,проверяют по карточке. СЛАЙД. (пенал)
2. Школьный рюкзак для книг, тетрадей и других школьных принадлежностей. СЛАЙД (ПОРТФЕЛЬ)
3. На листе –большом и белом
На одной ноге плясал
Быстро, весело, умело
Он кота нарисовал СЛАЙД (Карандаш)
Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас.
3 слайд - Одним из интересных видом работы со словарными словами является «Зрительный диктант".
На сюжетных картинках надо найти словарные слова и записать их, поставив ударение и подчеркнув орфограммы. Дети находят слова : арбуз, сорока, помидор. Данный вид работы способствует развитию целого ряда мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия.
Ув коллеги! заканчивается учебный год и вы являетесь обучающимися 4 класса, на слайде (СЛАЙД) даны слова, посчитайте сколько их?. Прочитаем хором. ваша задача: за 30 сек. запомнить как можно больше слов, подчеркнуть орфограмму.. Еще раз проверьте свою работу,поменяйтесь тетрадями. Проверяем, читаем хором и по слогам. Поднимите руки те кто написал все 8 слов без ошибок. Ставьте себе 5
Поднимите руки те кто допустил 1 ошибку,еще раз посмотрите на слово запомните и ставьте себе 4.
такая методика называется "Копилка минутка". (СЛАЙД)Этот вид работы развивает память, внимательность, мышление, зоркость, формируется умение работать в парах,развивается навык самоорганизации деятельности
5 слайд - «ЛИШНЕЕ СЛОВО». 3
Этот вид работы провожу в начале урока или на этапе объяснения нового материала. Для этого заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не одно слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова - Например. Тема урока : «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые».
СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА
Вот как рассуждали мои дети определяя «лишнее слово»
1. Я считаю, что «лишнее» слово петух, т. к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.
2. Я считаю, что «лишнее» слово петух, потому -что во всех словах 3 слога, а этом слове 2.
3….слово петух, т. к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную
. это вид учит мыслить, развивает воображение, логическое мышление.
(Слайд 6) БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).
Выбирается определённая буква (орфограмма). За ограниченное время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:
М ШИНА КЛА
М ЛИНА МА А
М ГАЗИН КА А
Данный вид работы развивает мыслительную активность детей.
Следующий метод «Добавь гласные». (Или «Испорченный компьютер»). Слайд8)
Ой,коллеги вот беда! на моем компьютере не печатаются гласные буквы,перед вами набор согласных букв. Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово. 4
На слайде вы видите группу слов объединенных одним признаком: живое – неживое.
Живые существа: Крв (КОРОВА)
Сбк (СОБАКА)
Врн (ВОРОНА)
Это растё т: Чрмх (ЧЕРЁМУХА)
Дрв
Змлнк (ЗЕМЛЯНИКА)
Уважаемые коллеги, а теперь немножко отдохнем, для этого попрошу вас встать я проведу с вами физминутку. Это умная физминутка. Будьте внимательны какое словарное слово вы услышите.
слайд 9 Постовой стоит упрямый (Ходьба на месте.)
Людям машет: Не ходи! (Движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз.)
Здесь машины едут прямо (Руки перед собой.)
Пешеход, ты погоди! (Руки в стороны.)
Посмотрите: улыбнулся (Руки на пояс.)
Приглашает нас идти (Шагаем на месте.)
Вы, машины, не спешите (Хлопки руками.)
Пешеходов пропустите! (бег на месте) Это слово Машина.
Слайд10. Машина.
Хочу с вами поговорить и о нетрадиционный прием работы со словарными словами
слайд10 МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ
Этот прием хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить.
ЯГ ДА В РОТА
Буква О в форме ореха,в форме мяча,буква А форме ракеты СЛАЙДЫ. 5
Предлагаю вам поработать по карточкам. Метод
Шифровка «Слоговое сложение»
• Разделите данные слова на слоги.
• Составь из полученных слогов словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
• Поставь ударение, выдели орфограмму.
• ВЕС НА +ГО РОД=НА РОД
• ТРА ВА+ У ГОН= ВА ГОН
• ТЕ МА+ ЛЕ ТО+ ФОН ТАН=ТЕ ЛЕ ФОН
•
И в конце четверти Как бы подвожу итог и достаю "Умную шкатулку".
Это быстрая проверка знаний. Каждый участник берет по одному слову,говорит какая буква пропущена.
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Новые словарные слова воспринимаются и запоминаются легче, так как школьник производит с ними практические действия
Ув. коллеги!
Перед вами лежат опорные картинки. Если вы считаете,что получили полезную информацию и будете использовать в дальнейшем в своей работе, то выбираете поднос как готовый продукт
Мясорубка - вам понравилась информация была полезная но требует доработки.
Корзина - этот материал был не интересен и бесполезен для вас
Спасибо за внимание!