Дубинина Наталья Николаевна
Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с текстом на уроках русского языка.
(из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.)
(Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная школа 21 века»)
Публикация «Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Работа с тексом в начальных классах – это требование времени.
Учебники русского языка по программе «Начальная школа 21 века» включает блоки:
1. Как устроен наш язык (даются лингвистические знания)
2. Правописание (формируются навыки грамотного письма)
3. Развитие речи (работа над текстом, его структура, типы текстов)
Я считаю, что уроки развития речи играют важную роль в процессе обучения русского языка. Эти уроки нельзя выбросить, нельзя заменить, нельзя отменить, потому что они из года в год поднимают ребёнка на более высокую ступеньку развития. В 4 классах проводятся всероссийские проверочные работы, а в 11 классе при сдаче ЕГЭ, часть с - это работа с текстом. И если мы, учителя начальных классов, сформируем навыки работы с текстом, в средних классах детям будет намного легче.
Работу по развитию речи мы начинаем с первого класса. В первом классе при обучении грамоте вводятся такие понятия как: слово, предложение, текст.
Во втором классе мы знакомим детей с видами текста : описание, повествование, рассуждение. Работаю фронтально, со всем классом. Тексты в учебнике даются готовые.
В третьем классе учимся создавать собственные тексты, начинаем учиться писать изложения, учимся писать сочинения, учимся писать письма. Итогом работы блока «Развитие речи» является комплексная работа с тексом, которая обычно мной проводится по полугодиям. В неё входят: составления плана к тексту, придумать заголовок к тексту, восстановить абзацы, дополнить текст.
В четвёртом классе на блок «Развитие речи» отводится 29 часов. Продолжается работа над совершенствованием речевых умений, над правильностью, точностью, выразительностью письменной речи.
Сразу же на первом уроке, дети пишут письмо авторам учебника русского языка. Работа выполняется фронтально: обсуждается с детьми, выбираем самое лучшее.
В учебниках 4- го класса текстов очень много. Они самой различной тематики. К каждому тексту даны интересные вопросы и задания. Где то нужно пересказать историю происходящего, используя исходный текст, где-то нужно озаглавить текст, составить план к тексту, придумать концовку. Есть задания, где дети определяют тип текста.
В 4-ом классе дети с большей доли самостоятельности выполняют задания к тексту, восстанавливают правильную последовательность абзацев, самостоятельно составляют план.
На чём надо заострять внимание при работе с текстом.
1. Почему этот отрывок можно назвать текстом. (Дети должны чётко знать, что называют текстом)
2. Осмысление текста. (О чём текст, какова его тема)
3. Делить текст на абзацы. (Знать, что такое абзац)
4. Немаловажен вопрос: понравился ли вам текст? (Отталкиваясь от этого вопроса, выходим на позицию автора, то есть на главные мысли текста. Чему учит автор? Убеждает? Утверждает?
В учебнике по русскому языку много творческих заданий. Дети сами должны придумать тексты. Такие работы обязательно мною проверяются. На уроках обсуждаем с ребятами. Выбираем лучшие, зачитываем их вслух. Нельзя проходить мимо ошибок, связанных с нарушением правильности речи. Любой, отмеченный недочёт, стараюсь исправить. Сразу предупреждаю речевые и грамматические ошибки. Тексты в учебнике даны очень хорошие, они расширяют языковой кругозор учащихся.
Ежедневная, кропотливая, качественная работа учителя начальных классов над текстами даёт хороший результат.
По окончании 4 класса мои ученики умеют :
1. Отвечать на вопросы к тексту.
2. Делить текст на смысловые части составлять план.
3. Выделять основную мысль текста, озаглавливать текст, определять по заголовкам содержание текста.
4. Исправлять деформированный текст.
5. Находить языковые средства, делающие текст выразительным и находить ошибки, нарушающие логичность, правильность и точность текста.
6. Писать изложения обучающего характера.