Получи документы

Технология критического мышления на уроках русского языка

Ишметова Шахназа
Технология критического мышления на уроках русского языка
▼ Скачать + Заказать документы

Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка

‹‹Образование сегодня - решающий фактор

индивидуального успеха

и развития страны в дальнейшем››

Сухомлинский В. А.

Одним из качеств, необходимых современному ученику, является умение критически мыслить. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются новые открытия, появляются изобретения. Как и другие качества человека, мышление можно и нужно развить. Обучение критическому мышлению направлено на формирование и развитие ключевых компетенций учеников (компетентность в решении проблем, коммуникативная, информационная компетентность, которые имеют наибольшее значение для успешной жизни человека. Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимы не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.

Публикация «Технология критического мышления на уроках русского языка» размещена в разделах

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»разработана Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом гуманной педагогики, в настоящее время она используется в 29 странах. В России она появилась в 1997 г. Авторы технологии (Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джинни Стил) предлагают такое определение критического мышления : «Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и следствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определённому вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Критическое мышление не есть отдельный навык или умение, а сочетание многих умений».

Обучение критическому мышлению проходит на каждом этапе моих уроков : на этапе вызова, осмысления и при рефлексии. Использую различные методы, которые позволяют вывести учащихся на новую тему. Так, например, на стадии вызова учащимся предлагаю расшифровать анаграмму, разгадать загадку, после которых они сами называют тему урока. Я полагаю, что такие задания не только учат критически рассуждать, но и позволяют проявить творческие умения, а также такие задания можно назвать гимнастикой для ума, которая повышает интерес к уроку. При использовании различных стратегий критического мышления повышается эффективность восприятия новой информации, повышается мотивация обучения, ребята учатся критически мыслить, приобретается умение сотрудничать, «слушать» и «слышать» друг друга.

На стадии вызова для активизации мыслительной деятельности учащихся, побуждения интереса к получению новой информации, для постановки учеником собственных целей обучения я использую такие приемы, как «Ассоциация», «Перепутанные логические цепочки», «Мозговой штурм», «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

Краткий обзор методических приёмов, используемых на разных стадиях модели

«Подсказка». Преподаватель делает небольшое сообщение, цель которого – предоставить студентам базовую информацию, заинтересовать их (можно рассматривать данный приём как несколько более изощрённый и тонкий вариант обязательного для каждого традиционно проводимого занятия этапа – «Мотивации учебной деятельности»).

«Наводящие вопросы». Преподаватель на доске записывает вопросы, ответы на которые студенты смогут найти в тексте или в лекции. «Покопаемся в памяти». Студенты, индивидуально или в парах, перечисляют все, что они знают или думают, что знают по теме (парная мозговая атака, возможно – групповая мозговая атака).«Классификация». Студенты высказывают свои соображения по теме урока, группируют их, разбивают по категориям – всё фиксируется на доске. Категории предлагаются самими студентами, но преподаватель вправе помочь им.

«Читаю–думаю». Текст делится на части, и преподаватель предлагает студентам предсказать, что произойдет в следующем отрывке. Если это чисто информативный текст, студентам предстоит предугадать, какая информация заложена в последующих частях.

«Ключевые слова». Студентам дается небольшой список ключевых слов (оптимально 4–5) из текста. Работая в парах, они должны будут предсказать, какие функции ключевые слова выполняют в тексте. Когда студенты придут к единому выводу относительно смысла и возможного употребления этих слов, преподаватель просит их обратить внимание на эти слова при чтении или прослушивании текста – с тем, чтобы проверить правильность своих предположений.

«Перепутанные логические цепи». Преподаватель записывает 5-6 отдельных событий из причинно-следственной цепи, каждое на отдельном листе, листы перетасовываются. Затем он по очереди предлагает студентам восстановить правильный порядок. Когда все приходят к одному мнению, преподаватель просит студентов обратить внимание на порядок событий при чтении текста или прослушивании лекции, чтобы проверить, правы они оказались или ошиблись.

«Верные – неверные утверждения». Преподаватель предлагает несколько утверждений по ещё не изученной (или не до конца изученной) теме. Студенты должны выбрать те из них, что кажутся им верными. Разбивка на «кластеры» (блоки идей). Кластеры предпочтительней составлять всей группой (рис. 1). Сначала преподаватель записывает тему (слово или фразу) в кружочке в центре доски или на листе бумаги. Затем он приглашает студентов высказать свои идеи-спутники – используется метод мозгового штурма (атаки). Эти идеи помещаются в кружочках вокруг кружочка «тема» и соединяются с ним прямой линией (модель «планета со спутниками»).Если появляются новые детали, они будут уже словами-спутниками, «вращающимися» вокруг идей-спутников. Хорошо, если преподаватель покажет студентам, как вычленить пару аспектов темы и сконцентрировать на них внимание.

«Знаем – Хотим узнать – Узнали».

Оформляется таблица из трёх колонок. Работа может вестись индивидуально, в парах или в малых группах или же всей группой. Студенты записывают то, что им известно по теме. Далее они должны сформулировать вопросы для обсуждения. Предложенные идеи вписываются в колонку «Знаем», группируются по категориям (классифицируются) и, возможно, дополняются. Спорные идеи и возникающие вопросы заносятся в колонку «Хотим узнать». Колонка «Узнали» заполняется позже.

Современное обучение нацелено не только на необходимость умения добывать информацию, но и критически её оценивать, осмысливать, применять. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать её с разных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Добиться этого учителю на уроке и поможет технология развития критического мышления.

Список литературы:

1. Коростылёва Л. А. "Психологические барьеры и готовность к нововведениям"

Санкт-Петербург – 1996г.

2. Мясоед Т. А. "Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей" Москва 2004г.

3. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. "Технологии игры в обучении и развитии" Москва 1996г.

4. Левитес Д. Г. " Практика обучения: современные образовательные технологии" Москва 1998г.

Публикации по теме:

Презентация «Использование технологии развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности дошкольника» Мне хотелось бы представить опыт нашей работы целью, которого является развитие познавательно-речевой активности, интеллектуально-творческого.

Филворды на уроках чтения и русского языка в начальных классах Филворд- это разновидность кроссворда. Отгадки спрятались в сетке букв. Двигаться можно по вертикали и по горизонтали. Филворд «Деревья».

Грамматические сказки на уроках русского языка в начальной школе «Как части речи решали, кому править страной Морфологией» На уроках русского языка для повышения познавательного интереса я использую грамматические сказки Сказка о том, как части речи решали,.

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе в условиях ФГОС С внедрением новых образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих.

Использование технологии критического мышления на уроке. Урок окружающего мира во 2 классе «Город на Неве» Панютчева Татьяна Фёдоровна учитель начальных классов 1 категории ГБОУ СОШ № 606 Пушкинского района Города - Санкт - Петербурга Использование.

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии критического мышления «Знакомство с песцом» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 «Рябинка» Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии.

Мастер-класс «Технология критического мышления как средство реализации компетентностного подхода на уроках в начальной школе» Данный материал мастер-класса использовался как мастер-класс для педагогов и студентов педагогических вузов. Компетентностный подход — это.

Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Развитие творческих способностей и критического мышления на уроках изобразительного искусства Одной из главных задач учителя в школе является.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов. С одной стороны знание русского языка даётся ребёнку с детства,.

Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления Тема: М. М. Пришвин. Выскочка. (3 класс) Цели: развитие речевых и читательских умений. Задачи урока: познакомить учащихся с произведениями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология критического мышления на уроках русского языка
Опубликовано: 12 сентября 2018 в 20:54
+109Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология критического мышления на уроках русского языка» (включая файлы) размещена пользователем Ишметова Шахназа (УИ 1644996) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД