Наталия Кононова
Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением, а органическим их слиянием и содержит элементы доказательства, оценки, собственного мнения. Эта особенность устной речи (назовем ее первой) накладывает отпечаток на языковой и речевой материал, необходимый для организации устного общения. Учитывая тот факт, что общение происходит на материале, усвоенном активно в предыдущие годы обучения и согласно законам человеческой памяти отчасти забытом, необходимо обеспечить его повторение.
Публикация «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка» размещена в разделах
- Английский язык в школе
- Иностранный язык в школе
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Второй особенностью устной речи, которую следует учитывать в школьном обучении, в частности в старших классах, является ее продуктивность. Здесь следует напомнить, что разговор идет об условной продукции, так как в связи с элементарным уровнем языковой компетенции учащийся использует для выражения собственных мыслей так называемые «мысли-воспоминания» (П. П. Блонский). Продуктивный характер тематических высказываний определил место наиболее интенсивной работы над устной речью - урок, где учитель выступает как источник информации и совместно с учащимися как партнер по коммуникации; под его управлением ведутся дискуссии, обмены мнениями, впечатлениями, споры и т. д.
Продуктивность устной речи определяет третью особенность данного вида речевой деятельности: учебный текст как образец диалогической или монологической речи служит не столько основой для пересказа, сколько средством, поводом, стимулом ля общения. Цитирование или трансформированное изложение прослушанного или прочитанного текста используются для доказательства, подтверждения правоты своих мыслей, опровержения мыслей собеседника.
Четвертой особенностью устной речи является ее личностный характер. В процессе общения обсуждаются события, происходящие в жизни учеников, в школе, городе, в политической и культурной жизни нашей страны. Такая особенность устной речи обусловливает достаточное количество проблемных, дискуссионных вопросов, заданий. Личностный характер общения обязывает обеспечить учащихся лексикой индивидуально пользования, объем которой не регламентируется программой, он будет разным для каждого ученика.
Формирование и совершенствование коммуникативной компетенции происходит в совокупности всех ее составляющих, а именно:
речевой компетенции - совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковой компетенции - систематизации ранее изученного материала;
развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурной компетенции - увеличения объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран;
компенсаторной компетенции - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательной компетенции - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
Рассмотрим основные способы развития всех составляющих коммуникативной компетенции :
Обучение может осуществляется через communication games (коммуникативные игры);
1. communication games (коммуникативные игры)
o picture gap (у обучаемых имеются почти одинаковые картинки, некоторые изображения отличаются, и различия нужно обнаружить при помощи вопросов, не видя картинки партнера, - matching tasks);
o ext gap (у школьников имеются аналогичные тексты или фрагменты одного и того же текста одного ученика, отсутствуют в тексте другого ученика, и недостаток информации нужно восполнить- jig-saw reading);
o knowledge gap (у одного ученика имеется информация, которой нет у другого, и ее нужно восполнить complete-the-table tasks);
o belief gap (у обучаемых имеются разные убеждения, а нужно выработать единое мнение); reasoning gap (у школьников имеются разные доказательства, которые важно собрать вместе и сопоставить).
2. communicative stimulations in role-plays and problem-solving (коммуникативные стимуляции)
o ролевые игры (предполагает наличие определенного количества персонажей, а также игровой проблемной ситуации, в которой участники игры действуют. Каждый участник в ходе игры организует свое поведение в зависимости от поведения партнеров и своей коммуникативной цели. Итогом игры должно стать разрешение конфликта.)
o диспуты (представляет собой одну из форм спора как словесного состязания). Это обмен мнениями в отношении какого-либо предмета с целью достижения единства взглядов на этот предмет. Обязательным условием дискуссии является наличие какого-либо спорного вопроса. Окончательное решение этого вопроса и вырабатывается в ходе дискуссии. Для успешного ее ведения участники должны обладать знаниями о предмете обсуждения, иметь собственное мнение по данному вопросу.
o круглые столы (представляет собой обмен мнениями по какому-либо вопросу, проблеме, интересующей участников общения. Участвуя в круглом столе, обучаемый высказывается от своего лица. Проблемы, обсуждаемые за «круглым столом», могут быть весьма разнообразными: социальными, страноведческими, морально-этическими. Участие в круглом столе требует от учащихся достаточно высокого уровня владения языком и наличия определенных знаний по проблеме.)
o скетчи (это короткая сцена, разыгрываемая по заданной проблемной ситуации с указанием действующих лиц, их социального статуса, ролевого поведения. В виде скетчей могут быть разыграны небольшие сцены, относящиеся к социально-бытовым сферам по темам «Питание», «Покупки», «Город и его достопримечательности»)
3. socialization (свободное общение).
o line-up (учащиеся стараются как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);
o strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в «рассказе»);
o smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);
o merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);
o contact (участники подходят друг к другу и начинают беседу);
o kind words (учащиеся говорят любые приятные слова в адрес собеседника);
o reflection (участники пытаются представить, что думают о них другие школьники);
o listening (учащиеся внимательно слушают партнера, кивая в знак согласия и выражая согласие с ним)
В современных условиях наивно полагать, что полноценное общение возможно лишь на основе умения оперировать языковым материалом. Для успешного процесса коммуникации необходимо наличие общего объема знаний, которые учащиеся получают, изучая иные предметы общеобразовательного цикла.