Ольга Бухтоярова
Консультация «Развитие стереогноза у детей дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХОРЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ»
Цель: Распространение педагогического опыта по применению упражнений на развитие тактильных ощущений.
Задачи:
Повышения уровня педагогического мастерства.
Активизация творческого потенциала.
Познакомить педагогов с дидактическими играми по восприятию формы, объемов и свойства предметов через тактильные ощущения.
Публикация «Консультация „Развитие стереогноза у детей дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Закрепить полученные знания на практике.
Оборудование: Игры на развитие тактильных ощущений.
Ход семинара
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. «Тактильный» (от лат. tactilis) — осязательный.
С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность.
Первоначальное действие ребенка с предметами — хватание, во время которого
различные признаки предмета познаются на ощупь, следовательно, рука «учит» глаз. На концевых фалангах пальцев, тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество тангорецепторов (от лат. tangere — касаться и receptor — принимающий) — специализированных окончаний чувствительных нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. Этим и объясняется особая чувствительность названных участков тела при воздействии на них одним из видов раздражений (прикосновение, давление, вибрация, зуд и др.). Органом осязания служит рука, а значит, и основные усилия педагога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.
Последнее время отставание детей в речевом развитии прогрессирует, что заставляет родителей и педагогов задуматься над новыми методами занятий с дошкольниками. Ученые, исследуя деятельность головного мозга у детей, а также психического и речевого развития ребенка, обнаружили закономерность: чем лучше у ребенка развиты тонкие движения рук и пальцев, тем лучше развиты мозг и речь. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев и тактильных ощущений. Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики детей, помогает «разбудить» речевые зоны мозга. Иначе говоря, чем более подвижные, «послушные» пальчики у ребенка, тем легче ему учиться говорить. Задержка речевого развития у ребенка негативно влияют на формирование личности маленького человека, меняют его отношение к окружающему миру и к самому себе.
Тактильные ощущения для ребенка очень важны. Важно ощупывать разные предметы не только руками, но так же важно для ребенка и ощущения, идущие от босых ступней. Тактильные ощущения спины очень благотворно действуют не только на нервную систему, но и, как выяснилось, повышают иммунитет. Тактильные ощущения – огромная сфера нашей жизни и при нехватке тактильных ощущения ребенок может страдать физически, у него может снижаться настроение.
С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно
способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
— лепка из глины, пластилина, теста;
— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
— конструирование из бумаги (оригами);
— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
— собирание пазлов;
— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
В принятой в настоящее время классификации выделяются два вида осязания: пассивное и активное. Пассивное осязание осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть, находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию. Осязательный образ формируется на основе синтеза множества тактильных и кинестетических сигналов, образующихся при непосредственном воздействии на кожные покровы. Важным компонентом процесса осязания является мышечно-двигательная чувствительность.
Таким образом, ощущение и восприятие, выражаясь физиологически, носят рефлекторный характер, являются своеобразными ориентировочными действиями. Сам сенсорный образ может трактоваться, по выражению Б. Г. Ананьева, как «рефлекторный эффект работы анализатора». Это особенно наглядно выступает в процессе осязательного и зрительного восприятия.
Ознакомление с особыми свойствами предметов оказывается невозможным без движений рук и глаз, в известной последовательности обследующих различные участки предмета. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.
Для детей с задержкой психоречевого развития характерна ориентировка на отдельно воспринимаемые, часто несущественные признаки объекта. Осязательные движения при обследовании хаотичны и не могут дать представления об исследуемом объекте. Дети часто промахиваются, желая взять отдаленный предмет или совершить с ним какое-либо действие, что является следствием недоразвития двигательной (кинетической и кинестетической) чувствительности и тесно связанной с ней координации движений. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления.
Отдельные имеющиеся исследования (А. П. Гозова, Р. Б. Каффеманас) показали, что объемные предметы распознаются детьми с задержкой психического развития лучше, чем плоские, так как плоскостные изображения объектов лишены ряда воспринимаемых признаков, в том числе с помощью осязания.
Практика работы с такими детьми подтверждает, что наиболее полные представления у них возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее и диффузное представление о предмете в дальнейшем сменяется более определенным и детальным. Поэтому так важно обучение детей планомерному обследованию.
Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами — путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания — объемный, при обведении — контурный, плоскостной.
Осязательное восприятие — это процесс, развернутый во времени, а значит, скорость приема информации невелика. Однако в ходе тренировки постепенно вырабатывается целесообразность ощупывающих движений, повышается роль разных видов чувствительности.
Вся коррекционная работа по развитию тактильной чувствительности у детей с задержкой психического развития проводится в несколько этапов, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением, как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТАКТИЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ:
— ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем с закрытыми; обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др., обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов, признаков предмета;
— нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен (выбор сначала из 2 предметов, а затем из 3—5 предметов);
— нахождение контура предложенного предмета из нескольких (3—4 предметов);
— определение по контуру с закрытыми (завязанными) глазами самого предмета;
— нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных с закрытыми (завязанными) глазами.
Для развития тактильной чувствительности у детей с задержкой психического развития необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой.
Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.
Приведу примеры использования различных дидактических тренажеров, игр, пособий, служащих для развития тактильной чувствительности у детей.
• «Сухие бассейны» — можно изготовить «осязательные» ванны — в небольшой коробке рассыпать горох или бобы, фасоль, желуди. Поиск мелких предметов в такой «ванне», способствует активизации пальцевого гнозиса.
• «Сенсорная тропа для ног» — это дорожка из ковролина, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки» : мешочки из тонкой, но прочной ткани с разными наполнителями (тряпочки, кусочки кожи, поролона, мелкие камушки, горох и др.). Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Такая ходьба полезна для развития тактильного восприятия, а также для координации движений и профилактики плоскостопия. Для получения более полных ощущений рекомендуется ходить босиком или в тонких носках.
• Резиновый коврик с неострыми шипами: постоять, полежать, походить.
• Полезны самомассаж и взаимный массаж рук, ног, спины с помощью массажных щеток, махровых рукавичек, колесикового массажера, массажного валика для ног и др. Вибрационные ощущения дети получают в процессе массажа отдельных частей тела, например чистки зубов электрической зубной щеткой и др.
• По возможности следует использовать естественные условия природной среды: организовывать игры с водой (причем разной температуры, мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
• Очень полезны для воспитанников (особенно подготовительной группы) игры с цифрами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги: «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи цифру». Ребенок многократно проводит рукой по цифре, ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается не только форма, но и способ написания этой цифры, которые связываются с ее названием. Детям, пожелавшим тут же написать данную цифру, нужно предоставить такую возможность.
Игры данного типа рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога к самостоятельному выполнению задания ребёнком, причем с закрытыми глазами. По аналогии возможно использование разных букв алфавита.
Таким образом, через многократное последовательное использование практических упражнений достигается повышение у детей тактильной чувствительности.
Один из основных способов коррекции указанных дефектов — дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: поставить ширму, использовать непрозрачные салфетку или мешочек, предложить закрыть (или завязать) глаза ребенку и др.
Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности. Следовательно, главное – обогащение ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве и т. п.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.
Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка.
К сожалению, даже старшие дошкольники, как правило, не могут сравнить предметы по длине зрительно, а прибегают к таким способам, как наложение их друг на друга или приложение одного к другому. Они испытывают трудности в установлении тождественности внешних свойств различных объёмных предметов или нахождении различий между ними. Им не всегда удаётся справиться с заданием. Учитывая эти реальные трудности в сенсорном развитии детей дошкольного возраста, я разработала картотеку игр, способствующих сенсорному развитию дошкольников.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Практические дидактические игры на развитие тактильной чувствительности
«Чудесный мешочек»
Цель: развивать осязание; формировать умение ощупывать различные предметы.
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (муляжи овощей, игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Задание: предложить на ощупь определить и назвать, что за предмет он достал.
Алгоритм проведения:
Педагог предлагает детям внимательно изучить все овощи, ощупав их.
Предложить детям ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Педагог прячет овощи в «Чудесный мешочек» и предлагает детям поиграть.
В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать.
Дети по очереди угадывают овощи.
«Что в шарике»
Ребенку предлагают непрозрачные воздушные шарики, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки, соответствующие на картинках ( Например: манка, мелкие шарики каучуковые, гречка, горох, фасоль, бобы).
«Найди пару к кусочкам ткани»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
Правила:
Принимать участие в игре могут 3-5 детей.
Играть по очереди.
Побеждает тот ребёнок, который правильно соберёт большее количество пар образцов.
Алгоритм проведения:
Педагог предлагает рассмотреть коллекцию тканей, при этом называет какая ткань.
Для правильного выполнения задания детям следует погладить рукой предложенные образцы тканей.
Педагог предлагает для того, чтобы сосредоточиться на ощущениях текстуры тканей, поглаживать их с закрытыми глазами.
Дети называют, какая у них ткань.
Педагог предлагает просунуть в ящик руку и погладить определенный вид ткани и найти соответствующий ему образец.
В конце игры подводится итог.
«Узнай фигуру»
Цель: развивать у детей умение различать геометрические фигуры на ощупь.
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
Алгоритм проведения:
Педагог предлагает рассмотреть коллекцию геометрических фигур, при этом называет каждую их них.
Для правильного выполнения задания детям следует погладить рукой предложенные образцы фигур.
Педагог предлагает для того, чтобы сосредоточиться на ощущениях, поглаживать каждую геометрическую фигуру с закрытыми глазами.
Педагог закрывает ребенку глаза повязкой, взяв его руку, положив на одну из фигур, поводит пальчиками по контуру, просит ребенка определить фигуру (можно разрешить ощупывать всей ладошкой).
«Узнай предмет по контуру»
Ребенку завязывают глаза и дают в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру, развязывают глаза и просят по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
«Собери матрешку»
Двое играющих подходят к столу. Закрывают глаза. Перед ними две разобранные матрешки. По команде оба начинают собирать каждый свою матрешку — кто быстрее.
«Отгадай цифру /букву»
На ладошке ребенка обратной стороной карандаша (или пальцем) пишут цифру (букву, которую он определяет с закрытыми глазами.
«Догадайся, что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
«Прочитай»
Играющие становятся друг за другом. Стоящий позади пальцем пишет на спине партнера буквы, слова, цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает. Потом дети меняются местами.
«Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами: вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какой коробки.
«Золушка»
Дети (2—5 человек) садятся за стол. Им завязывают глаза. Перед каждым кучка семян (горох, семечки и др.). За ограниченное время следует разобрать семена на кучки.
«Угадай, что внутри»
Играют двое. У каждого играющего ребенка в руках непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами: шашками, колпачками ручек, пуговицами, ластиками, монетами, орехами и др. Педагог называет предмет, игроки должны быстро на ощупь найти его и достать одной рукой, а другой держать мешочек. Кто быстрее это сделает?
«Поймай киску»
Педагог касается мягкой игрушкой («киской») разных частей тела ребенка, а ребенок с закрытыми глазами определяет, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
«Платочек для куклы»
Цель: Определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани.
Алгоритм проведения:
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном).
Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки.
Затем платочки снимают и складывают в мешочек.
Дети на ощупь отыскивают в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — маленький, узкий — широкий и т. д.
«Что это?» Ребенок закрывает глаза. Ему предлагают пятью пальцами дотронуться до предмета, но не двигать ими. По фактуре нужно определить материал (можно использовать вату, мех, ткань, бумагу, кожу, дерево, пластмассу, металл).