Татьяна Дудина
Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Дудина Т. Д.
Учитель-дефектолог ГБДОУ Д/С компенсирующего вида № 24 Калининского района г. Санкт-Петербурга
Особенности нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) изучены мало. В структуре дефекта при ЗПР на первый план выступает несформированность познавательной деятельности, при этом как правило отмечается и недоразвитие речи. Нарушения речи при ЗПР преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.
Публикация «Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Обследование состояния фонематического восприятия и степени сформированности звукопроизношения у детей четвертого года жизни с ЗПР выявило значительное отставание в развитии этих систем. Детям свойственны такие виды нарушений звукопроизношения, как замены и смешения звуков, что расценивается как фонематический дефект, а также искажения звуков, которые расцениваются как фонетический дефект. Поэтому важно уже в младшей группе начать систематическую работу по развитию и коррекции фонетико-фонематических процессов. Целенаправленная работа по развитию фонематического слуха помогает ребенку быстрее овладеть правильными навыками звукопроизношения. Можно и нужно развивать речевые навыки и функции, необходимые для овладения грамотой. К основным речевым предпосылкам письма и чтения можно отнести: развитие слухового восприятия, внимания, осознание звуковой стороны речи, развитие фонематического восприятия, анализа и формирование фонематических представлений.
Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с ЗПР четвертого года жизни проводится с учетом научных данных о многоуровневой структуре процесса восприятия речи и с учетом этапов развития фонематических функций в онтогенезе. Так известно, что в процессе развития у ребенка вырабатывается фонематический слух (он осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, он формируется у ребенка в первую очередь). Развивается и фонетический слух (им оценивается ненормированное, непривычное для данного языка произношение как неправильное). Фонематический и фонетический слух осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но контроль за собственной речью. Речевой слух является важным стимулом формирования правильного произношения.
При формировании восприятия устной речи у детей трех лет с ЗПР нами были использованы следующие виды работы для развития фонетического слуха :
- повторение слогов (Проводятся игры на песке с мелкими фигурками -дети за логопедом повторяю слоги типа «СГ, ГС, СГС, ССГ», говорят короткие, волшебные слова).
- Различение правильно и искаженно произнесенного звука в чужой речи изолированно, на фоне слов. Игра «Правильно ли сказал Незнайка»
Для развития фонематического анализа, фонематических представлений мы предлагали следующие упражнения:
- выделение звука на фоне других звуков, слогов, слов (Игра «Хлопни в ладоши»).
- вычленение звука из слова. Ребенку предлагается назвать последний, первый звук в слове. Самостоятельное выделение звуков ребенком на первых этапах формирования звукового анализа невозможно без подчеркнутого интонирования, которому надо специально обучать. Ребенок учится особому произнесению слова с интонационным
- выделением заданного звука, который затем должен быть выделен и назван отдельно. Подчеркнутое интонирование как средство выделения звуков необходимо до конца обучения.
- многие дети к концу первого года обучения определяют место звука в слове, определяют последовательность звуков в обратных и прямых слогах (некоторые - последовательность звуков в трехзвуковых словах).
- различение слов паронимов при их слуховом восприятии и назывании. 'Ребенок, определив нужный звук, выполняет какое-либо действие (например, указывает на соответствующих зрительный символ).
- раскладывание на группы картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки (под соответствующим зрительным символом).
- придумывание ребенком слов, включающих заданный звук (вне зависимости от положения звука в слове).
- определение «лишнего» звука в ряду звуков, «лишнего» слова в ряду слов (С опорой на зрительные символы и предметные картинки, игрушки).
- произнесение слов без заданного звука, а затем с ним (игры - «Какой звук не произнес Незнайка?», «Помоги Незнайке верно произнести слова»).
- разные варианты речевого лото.
Предложенная методика по развитию и коррекции фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста апробирована в течение трех лет и результаты проведенной работы подтвердили ее эффективность. Мы убедились на практике, что уже в младшей группе для детей с ЗПР можно начинать систематическую работу по формированию функционального базиса навыков чтения и письма. Представленный опыт работы может быть использован с учетом индивидуальных психолого-педагогических, речевых особенностей детей.