Юля Кантеева
Психолого-педагогические особенности дошкольников с задержкой психоречевого развития
Дошкольное детство — это период, когда расширяются познавательные интересы ребенка и складывается детское мировоззрение, развивается произвольное поведение, личное самосознание ребенка, а также идет становление всех сторон речевой деятельности. При наличии задержки психического развития все указанные новообразования формируются со значительным отставанием. Одним из самым верным показателем задержки психического развития является отставание от норм формирования речи.
Публикация «Психолого-педагогические особенности дошкольников с задержкой психоречевого развития» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Т. А. Власова указывает, что задержка психического развития – это заболевание, которое является следствием отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы. Замедление созревания психических функций может варьироваться от легкой степени до выраженной. В большинстве случаев нарушения в речевом и психическом развитии явно просматриваются у детей в возрасте 4–5 лет. О нарушениях в развитии речи могут говорить такие признаки, как отсутствие реакции на звуки и обращения в возрасте до одного года; неактивные попытки повторить слова или отдельные буквы в возрасте до 1–1,5 лет; ребенок не произносит слова самостоятельно, не может выполнить простое действие в возрасте 2–2,5 лет; в возрасте 2,5–3,5 лет не может соединить осмысленно слова в целые фразы; речевая инактивность; практически полное отсутствие собственной речи. Начиная с 3-х лет, малыш может только повторять заученные фразы неосмысленно, которые чаще всего слышит только в своем окружении [1].
По данным О. С. Зотеевой, недостатки речевого развития детей с задержкой психического развития носят комплексный и системный характер, характеризуясь несформированностью всех сторон речевой деятельности, выраженными трудностями порождения речевого высказывания. У подавляющего числа детей определяется задержка речи, как активный, так и понимаемой. Нарушения устной речи заключается в бедности пассивного и активного словарей, замедленностью и малой эмоциональностью речевой деятельности, их предложения бедны, односложны, невыразительны. Прежде всего, это связано с несформированностью познавательных процессов, позднем развитием фонематического восприятия, общим и речевым моторным недоразвитием, аномальным строением речевых органов [2].
В своих работах М. С. Певзнер отмечает, что в развитии познавательной деятельности детей с задержкой психического развития наблюдаются : слабая память, трудности в процессе восприятия, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. У таких детей отмечается низкая продуктивность и устойчивость произвольного и непроизвольного запоминания, снижение интеллектуальной активности при использовании приемов опосредованного запоминания; страдает как механическая, так и логическая память, что обусловлено недостаточностью смысловой переработки получаемой информации, отмечается своеобразие кратковременной памяти: снижение объема и скорости запоминания, медленный темп заучивания, нарушения порядка воспроизведения стимулов, повышенная тормозимость следов мнестической деятельности за счет побочных факторов [ 4].
С. Г. Шевченко в своих исследованиях подчеркивает значительную выраженность степени отставания в приобретении возрастных навыков: такие дети очень поздно начинают ходить, позже формируются навыки опрятности и т. п. На ряду с выраженным отставанием отмечаются разного рода нарушения соматического состояния – недостаточности мышечного тонуса, признаки гидроцефалии и гипертензии головного мозга и др. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития характеризуются недифференцированностью процессов восприятия и внимания, несформированностью мыслительных и счетных операций, узким объемом механической памяти, и низким уровнем мнемических образов. Развитие произвольности психических процессов связано с большими трудностями [5].
Н. А. Шумская отмечает, что для детей с задержкой психического развития характерен значительно сниженный запас знаний, ограниченность представлений, незрелость суждений, сниженный уровень обобщения, заметно ограниченный словарный запас, трудности, а часто и невозможность оперировать словами родного языка, а также малая интеллектуальная направленность, снижение умственной работоспособности и внимания. Помимо сниженного вербального показателя, у детей это группы отмечаются недоразвитие зрительно-пространственных функций, зрительно-моторной координации [6].
По мнению А. К. Махова, все аспекты личностной сферы детей данной категории развиваются заметно и с большими отклонениями. Эмоциональные переживания ограничены интересами, имеющими к ней непосредственное отношение. Детям характерно резко выраженное отставание в развитии эмоций, недифференцированность и нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявление радости, огорчения, веселья. Эмоциональный статус у дошкольников с задержкой психического развития ниже, чем у детей с нормальным развитием [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что задержка психического развития подразумевает, прежде всего, замедленный темп психического развития, личностную незрелость, нарушения познавательной деятельности. Данное нарушение может варьироваться от легкой до выраженной степени. Стойкость и выраженность указанного состояния зависит оттого, что лежит в структуре дефекта: эмоционально-волевая незрелость, низкий психический тонус, нарушение познавательной деятельности, нарушение памяти, нарушение внимания, подвижность психических процессов, дефицитарность отдельных корковых функций. У большинства детей с задержкой психического развития отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность дефектов речи.
Список использованных источников:
1. Власова, Т. А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей / Т. А. Власова, К. С. Лебединская // Дефектология. – 1975. – № 6. – С. 8–17. – URL : https://studopedia.org/3-50536.html
2. Зотеева, О. С. Особенности развития словаря у детей с задержкой психического развития / О. С. Зотеева // Педагогика и психология. – 2013. – №1. – С. 6–9.
3. Махова, А. К. Пути коррекции психического развития детей с ЗПР средствами социального воздействия / А. К. Махова // Актуальные проблемы современной науки. – 2011. – № 2. – С. 85–89.
4. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М. С. Певзнер // Дефектология. – 2009. – № 3. – С. 3–9.
5. Шевченко, С. Г. Дети с ЗПР : коррекционные занятия в общеобразовательной школе / С. Г. Шевченко, Н. В. Бабкина, А. Д. Вильшанская. – М. : Школьная Пресса, 2005. – 197 с.
6. Шумская, Надежда Александровна. Структурно-уровневые характеристики интеллекта у дошкольников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза : дис. … канд. психол. наук / Шумская Надежда Александровна. – СПб. : СПбГУ, 2013. – 173 с.