Марина Шемякина
Презентация «Развитие самостоятельности в познавательно-исследовательском виде деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
(выступление на МО для воспитателей)
Слайд 1. С самого раннего детства ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается дошкольнику через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка. Доказано, что процесс обучения, сочетающий усвоение готовых знаний с относительно самостоятельным их добыванием, имеет большое значение для умственного развития детей дошкольного возраста.
Публикация «Презентация „Развитие самостоятельности в познавательно-исследовательском виде деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задача педагогов – помогать развитию самостоятельной деятельности и исследовательской активности детей, которая понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Слайд 2. С утверждением ФГОС ДО к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено:
-ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;
-ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;
-ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
То есть задача подготовки ребенка к школе не приобретению им определенных знаний, а к формированию умений действовать самостоятельно, проявлять любознательность, творческую активность.
Познавательно-исследовательская деятельность - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
С помощью нее можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, развитию восприятия, мышления, а главное формировать умения размышлять, рассуждать и анализировать.
Детям не сообщаются готовые знания, не предлагаются способы деятельности, а создаются такие проблемные ситуации, решить которые ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт, установит в нём иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
Слайд 3. При организации познавательно- исследовательской деятельности с детьми следует руководствоваться следующими принципами:
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности.
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию.
5. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми.
6. Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач.
7. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Процесс познания – творческий процесс, и задача педагогов поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Поэтому основной целью организации экспериментальной деятельности с детьми является развитие познавательно – исследовательской активности детей дошкольного возраста.
В рамках свободной экспериментально-познавательной самостоятельной деятельности дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые необходимы для благополучного существования ребенка в детском сообществе.
Функция воспитателя в этом блоке — создать разнообразную исследовательскую среду. Среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер.
Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Слайд 4. Этапы самостоятельной деятельности :
1. Постановка воспитателем и принятие детьми познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми).
2. Первичный анализ задачи (соотнесение известных и неизвестных данных).
3. Поиск решения задачи. (В ходе поиска решения задачи дети высказывают суждения - предположения о причинах явления.)
4. Отбираются один или несколько способов проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка.
5. Производится анализ полученных в ходе проверки результатов и осуществляется формулирование выводов. (что является решением определенной познавательной задачи).
Одним из основных условий, необходимые для организации познавательно - исследовательской деятельности с детьми, является требование к пространству организации экспериментально-познавательной самостоятельной деятельности.
Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать его запах. Педагогическое требование к пространственной организации опыта заключается в том, чтобы любой объект был максимально доступен для восприятия каждому ребенку.
Слайд 5. В старшей группе МАДОУ детский сад «Сказка» организован центр экспериментирования, все дети имеют к нему и оборудованию в нем свободный доступ.
Слайд 6. Чтобы организовать самостоятельную поисковую деятельность детей в ходе экспериментирования воспитатель должен поставить перед детьми такую познавательную задачу, которую можно решить только с помощью опыта.
Слайд 7. Так, в ходе экспериментирования с воздухом, мной была поставлена познавательная задача, перед детьми: имеет ли вес воздух? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, я спросила: «А как проверить, кто из вас прав?»
Слайд 8. Для проверки предположений организуется опыт, в результате Слайд 9. взвешивания воздуха, дети убедились в том, что воздух имеет вес, делают самостоятельно выводы.
В ходе самостоятельного экспериментирования у детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Воспитанники овладевают теми умениями, которые нам диктуют новые требования к результатам овладения программой ДОО в условиях введения ФГОС.
Слайд 10.