Люба Бажкова
Опыт работы «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по теме «Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей» в подготовительной логопедической группе «Радуга»
дата: ноябрь 2018г
воспитатель: Бажкова Л. А.
“Театр – это волшебный мир.
Публикация «Опыт работы „Развитие творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности детей“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей… ”
(Б. М. Теплов)
Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра – это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Планирование работы по театрализованной деятельности осуществляется в соответствии с рабочей программой, разработанной нами по своей возрастной группе с учетом интеграции образовательных областей. В перспективном плане мы указываем задачи, методы, приемы и оборудование, словарную работу.
В группе «Радуга» создана предметно-развивающая среда по театрализованной деятельности. Эстетично и творчески оформлен уголок по театрализованной деятельности, содержание которого соответствует возрастным особенностям детей данной группы. В уголке имеются разнообразные виды театров :
театр петрушек (би-ба-бо) по разным сказкам, движущийся театр по мультфильмам («Ну, погоди!»,пальчиковый ( сказки: «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Кот, петух и лиса», магнитный («Три медведя», фланелеграфный («Репка», «Колобок», «Рукавичка», «Курочка Ряба», «Три поросенка», настольный («Теремок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», конусный («Теремок», «Кот в сапогах»,настольный театр плоскостных бумажных и деревянных фигур («Репка», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка», театр кубиков («Волк и семеро козлят», «Три поросенка»).
Имеются декорации, ширмы, костюмы, маски, украшения для игр-драматизаций, аудиозаписи музыкальных произведений, картотека игр и упражнений, с/р, дидактических игр, сказок, сценариев театрализованных постановок с учетом возраста детей. Уголок имеет доступное для детей расположение.
Мы планируем работу c использованием театрализации в течение недели, где прослеживается интеграция образовательных областей. Планируем и проводим беседы, театральные этюды, игры с разными видами театра, игры-инсценировки, рассматривание видов театра, чтение художественных произведений, досуги и развлечения, знакомство с театральным искусством, дидактические игры по речевому развитию детей через театрализованную деятельность.
Анализ карт педагогического наблюдения за развитием детей подготовительной логопедической группы «Радуга» по развитию творческой самостоятельности, инициативы, эстетического вкуса в театрализованной деятельности показал, что уровень развития детей на ноябрь 2018г. составил – 3,3б (83%) – начало года –3.2б (80%). Уровень развития детей повысился.
Во время представления воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Для решения этой проблемы мы используем различные этюды : «Звери пришли в гости», «Снеговик», «Доброта», «Трусишка» и т. п. При помощи логоритмики («Мы варили суп», «Капуста», «Звериная зарядка» и т. п)., дети учатся передавать выразительность движений рук, туловища в соответствии со словами.
В группе проводится кружок «Теремок». Занятия дополнительного образования способствуют овладению детьми приемами взаимодействия, навыками сотрудничества, самостоятельности, проявлению творчества. Дети кружка чувствуют и понимают эмоциональное состояние героев, вступают в ролевое взаимодействие с другими персонажами. С сентября по ноябрь с детьми были подготовлены и проведены театрализованные постановки : «Мамины спасатели», «В гости к Осени», где дети показали хороший уровень творческой самостоятельности в передаче образов.
Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Работа по формированию у детей театрализованной деятельности ведется в тесном контакте с родителями. Они принимают активное участие по расширению развивающей среды по данному направлению. Ими были приобретены некоторые театры, шьются костюмы для выступлений.
Работа с родителями воспитанников строится на основе перспективного планирования, формы работы которого разнообразны: родительские собрания, консультации, памятки, анкетирование, проекты, совместные выставки, опыт семейного воспитания.
По данной теме проводилась работа :
- опрос для родителей «Играете ли вы с ребенком дома в театр?»(10.09.2018г)
-родительское собрание «Встреча за круглым столом» : «Влияние театрализованной деятельности на развитие творческой самостоятельности, инициативы и эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста»(31.09.2018г);
-консультация «Театрализованная деятельность старших дошкольников»(12.09.2018г);
- Мастер-класс для родителей «Пальчиковый театр оригами» (18.11.2018г);
- День открытых дверей «Театрализованная деятельность старших дошкольников»(19.09.2018г);
- Педкопилка для родителей «Речевые и театрализованные игры»(29.10.2018г)
- Шпаргалка для родителей «Игра в творчество» (06.11.2018г);
Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей : развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. Сегодня, когда на фоне избыточной информации, обильных разнообразных впечатлений остро ощущается эмоциональное недоразвитие детей, значение театрального жанра заключается еще и в том, что он эмоционально развивает личность. Ведь зачастую родителям бывает некогда почитать ребенку книжку. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!