МААМ-картинки

О познавательно-исследовательском развитии воспитанников ДОУ

Галина Аверина
О познавательно-исследовательском развитии воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Во ФГОС ДО много инноваций, но совершенно новым является по-знавательно-исследовательское развитие детей (ПИР).

Также красной нитью проходит через ФГОС развитие детской само-стоятельности. Как конечный целевой ориентир, к которому мы должны стремиться, указано, что дошкольник проявляет любознательность, инте-ресуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно про-думывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспери-ментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Проявляет желание получать новые знания самосто-ятельно.

Публикация «О познавательно-исследовательском развитии воспитанников ДОУ» размещена в разделах

ПИР позволяет решить многие проблемы, в том числе, развитие са-мостоятельности. Поэтому экспериментальную деятельность необходимо не только реализовать как самостоятельный вид деятельности, но и регу-лярно включать в другие виды деятельности дошкольника.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при под-ведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Изобразительные навыки помогут ребёнку более точно передать де-тали эксперимента.

Также во время проведения опытов постоянно возникает необходи-мость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры объек-тов и т. д. Это отражает тесные связи исследовательской деятельности и ма-тематики.

Экспериментирование связанно и с другими видами деятельности – с чтением художественной литературы, с музыкой и физическим воспитани-ем,

Исследование необходимо включать в любую деятельность. Так, в режимных моментах ребенок способен провести эксперимент: изучить свойства мыла, надуть из мыла мыльный пузырь и увидеть тонкую мыль-ную пленку, изучить способность мыла смывать грязь и жирный слой с кожи, исследовать свойства воды и т. д.

С 2012 года Ильинский детский сад комбинированного вида работа-ет по развитию познавательно-исследовательской деятельности в группах ДОУ. Мы считаем, что эксперимент должен быть включен как в организо-ванную образовательную деятельность, так в свободную деятельность и в режимные моменты. Инициатором эксперимента может быть как педагог, так и ребенок.

Мы стараемся регулярно проводится экспериментальная деятель-ность, при этом при подборе содержания эксперимента обязательно учи-тываем возраст воспитанников. В каждой группе создана мини-лаборатория, в которой собраны необходимые для опытов материалы: па-лочки, перышки, ракушки, лоскутки ткани и т. д.

Все педагоги коллектива провели открытые занятия для своих кол-лег, отрабатывая экспериментальную деятельность для каждой возрастной группы. При обсуждении каждое занятие подробно разбиралось коллега-ми, проводился анализ и самоанализ ООД. Сейчас воспитатели ДОУ со-ставляют собственные конспекты по ПИД.

Конечно, пока у нас не все получается так, как хотелось бы и как то-го требует Государственный стандарт. Но уже сейчас можно с уверенно-стью говорить, что воспитанники с большим интересом участвуют в экспе-риментальной деятельности, стремятся к самостоятельности во время про-ведения занятия.

Свой опыт и некоторые представления, полученные из бытовых раз-говоров со знакомыми педагогами из других ДОУ позволяет предполо-жить, что недостаточное внедрение ПИД обусловлено следующими при-чинами:

недооценка педагогами познавательного и воспитательного зна-чения данной формы организации процесса обучения;

недостаточная подготовленность педагога как в теоретическом, так и в методическом отношении;

проводимые эксперименты, как правило, бывают разрозненными, единичными, из них не формируются циклы;

при проведении экспериментов многие воспитатели тормозят раз-витие самостоятельности детей, потому что стараются, чтобы "все получи-лось правильно"; тем самым они лишают ребенка его законного права на ошибку.

Главными же причинами можно назвать две:

- отсутствие специализированной методической литературы по орга-низации детской исследовательской деятельности;

- слабый контроль за реализацией данного вида деятельности со сто-роны управляющих структур.

Первую причину сейчас можно считать практически снятой. Уже из-даны книги по всем направлениям детской исследовательской деятельно-сти.

1. Опыты с растениями - собраны опыты, которые предлагаются ре-бенку для изучения растений.

2. Опыты с животными – очень интересная книга с опытами по изу-чению животного мира. здесь есть опыты с насекомыми, рыбами, птицами - все, начиная с дождевых червей и улиток, заканчивая высшими живот-ными - кошками, собаками, хомячками.

3. Эксперименты, где объектом исследования является человек – опи-саны опыты, с помощью которых изучается строение тела человека, функ-ционирование всех систем органов, анализаторы.

4. Исследование сезонных изменений в природе.

5. Описаны циклы исследований, которые легли в основу комплекс-ного подхода к организации образовательного процесса, которые мы называем модулями занятий.

6. Разработана, апробирована на практике и описана методика ор-ганизации детской исследовательской деятельности.

Итак, наш первый опыт показывает, что ПИР позволяет формиро-вать у детей самостоятельность, интерес к окружающему миру и явлениям, происходящим в нем, получать знания о себе и учиться использовать по-лученные знания в повседневной жизни. Дети любят работать с объектами природы, им нравится узнавать особенности и способности своего тела, поэтому надо учиться преодолевать отмеченные выше трудности.

Как всем известно, из-за незрелости многих психических процессов ребенок дошкольного возраста не способен (или почти не способен) обу-чаться путем чисто вербального общения с взрослым. Доминирующим способом познания в этом возрасте является исследовательская деятель-ность и последующий анализ получаемых результатов.

Публикации по теме:

Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии «Взаимодействие с семьями воспитанников, имеющих проблемы в речевом развитии» Лесных Вера Николаевна Старший воспитатель МБДОУ детский.

Фотоотчёт об исследовательском проекте «Лук — полезный друг»Фотоотчёт об исследовательском проекте «Лук — полезный друг» Уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья! Представляю вашему вниманию фотоотчет о проведённом исследовательском проекте «Лук-полезный.

Фотоотчёт о познавательно-исследовательском проекте по окружающему миру «Огород на подоконнике»Фотоотчёт о познавательно-исследовательском проекте по окружающему миру «Огород на подоконнике» Все лопаточки берём, Огород сажать идём. У детей младшего дошкольного возраста интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Фотоотчёт об экологическом познавательно-исследовательском проект «Покорми птиц зимой»Фотоотчёт об экологическом познавательно-исследовательском проект «Покорми птиц зимой» Фотоотчёт «Экологический познавательно — исследовательский проект «Покорми птиц зимой»». Старше — подготовительная группа. Оформление группы.

Фотоотчет об исследовательском проекте «Огород на окошке»Фотоотчет об исследовательском проекте «Огород на окошке» Актуальность Проекта: С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно.

Использовании проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги.

Использование технологии ТРИЗ в познавательно-речевом развитии детей Суть деятельностного подхода заключается в том, что мы не просто объясняем новое знание, а создаем условия для того, чтобы дети самостоятельно.

Консультация для воспитателей ДОУ «Неформальное общение с родителями воспитанников ДОУ» В педагогических журналах сегодня много рассказывается о том, как в дошкольных учреждениях осуществляется деятельность по установлению.

Развитие интеллектуально-творческих способностей воспитанников через познавательно-математическую среду .

Рекомендации социальному педагогу, воспитателю ДОУ по составлению индивидуальных характеристик воспитанников ДОУ и семьи Содержание рекомендаций по деятельности социального педагога: 1. Тип семьи. 2. Задачи, направления деятельности. 3. Технологии. 4. Прогнозируемый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О познавательно-исследовательском развитии воспитанников ДОУ
Опубликовано: 18 июня 2018 в 20:40
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «О познавательно-исследовательском развитии воспитанников ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Аверина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД