Галина Аверина
О познавательно-исследовательском развитии воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Во ФГОС ДО много инноваций, но совершенно новым является по-знавательно-исследовательское развитие детей (ПИР).
Также красной нитью проходит через ФГОС развитие детской само-стоятельности. Как конечный целевой ориентир, к которому мы должны стремиться, указано, что дошкольник проявляет любознательность, инте-ресуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно про-думывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать и экспери-ментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения. Проявляет желание получать новые знания самосто-ятельно.
Публикация «О познавательно-исследовательском развитии воспитанников ДОУ» размещена в разделах
ПИР позволяет решить многие проблемы, в том числе, развитие са-мостоятельности. Поэтому экспериментальную деятельность необходимо не только реализовать как самостоятельный вид деятельности, но и регу-лярно включать в другие виды деятельности дошкольника.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при под-ведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Изобразительные навыки помогут ребёнку более точно передать де-тали эксперимента.
Также во время проведения опытов постоянно возникает необходи-мость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры объек-тов и т. д. Это отражает тесные связи исследовательской деятельности и ма-тематики.
Экспериментирование связанно и с другими видами деятельности – с чтением художественной литературы, с музыкой и физическим воспитани-ем,
Исследование необходимо включать в любую деятельность. Так, в режимных моментах ребенок способен провести эксперимент: изучить свойства мыла, надуть из мыла мыльный пузырь и увидеть тонкую мыль-ную пленку, изучить способность мыла смывать грязь и жирный слой с кожи, исследовать свойства воды и т. д.
С 2012 года Ильинский детский сад комбинированного вида работа-ет по развитию познавательно-исследовательской деятельности в группах ДОУ. Мы считаем, что эксперимент должен быть включен как в организо-ванную образовательную деятельность, так в свободную деятельность и в режимные моменты. Инициатором эксперимента может быть как педагог, так и ребенок.
Мы стараемся регулярно проводится экспериментальная деятель-ность, при этом при подборе содержания эксперимента обязательно учи-тываем возраст воспитанников. В каждой группе создана мини-лаборатория, в которой собраны необходимые для опытов материалы: па-лочки, перышки, ракушки, лоскутки ткани и т. д.
Все педагоги коллектива провели открытые занятия для своих кол-лег, отрабатывая экспериментальную деятельность для каждой возрастной группы. При обсуждении каждое занятие подробно разбиралось коллега-ми, проводился анализ и самоанализ ООД. Сейчас воспитатели ДОУ со-ставляют собственные конспекты по ПИД.
Конечно, пока у нас не все получается так, как хотелось бы и как то-го требует Государственный стандарт. Но уже сейчас можно с уверенно-стью говорить, что воспитанники с большим интересом участвуют в экспе-риментальной деятельности, стремятся к самостоятельности во время про-ведения занятия.
Свой опыт и некоторые представления, полученные из бытовых раз-говоров со знакомыми педагогами из других ДОУ позволяет предполо-жить, что недостаточное внедрение ПИД обусловлено следующими при-чинами:
недооценка педагогами познавательного и воспитательного зна-чения данной формы организации процесса обучения;
недостаточная подготовленность педагога как в теоретическом, так и в методическом отношении;
проводимые эксперименты, как правило, бывают разрозненными, единичными, из них не формируются циклы;
при проведении экспериментов многие воспитатели тормозят раз-витие самостоятельности детей, потому что стараются, чтобы "все получи-лось правильно"; тем самым они лишают ребенка его законного права на ошибку.
Главными же причинами можно назвать две:
- отсутствие специализированной методической литературы по орга-низации детской исследовательской деятельности;
- слабый контроль за реализацией данного вида деятельности со сто-роны управляющих структур.
Первую причину сейчас можно считать практически снятой. Уже из-даны книги по всем направлениям детской исследовательской деятельно-сти.
1. Опыты с растениями - собраны опыты, которые предлагаются ре-бенку для изучения растений.
2. Опыты с животными – очень интересная книга с опытами по изу-чению животного мира. здесь есть опыты с насекомыми, рыбами, птицами - все, начиная с дождевых червей и улиток, заканчивая высшими живот-ными - кошками, собаками, хомячками.
3. Эксперименты, где объектом исследования является человек – опи-саны опыты, с помощью которых изучается строение тела человека, функ-ционирование всех систем органов, анализаторы.
4. Исследование сезонных изменений в природе.
5. Описаны циклы исследований, которые легли в основу комплекс-ного подхода к организации образовательного процесса, которые мы называем модулями занятий.
6. Разработана, апробирована на практике и описана методика ор-ганизации детской исследовательской деятельности.
Итак, наш первый опыт показывает, что ПИР позволяет формиро-вать у детей самостоятельность, интерес к окружающему миру и явлениям, происходящим в нем, получать знания о себе и учиться использовать по-лученные знания в повседневной жизни. Дети любят работать с объектами природы, им нравится узнавать особенности и способности своего тела, поэтому надо учиться преодолевать отмеченные выше трудности.
Как всем известно, из-за незрелости многих психических процессов ребенок дошкольного возраста не способен (или почти не способен) обу-чаться путем чисто вербального общения с взрослым. Доминирующим способом познания в этом возрасте является исследовательская деятель-ность и последующий анализ получаемых результатов.