Татьяна Ткачёва
Опыт работы «Развитие творческой самостоятельности детей старшего дв средствами театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития у детей самостоятельности была и остается в дошкольной педагогике одной из самых актуальных. В настоящее время интерес к ней обусловлен гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы. Идея развития самостоятельности дошкольников является ключевой в ФГОС ДО.
Публикация «Опыт работы „Развитие творческой самостоятельности детей старшего дв средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Одним из принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Особое внимание хочется уделить театрализованным играм. Они являются частью театрализованной деятельности. Театрализованные игры пользуются у наших детей неизменной любовью. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.
Например:
- «Как варили суп» на имитацию движений, развитие воображения и пантомимических навыков.
-Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!», «Эхо» на интонационную выразительность.
- Игры на развитие выразительности и воображения «После дождя» «Цветок». Цель этих игр - научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.
- Игры на развитие выразительной мимики и жестов, воображения, инициативы, внимания, умения действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы
«Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!», «Загадки без слов»
Игра «Весёлые сочинялки» - на развитие чувства рифмы.
-Этюды на развитие творческого воображения.
Игра "Зеркало" во время, которой дети распределяются на пары и договариваются, кто будет "Зеркалом", и кто - "Человеком, смотрящимся в зеркало". Далее дети принимают любые позы, а "Зеркало" повторяет их с максимальной точностью.
-Этюды на выражение эмоций «Доброта», «Страх», «Зазнайка», солёный чай, ем лимон, сердитый дедушка, обиделись, мне грустно и т. д.
-Театральные разминки «Загадки без слов», «Поиграем. — угадаем»,
-Логоритмика: игровое упражнение «Осенние листочки» - на активизацию высшей психической деятельности, упражнение в умении совмещать речь и
движение.
-Творческое задание «Превращения» (мимика и жесты).
-Имитационные упражнения «Кто как ходит», ритмопластика «Настроение» - развитие эмоций, коммуникативных навыков.
Всё это являются одним из эффективных способов коррекционного воз-действия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя. Они рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Театрализованные игры входят составной частью в занятия познавательного цикла, широко используются при чтении худо-жественной литературы и т. д. Они развивают воображение и фантазию детей. Во время представлений, театрализованных игр у детей активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроиз-ношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи; совершенст-вуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправ-ленность движений; развивается эмоционально-волевая сфера; происходит коррекция поведения; стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности; а так же развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. Участие в театрализованных играх и представлениях дают ребенку возмож-ность «превратить» себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Подготовку к театрализации начинаем с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки («Под грибком»). В них развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, добро всегда побеждает зло.
Осуществляем выбор детей на роль с учетом их собственных желаний. Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение. Прослеживаем, какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения. При неоднократном обыгрывании сказки, рассказа помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего используем различные виды театра.
Планируем выступления детей перед малышами, где дети, думаем, получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. смелости, свободы детского восприятия и мышления.
Детям нашей группы очень нравится самим показывать представления с разными видами театра. Чувствуя свою самостоятельность, дети многограннее выражают свои эмоции, появляется эмоциональная и образная окраска речи, дети легко видоизменяют сюжет и реплики своих героев. Нами положительно оцениваются самостоятельно поставленные спектакли, пусть ещё небольшие, так как положительный отклик педагога помогает преодо-леть некоторую застенчивость, помогает поверить в себя, раскрепостить ребенка.
Очень важен и интересен этап подготовки декораций, конечно, можно поставить декорации изготовленные настоящим художником, но процесс создания декораций с привлечением детей очень интересен, познавателен для них, он так же способствует и развитию речи и развитию воображения. В нашей группе были изготовлены атрибуты к сказке Сутеева «Под грибком». После изготовления атрибутов, разучивания ролей, показа спектакля, дети полны новых идей, предложений.
Театрализация – это, наверное, именно та область, к которой можно привлечь и которой можно заинтересовать каждого родителя. Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла активизировать родителей, используются рубрики “Чем и как занять ребёнка дома”, “Спрашивали – отвечаем”, “Поиграем” и др., в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в ДОУ, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Мы стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно речевой деятельности. Многие родители помогают нам в изготовлении костюмов, помогают в заучивании текстов ролей. Также родителям были предложены консультации «Чем хороши театрализованные игры?», «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Кукольный театр : кукла в руках взрослого, кукла в руках ребенка». Всё это способствует расширению кругозора, обогащает внутрен-ний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Выставки, например, выставка рисунков «По страницам сказок». Планируем фотовыставку «Домашний спектакль»,совместные творческие вечера (где родители будут привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
Данная работа даёт положительный результат, во многих семьях целенаправленно родители стали совместно с детьми читать произведения, просматривать видеофильмы, практиковать развлечения. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
У детей стали развиваться : активность, память и воображение, творческие способности, самостоятельность, инициатива; формируются чувства коллективизма, коммуникабельность; идет развитие речевых и познавательных функций, способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении.