Марина Ширшова
Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования пальчиковых игр в образовательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с ОВЗ имеются некоторые наиболее значимые особенности и одна из них это нарушение различных сторон речи.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. Эти выводы не случайны. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования пальчиковых игр в образовательной деятельности» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Пальчиковые игры, которые я применяю в своей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, разнообразны по своему содержанию, и делятся на несколько видов:
2) активные игры со стихотворным сопровождением;
3) игры манипуляции;
4) пальчиковые кинезиологические игры;
5) игры с элементами самомассажа кистей и пальцев рук;
6) игры с музыкальным сопровождением.
Рассмотрим каждый из них:
1. Пальчиковые игры с предметами.
Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности, стимулируют речевую активность.
Сюда относятся:
а) Пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь) - «Горка», «Утюжок», «Мотор».
б) Игры с палочками, где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: выполнить узор после выкладывания его взрослым; по образцу; по словесной инструкции;
б) Игры с прищепками – начинать нужно с более простых упражнений, сначала дети учатся разжимая прищепки, снимать их с жёсткой основы – облетели лепестки у цветочка, собираем травку для коровы и только после освоения этих умений переходим к обучению прикрепления прищепок к чему-либо.
в) Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:
• нанизывание на нитку необходимое количество бусин, по образцу, по словесной инструкции. Чем меньше возраст детей, тем крупнее должны быть бусины, а чтобы это было не простое нанизывание – делайте бусы, ожерелья, браслеты, вместо бусин можно использовать кольца от пирамидки;
• выкладывание из мозаики разнообразных рисунков;
• сортировка или перекладывание предметов (крупы, камешки, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую;
• сухой бассейн, в качестве наполнителя используется фасоль или горох (игра «В поисках клада» ребенок опускает руки в сухой бассейн и ищет там спрятанный предмет)
• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; работа с рамками вкладышами, игры-шнуровки.
2. Следующий вид – активные игры со стихотворным сопровождением.
Это игры, которые побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети выполняют движения соответственно тексту. Здесь, наряду с мелкой моторикой развивается общая моторика и координация движений.
3. Очень нравятся детям игры манипуляции.
Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Например: «Мы делили апельсин», «Пальчик-мальчик, где ты был?» и др.
«Рисуем на ладошке» (можно на спине, это может быть геометрическая фигура, солнышко, дождик, цифра, затем меняемся. На начальном этапе детям предлагаются карточки – подсказки и дети выбирают подходящий рисунок.
4. Кинезиологические игры или «гимнастика для мозга», позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
• Упражнение «Кулак-ладонь» - сначала делается одновременное сжимание и разжимание ладоней, затем попеременное. По мере усвоения можно усложнить, добавить ещё одно движение «Ладонь, кулак, ребро».
• «Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. (сначала медленно, затем быстрее, упражнение отрабатывается поочерёдно на каждой руке, затем обеими.
• «Ухо-нос» - левой рукой дотрагиваемся за кончик носа, а правой рукой-за противоположное ухо и чередуем положение рук.
• "Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д., главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
5. Пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и пальцев рук.
В данных играх используются традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
• «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.
• «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
Для более эффективного самомассажа кисти руки используются массажные валики и мячи, грецкий орех, шестигранный карандаш.
6. Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.
В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить их наиболее эффективно. У детей увеличивается словарный запаса, улучшается скоординированность движений, вырабатывается реакция.
Например: «У жирафа пятна, пятна…»; «У оленя дом большой», «Птицы-пальчики» Екатерины Железновой и др.
Материал для работы с детьми беру из различных источников, в том числе интернет ресурсов. Очень интересно работать с методическим пособием Татьяны Ткаченко: «Развиваем мелкую моторику и речь». В данном пособии задания для тренировки пальчиковых движений объединены забавными текстами-рифмовками. Тексты составлены так, чтобы количество пальчиковых движений постепенно увеличивались, возрастала и сложность их выполнения. Для дошкольников с нарушениями речи, общей моторики, другими проблемами развития такие упражнения незаменимы. Сначала мы рассматриваем сюжет рисунка, отрабатываем каждое движение, превращая пальчики в тот или иной объект, затем разыгрываем сюжет в сочетании с текстом.
Во время занятий, учитываются индивидуальные особенности ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. При повторном проведении игры дети начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своём репертуаре и возвращаемся к ним по желанию детей.
Пальчиковые игры мной проводятся ежедневно и включаются во все виды деятельности детей : в непосредственно образовательную, совместно организованную и самостоятельную игровую деятельность детей, в коррекционную индивидуальную работу, на прогулке.
Работая над развитием мелкой моторики у детей дошкольного возраста с ОВЗ, можно добиться определённых результатов - формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.