Марина Емельянова
Исследовательский проект «Выращивание грибка под названием «Таинственная плесень»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Воеводская СОШ структурное подразделение детский сад Калинка»
Исследовательский проект
Тема: «Выращивание грибка под названием «Таинственная плесень»
Воспитатель: Емельянова М. Г.
С. Воеводское
2025г.
Содержание:
1. Введение и задачи.
2. 1 этап. Поиск информации в энциклопедии.
3. 2 этап. Поиск информации в книге экспериментов о хлебе, картофельном поре.
4. 3 этап. Проведение опытов.
5. Вывод.
6. Список литературы.
7. Приложение.
Тема: Выращивание грибка под названием «Таинственная плесень»
Цель: выявить появления плесени в хлебе, картофельном пюре провести сравнительный анализ.
Задачи:
1. формировать у детей диалектическое мышление, способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимости.
2. формировать умения и навыки исследовательского поиска.
3. установить, что для роста плесени нужны определенные условия.
4. развивать познавательные способности ребенка.
Гипотеза: на хлебе и картофельном пюре растут мельчайшие организмы, хлеб и картофельное пюре могут портиться в тёплых, тёмных условияз.
Проект: краткосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы
Этапы работы:
1. Поиск информации в энциклопедии.
2. Поиск информации в книге 101 дело, которое нужно успеть сделать до того, как повзрослеешь.
3. Проведение опытов.
4. Выявление причины появление плесени.
1 этап. Поиск информации в энциклопедии.
Плесень – это вид грибка. Она очень быстро растет и распространяется. Плесень производят малюсенькие клетки с твердой оболочкой, они называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься на большие расстояния воздухом. Влага, тепло и темнота создают хорошие условия для роста плесени. Плесень имеет хорошие и плохие стороны. Некоторые виды плесени портят вкус, и запах пищи, и саму пищу. А плесень, которая растет на хлебе, используют для приготовления лекарства, которое называется «пенициллин».
2 этап. Поиск информации в книге 101 дело, которое нужно успеть сделать до того, как повзрослеешь.
о хлебе, картофельном пюре.
Оказывается, в египетских пирамидах помимо сокровищ, находили еще и буханки хлеба. Их, конечно, никто не пробовал. Хлеб пролежал в гробницах тысячи лет и стал, твердым, как камень.
Картофельное пюре, каким мы его знаем, появилось во Франции в XVIII веке. Французские повара, известные своей любовью к изысканным блюдам, начали экспериментировать с картофелем. Они варили его, разминали и добавляли сливочное масло и молоко, чтобы добиться нежной текстуры. Это блюдо быстро стало популярным среди аристократии, а затем распространилось по всему миру. Для хранения картофельного пюре и других блюд на Руси копали небольшой погреб, дно которого устилали соломой, потом засыпали льдом, а сверху покрывали еще одним слоем соломы.
В ходе этого, мы предположили, наверное, температура влияет на рост плесени на продуктах.
3 этап. Методика проведения опыта.
1. Мы взяли один кусочек хлеба (белого). Смочили его водой и разместили их его в пластиковом контейнере с крышкой. Контейнер поместили в темное теплое и сухое место. Проводятся наблюдения в течение 10 дней.
Через день на хлебе ничего не появилось.
Через 2 дня на хлебе ничего не появилось.
Через три дня на хлебе белый пушок и появилось тёмное пятно.
Через четыре дня на хлебе пушок уплотнился и тёмное пятно увеличилось.
На пятый день, мы с детьми рассматривали плесень через лупу.
На шестой день хлеб почти весь потемнел, плесени стало больше.
На седьмой день хлеб весь покрылся белой густой плесенью.
На 8 и 10 день рассматривали и сравнивали
её с предыдущими наблюдениями.
2. За картофельным пюре проводили наблюдение в течении семи дней.
Картофельное пюре раньше хлеба начало покрываться плесенью и начал появляться неприятный запах.
На третий день запах усилился, появилось желтовато - коричневое пятно.
На пятый день пятно увеличилось, а запах усилился, плесени стало больше.
На седьмой день пятно стало более коричневее и увеличилось в размере, запах стал едким, плесени стало больше.
3. Зарисовывается (во влажных теплых условиях появилась плесень).
4. Утилизация заплесневелого хлеба и картофельного пюре.
4 этап. Оформление выводов.
Мы выяснили, что на всех продуктах растет плесень. Например, на оставленном в тепле кусочке хлеба, на картофельном пюре, как и на хлебе, тоже выросла плесень. Некоторые виды плесени портят вкус, и запах пищи, но благодаря, ей некоторые продукты имеют очень приятный вкус. В отдельных сырах много плесени, но в то же время эти сыры очень вкусны. Зеленоватая плесень, которая растет на хлебе и картофельном пюре, используется для приготовления лекарства, которое называется «пенициллин».
Мы сделали фотографии, на которых виден весь процесс заплесневения хлеба и картофельного пюре.
ВЫВОД: В процессе опыта было обнаружено, что плесень образуется только во влажных теплых условиях. Гипотеза доказана на хлебе и картофельном пюре растут мельчайшие организмы, хлеб и картофельное пюре в тёплых, тёмных условиях могут портиться.
Список литературы:
1. «Неизведанное рядом» О. В. Дыбина, Н. П. Романова
2. «Экологическое воспитание». Опыты. Н. С. Николаева
3. «Мы» - программа экологического образования детей Н. Н. Кондратьева
4. Олег Чистовский / Грибы-целители (Серия - Исцели себя сам).
5. Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта +» 1997 г.
6 101 дело, которое нужно успеть сделать до того, как повзрослеешь.
Приложение №1
Конспект занятия в подготовительной группе.
«Плесень - что это?»
Цель: Выяснить, что такое плесень?
Образовательные задачи:
1. Узнать, что собой представляет плесень?
2. Какой вред или пользу приносит плесень людям?
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к продуктам питания.
Развивающие задачи:
1. Закрепить умения детей в создании условий для проведения эксперимента.
2. Обогатить словарь детей новыми словами: плесень, споры
Вид занятия: познавательно-исследовательский
Возрастная группа: подготовительная
Предварительная работа:
Д/и «Съедобное - несъедобное». Рассматривание альбома «Грибы»; С/р «Магазин».
Оборудование: лупы, посылка с грейфруктами, восемь контейнеров для проведения эксперимента, набор продуктов (2кусочека черного хлеба, кусочек батона).
Ход занятия:
- Ребята, вы уже знакомы со съедобными и несъедобными грибами.
Назовите съедобные грибы.
(Ответы детей)
- Назовите несъедобные грибы.
(Ответы детей).
- А теперь я вас приглашаю к столу.
В наш в детский сад пришла посылка может там грибы?
Воспитатель открывает посылку с детьми и обнаруживает, что там лежат грейфрукты, а один грейфрукт не такой как все. На нем бело- голубой налет.
Дети выдвигают версию, что грейфрукт испортился.
Воспитатель: Как такое могло случиться? Давайте угостимся, а на занятии выясним, что же случилось с одним из них.
Дети угощаются грейфруктами и садятся на занятие.
Воспитатель: Вкусные грейфрукты?
Дети: ответы.
Воспитатель: А можно есть вот этот? (показывает на испорченный)
Дети: ответы
Воспитатель: А если это срезать?
Дети: Все равно нельзя.
Воспитатель: Правильно. Этот налет-плесень. Продукты, покрытые плесенью, не задумываясь следует выбросить, т. к плесень, попадая в организм, разрушает все на своем пути. У человека может быть аллергия, появиться тошнота, головная боль.
А кто из вас раньше видел плесень на продуктах?
Дети: ответы.
2. Затруднение в игровой ситуации
Ребята, как вы думаете, а все- же в посылке есть грибы?
(Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что объединяет белый гриб, мухомор и плесень? (ответ детей) - Оказывается, среди грибов есть плесень, которая приводит в негодность продукты. Определенные виды плесени разводят для придания вкуса продуктам. Такую плесень называют пищевой. Бывает она разных цветов: синяя, зеленая, голубая, белая
Воспитатель: Все это можно назвать одним словом – грибы. Мы сегодня с вами познакомимся с необычным грибом – плесенью, а пока предлагаю вам немного отдохнуть
Динамическая пауза «Дети и грибы»
Утром дети в лес пошли.
По дороге гриб нашли.
А за ним-то — раз, два, три
Показались еще три!
И пока грибы срывали,
Дети в садик опоздали.
Побежали, заспешили
И грибы все уронили Ай!
Воспитатель: Мы с вами знаем грибы, которые растут в лесу, а плесень - это микроскопические грибы. Они живые (дышат, растут, питаются, двигаются и размножаются). Плесневые грибы размножаются спорами (в школе вы узнаете, что такое спора). Их можно рассмотреть только под микроскопом.
У плесени - неприятный запах, она очень опасна для человека, животных и растений.
Воспитатель: Так что такое плесень?
Дети: ответы
Воспитатель: давайте возьмем лупы и рассмотрим плесень.
Дети рассматривают.
Воспитатель: На что похоже?
Дети высказываются.
Так как же могла появиться плесень на грейфрукте? При каких условиях?
Дети выдвигают гипотезы (везли долго, бросали ящик, в ящике темно, нет воздуха)
Воспитатель: Я вам предлагаю провести эксперимент. У меня есть продукты (перечисляет)
Попробуем вырастить плесень на этих продуктах, будем наблюдать за ее ростом и отмечать в дневнике экспериментов. Нам нужно ответить на два вопроса:
1. Сколько времени пройдет с момента появления плесени?
2. Какие условия необходимы для ее появления?
Воспитатель предлагает достать контейнеры и принести немного воды.
Хлеб поместить в разные условии: взяли 2 куска хлеба (черного и белого) и 1 кусок сдобной булки.
Смочили их водой и разместили их в три пластиковых контейнера с крышками.
В 4 чашку мы положили такие же кусочки, но их не смачивали водой и не накрывали крышкой. Чашки поместили в темное теплое и сухое место
Воспитатель предлагает поставить контейнеры в теплое темное место.
Такой же набор контейнеров с продуктами поставить в холодное место.
Воспитатель: Оказывается в египетских пирамидах помимо сокровищ, находили еще и буханки хлеба. Их, конечно, никто не пробовал. Хлеб пролежал в гробницах тысячи лет и стал, твердым, как камень.
В ходе этого, мы предположили, что, наверное, температура влияет на рост плесени на продуктах.
Воспитатель: Итак, что такое плесень?
Дети: Плесень это особые микроорганизмы.
Воспитатель: Как вы думаете, она всё- же полезна или вредная для нашего здоровья?
Ответы детей
Воспитатель: Плесень – это вид грибка. Она очень быстро растет и распространяется. Плесень производят малюсенькие клетки с твердой оболочкой, они называются спорами. Споры гораздо меньше частичек пыли и могут переноситься на большие расстояния воздухом. Влага, тепло и темнота создают хорошие условия для роста плесени. Плесень имеет хорошие и плохие стороны. Некоторые виды плесени портят вкус, и запах пищи, но благодаря, ей некоторые продукты имеют очень приятный вкус. В отдельных сырах много плесени, но в то же время эти сыры очень вкусны. Зеленоватая плесень, которая растет на хлебе и апельсинах, используется для приготовления лекарства, которое называется «пенициллин». Пенициллин помогает людям бороться со многими болезнями. Раньше люди не могли бороться с вирусами, они не знали о существовании такого лекарства. Помог им Александр Флеминг- шотландский исследователь. Было это 100 лет назад.
Рефлексия: Мы сегодня с вами узнали, что помогло ученом получить это лекарство
Дети: ответы
Воспитатель: Что мы хотели выяснить в ходе эксперимента?
Дети: ответы
Воспитатель: Спасибо.