МААМ-картинки

Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ

Лариса Вишнякова
Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Росинка»

«Развитие познавательных способностей

у детей посредством технологии Триз»

Воспитатель:

Вишнякова Л. В.

2017г.

Мастер-класс.

Вишнякова Лариса Викторовна, воспитатель ДОУ «Росинка»

Цель мастер-класса: Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии Триз.

Задачи:

-познакомить педагогов с технологией Триз.

Публикация «Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ» размещена в разделах

-формировать у участников мастер- класса мотивацию на использование технологии Триз

-алгоритм составления загадок.

Практическая значимость: В ходе проведения мастер-класса будет продемонстрирована методика (алгоритм) работы по составлению загадок разными способами по опорным таблицам, и показ игр по ТРИЗ.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

-формировать у участников мастер- класса мотивацию на использование технологии Триз.

Организационный момент, сообщение темы мастер-класса

- Добрый день, уважаемые коллеги!

- Я рада вас приветствовать на мастер-классе

«Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии

ТРИЗ»

А чтоб мастер- класс был веселей

Отвечайте поскорей!

Вы хотите поиграть?

Мастер- класс пообсуждать?

Вы сегодня ночью спали?

Утром встали, танцевали?

На мастер-класс вы опоздали?

Ручки и блокноты взяли?

На вопросы отвечали?

Это был вариант игры «Да – Нет» с элементами ТРИЗ.

Что же такое ТРИЗ

СЛАЙД №5

ТРИЗ - ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ.

Основателем является ученый Генрих Альтшуллер.

СЛАЙД № 6

Цель ТРИЗ : не просто развивать фантазию детей, а научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев : «Можно говорить все»

- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы.

Но прежде чем продолжить мастер-класс, я хотела бы вас спросить:

О ком можно так сказать?

СЛАЙД № 7

Воспитывает, но не родитель

Обучает, но не учитель

Учится, но не ученик

Играет, но не ребенок. (ВОСПИТАТЕЛЬ)

- Как вы считаете, к какому жанру литературы можно отнести данный текст? ЗАГАДКА

- Давайте немного вспомним, что такое загадка?

СЛАЙД № 8

- Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений.

А еще загадка это игра, а игра как мы знаем, ведущий вид деятельности детей. Игра в узнавание, отгадывание, что спрятано и скрыто.

Но как показывает практика, не все дети могут отгадывать загадки.

СЛАЙД №9

- Учитывая то, загадка – это своеобразная игра, я решила научить детей играть в загадки : не отгадывать их, а наоборот, придумывать с помощью методов ТРИЗ, с которым я сегодня хочу вас познакомить.

- Так как же играть в загадки? Попытаемся сейчас составить загадки по опорным таблицам.

СЛАЙД № 10

Методика составления загадок по опорным таблицам

(электронная презентация)

СЛАЙД № 11

ЭТАП. Предварительная работа: научить детей сравнивать предметы «На что похоже?»

Например: «У меня в руках меховая шапка. На что похоже?» (на котенка, на крокодила, на сугроб снега, на медвежью берлогу). Просто ответить на вопрос недостаточно. Надо доказать, что шапка похожа на крокодила. «С какой стороны надо смотреть, чтобы увидеть крокодила? А где у него хвост? А что он сейчас делает?».

II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Первый способ

1. Составление опорной таблицы вида:

«На что похоже?» «Чем отличается?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок)

Например:

РАСЧЁСКА

СЛАЙД № 13

3. Заполнение левой части таблицы: «На что похожа? (на забор, на пилу, на траву)

РАСЧЁСКА

«На что похоже?» «Чем отличается?»

Забор

Пила

трава

4. Заполнение правой части таблицы: «Чем отличается?»

СЛАЙД № 14

РАСЧЁСКА

«На что похоже?» «Чем отличается?»

Забор

Пила

трава Нельзя лазить

Не пилит

Не растёт

5. Вставка «слов – связки» - КАК, НО. Составление загадки о расчёске

СЛАЙД № 15

Загадка: Что это?

Как забор, но нельзя лазить.

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт.

СЛАЙД №16

Второй способ.

1. Составление опорной таблицы вида:

«Какая? (какой, какое)» «Что такое же?»

4. Заполнение правой части таблицы: «Что такое же яркое (круглое, жаркое, но не солнце?»

«Какое» «Что такое же?»

Яркое

Круглое

жаркое Лампа

Колесо

огонь

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о солнце.

СЛАЙД №17

Загадка: Что это?

Яркое, а не лампа?

Круглое, а не колесо?

Жаркое, а не огонь?

СЛАЙД № 18

Третий способ.

1. Составление опорной таблицы вида:

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

СЛАЙД №19

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается

СЛАЙД № 20

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается Самолёт

Мышка

собака

5. Вставка «слов – связки» - А НЕ. Составление загадки о комаре.

СЛАЙД № 21

Загадка: Что такое?

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака?

Алгоритм составления загадок:

СЛАЙД № 22

Работа по подгруппам.

Сейчас я предлагаю вам стать воспитанниками и попробовать самостоятельно по подгруппам с помощью этой методики составить загадки по опорным таблицам.

Слова: Елка, Снежинка, Мяч, Цыпленок.

Итак, коллеги, давайте посмотрим, что у вас получилось. Предлагаю вам загадать составленные загадки друг другу.

- Таким образом, загадка - настоящее высокое творчество, доступное детям дошкольного возраста.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей.

Активно в своей работе с детьми применяю игры с элементами ТРИЗ.

СЛАЙД № 23

«Что сначала, что потом»

«Волшебные домики»

«Сказочный паровозик»

«Круги ЛУЛЛИЯ»

Подведение итогов мастер – класса.

Сегодня я познакомила лишь с некоторыми играми ТРИЗ

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов.

СЛАЙД № 32

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Использование технологии ТРИЗ для развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Мы живем в удивительный век стремительно развивающихся информационных технологий, когда обществу нужны люди интеллектуально смелые, умеющие.

Развитие познавательных способностей детей раннего возраста в процессе конструктивной деятельности Костерина Елена Владимировна, воспитатель 1 младшей группы МБДОУ № 89 «Умка» «Развитие познавательных способностей детей раннего возраста.

Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста посредством ознакомления с природой Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Конспект занятия по ФЭМП посредством использования технологии ТРИЗ (старшая группа) ФЭМП посредством использования технологии ТРИЗ. (старшая группа) Воспитатель: Горелова Н. А. 2017г. Цель: Учить детей решать".

Лэпбук «В гостях у сказки» для детей 2–3 лет. Развитие познавательных способностей посредством развивающих заданий и игрЛэпбук «В гостях у сказки» для детей 2–3 лет. Развитие познавательных способностей посредством развивающих заданий и игр Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А. С. Пушкин. Лэпбук «В гостях у сказки» предназначен для детей 2-3 лет. В него вошли.

Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством технологии Т. А. Боровик «Хор рук» Ход мероприятия:Прошу внимания! Прошу вашего дружеского участия и понимания. Я мастер-класс сегодня покажу, Много интересного, поверьте,.

Опыт работы «Развитие познавательных способностей посредством экспериментальной деятельности» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Ромашка» г. Светлоград Опыт.

Развитие познавательных способностей в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста через использование ТРИЗ Процесс воспитания и образования ребенка постоянно преобразуется. Главная цель педагога - подготовка подрастающего поколения для жизни в.

Развитие познавательных способностей у дошкольников Александрова Юлия Юрьевна воспитатель МАДОУ п. Юбилейный Развитие познавательных способностей у дошкольников. Дошкольное детство – это.

Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности "Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность в ДОУ" Воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ
Опубликовано: 27 марта 2018 в 17:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательных способностей у детей посредством технологии ТРИЗ» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Вишнякова (УИ 862051) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД