Лариса Беляева
Мастер-класс «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством технологии Т. А. Боровик «Хор рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход мероприятия:
Прошу внимания!
Прошу вашего дружеского участия и понимания.
Я мастер-класс сегодня покажу,
Много интересного, поверьте, расскажу.
Дети любят эти упражнения,
Увлекут они и вас, вне всякого сомнения.
Слайд2
Добрый день, уважаемые коллеги! В рамках мастер класса хотела бы поделиться своим опытом работы и продемонстрировать вам эффективные методические приемы инновационной технологии «Хор рук».
Публикация «Мастер-класс „Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством технологии Т, А, Боровик „Хор рук“» размещена в разделах
- Белый гриб, боровик
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слайд3
Автором музыкально педагогической технологии «Хор рук», является наш современник Татьяна Анатольевна Боровик - русский музыковед, педагог, исследователь.
Меня очень заинтересовал материал по данной теме, и я решила, что обязательно должна применить её в своей педагогической деятельности. Начала со сбора информации, чтобы понять, что же это за технология, чем она интересна и что может дать дошкольникам.
Слайд 4
Особенности технологии:
• она может применяться для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
• ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель. Поэтому эту форму могут использовать педагоги, не имея специального музыкального образования
• с детьми разного возраста и с взрослыми (на совместных мероприятиях, в зависимости от поставленных задач
• простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку. Именно данная форма предлагает каждому из детей попробовать себя в роли лидера.
• пластическое соучастие с музыкой направлено на рецептивное восприятие музыки
• данная технология подходит для использования в работе как с группами общеразвивающего вида, так и коррекционными.
слайд 5
Изучив материал по данной теме, поняла, что эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, направлена на развитие
• двигательной фантазии детей.
• координационной свободы движения
• слухового восприятия музыки
• чувства ритма
• развитию общей и мелкой моторики
• внимания
• ансамблевой слаженности
• способности к двигательной импровизации.
слайд 6
Все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Предварительно ребята прослушивают музыкальное произведение, высказываются о его характере, музыкальном образе. Затем детям предлагается изобразить музыкальный образ руками, поучаствовать в хоре рук.
«Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях, зеркально отражая движения сидящего 1 ведущего - «дирижера», «вторую» - другая группа детей, стоящая позади первой группы, соответственно копируя движения стоящего 2 ведущего - «дирижера».
слайд 7
Для того, чтобы детям проще было вникнуть в процесс, я начинаю работу с «одноголосия», где выполняю роль дирижера, а ребята хора, повторяя движения за мной. Затем место «дирижера» предлагаю занять одному из детей. По мере накопления детьми двигательных навыков ребята с удовольствием берут на себя эту роль.
слайд 8
После того, как дети с уверенностью справляются с «одноголосием» можно начать работу над «двухголосием». Здесь дошкольники делятся на 2 партии, где поначалу ведущими дирижерами выступают взрослые, либо один из детей и один взрослый. А со временем, накопив опыт двигательных навыков и справившись с застенчивостью, дети самостоятельно выступают в роли дирижеров всех партий.
слайд 9
Для более глубокого восприятия музыки и развития творческого воображения ребят, можно использовать дополнительные атрибуты, которые закрепляются на запястье детей, либо перчатки, к которым можно прикрепить: снежинки, листья, цветы, бабочек, птиц и т. д. В зависимости от музыкального образа, темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс», «Танец птиц», «Вальс цветов и бабочек» и др.).
Посмотрите, у меня в руках 2 корзинки: в одну я листочки собрала, а в другую – капельки-дождинки. И я очень хочу, чтобы они подружились и запели хором. Я предлагаю представить образ осеннего вальса и изобразить его с помощью рук.
Слайд 10
Хор рук «Листики и дождинки»
Спасибо большое, очень красиво получилось.
Слайд11
Также я применяю методические приемы этой технологии и при разучивании пальчиковой гимнастики. В первый ряд можно посадить ребят, которые показывают действия, а во второй ряд тех, кто изображает фон. Например, пальчиковая гимнастика про осень. В первом ряду дети показывают движения с проговариванием слов (можно одеть разноцветные перчатки, а во втором ряду ребята с осенними листочками создают фон по показу дирижера. При последующем показе, можно добавить музыку.
Слайд12
Обращение к данной технологии в работе с дошкольниками позволило добиться следующих результатов:
• Удалось создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения;
• Дети стали более активными и раскрепощенными, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
• Дети развиваются творчески в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, (без лишних «натаскиваний» и заучиваний).
Слайд13
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
просто необходимо в процесс освоения музыкального языка ввести действие.
Слайд14
Подводя итог нашего мастер- класса. Прошу ответить на вопросы, используя жесты рук:
Да Сомневаюсь Нет
Как вы считаете:
- данная технология заслуживает внимания?
- способствует приобретению знаний в процессе деятельности?
- способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка?
- возможно использование данной технологии в вашей деятельности?
Искренне надеюсь, что опыт работы и предложенный материал помогут вам, уважаемые коллеги, в трудной, но увлекательной работе по развитию музыкальных способностей у дошкольников.
слайд 15
Спасибо за участие и внимание.