Горелова Нина Александровна
Конспект занятия по ФЭМП посредством использования технологии ТРИЗ (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ФЭМП посредством использования технологии ТРИЗ.
Воспитатель: Горелова Н. А.
2017г.
Цель:
Учить детей решать" проблемы", выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия путем технологии ТРИЗ.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь. Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 и обратно. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. Формировать умение решать логические задачи, умения ориентироваться на листе бумаги. Закреплять знания о последовательности дней недели, частях суток,времени года и месяцах. Формировать навыки сотрудничества на занятиях, формировать навыки самооценки. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Воспитывать познавательный интерес к математике, дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших своими достижениями.
Материал: Магнитная доска, магнитные цифры до 10, плакат с нарисованными спрятанными цифрами, карта с заданиями гномов, магнитные геометрические фигуры, часы-дни недели, логические задачи, разрезные картинки игрушек, карточки с точками для соединения, карандаши, разрезанная картинка яблока на магнитах 4 части, шляпа, картонные солнышки и тучки, аудио запись «Всем нам весело живется….»
Предшествующая работа: счет до 10 и обратно, игры: «Назови соседей числа», «Геометрические фигуры», «Составь целое из частей», «Части суток», «Дни недели», «Времена года», «Отгадай загадку», «Реши задачу», работа в тетрадях, математические физминутки, работа с картой, обыгрывание сказочных персонажей», игровое упражнение «Дорисуй», знакомство с целым и частями, деление предмета на две, четыре части.
Ход.
Воспитатель: Дети, вы хотите отправиться в путешествие? (ответы детей)
- А как люди путешествуют? (пешком, на самолете, на воздушном шаре, на поезде, во времени….)
- А как мы можем путешествовать не выходя из ДОУ? (в сказку, в волшебную страну)
- А каким нужно быть чтобы отправиться в путешествие? (здоровыми, смелыми, сообразительными, умными, дружными)
-Для того чтобы оказаться в сказке нужно закрыть глаза, 3 раза повернуться вокруг себя и сказать: «1, 2, 3 сказка к нам приди»
-Мы оказались в сказке. Смотрите, а наша Ксения превратилась в кого? (на ребенка воспитатель незаметно одевает красивый колпачок) (в гномика, волшебницу, в фею….)
- Кто же ее заколдовал? (колдунья, фея, волшебница, гномы….)
-Как ее расколдовать? (снять колпак, сказать волшебные слова, попросить у жителей сказки….)
- У кого мы здесь можем попросить? (у гномиков)
Подготовленный ребенок показывает на картинку и говорит:
-Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.
— Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.
— Третий приходит Среда. Любимый цвет этого гномика — желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.
— Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.
— Пятый приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.
— Шестой появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.
— Седьмой приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.
Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас среда, куда нужно повернуть стрелку? Правильно на желтый лепесток часов.
- Гномики говорят, что с их волшебной яблони пропало волшебное яблоко, если мы выполним их задания и вернем яблоко,от они расколдуют Ксению. (перед детьми карта с заданиями)
-Поможем гномикам? Чтобы они расколдовали Ксению?
1 задание
Чтобы гномики не перепутали, когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас среда, куда нужно повернуть стрелку? Правильно на желтый лепесток часов. Часть суток? Время года? Месяц (среда, утро, весна, апрель) За правильные ответы гномы нам дают 1часть яблока. Ксения прикрепляет на магнитную доску.
2 задание
- На плакате нужно найти куда спрятались цифры.
-На доске все цифры от 1 до 10 перепутались. Их нужно поставить по порядку. (выполняет 1ребенок у доски)
Вот один иль единица,
Очень тонкая, как спица.
А вот это цифра два.
Полюбуйтесь, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
А за двойкой – посмотри-
Выступает цифра три.
Тройка — третий из значков-
Состоит из двух крючков.
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
Цифра шесть — дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Вот семерка – кочерга.
У нее одна нога.
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
Цифра девять иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
Цифра вроде буквы О-
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Если ж слева, рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это — десять.
- Дети за столами должны выложить цифры по порядку на карточке.
Дети считают до 10 и обратно, называют соседей чисел 3, 4, 7…
(За выполненное задание гномики дают 2 часть яблока и Ксения прикрепляет на магнитную доску рядом с 1 частью)
Физминутка (аудио запись) «Всем нам весело сегодня»
3 задание.
На магнитной доске расположены геометрические фигуры. Дети должны назвать фигуры с 3мя углами (треугольник, с 4мя углами (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб), без углов (круг, овал)
На столах дети на карточках соединяют точки простым карандашом, в итоге получается геометрическая фигура.
Гномикам как и детям очень нравиться играть в игрушки и они просят детей сложить их из частей.
Работа в паре за столами (Дети складавают картинки игрушек по образцу)
За выполненное задание гномики дают 3 часть яблока
4задание
Подойти с детьми к столу с задачами.
1 задача
Для кого накрыт стол? (для Жихарки, на 3х, для 3х поросят, для 3х медведей)
2 задача
Сколько гномиков у Белоснежки? (7) Каждый гномик подарил Белоснежке по 1 шарику, 1 подарил 2. Сколько шариков подарили гномики? (8)
3 задача
Шесть веселых медвежат, за малиной в лес спешат, но один из них устал, от товарищей отстал. А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (5)
4 задача
У пяточка было 2 воздушных шарика- синий и зеленый. Один из них, он отдал своему другу Винни-Пуху. Сколько шариков осталось у Пяточка? (1)
5 задача
У цветика - семицветика было 7 разноцветных волшебных лепестков. 6 лепестков девочка Женя истратила на свои бесполезные и пустяковые желания. Сколько волшебных лепестков осталось у нее для того, чтобы сделать доброе, полезное дело? (1)
За выполненное задание гномики дают 4 часть яблока.
Ксения складывает целое яблоко и гномики благодарят и расколдовывают ее. (воспитатель незаметно снимает с нее шляпу)
-Пора возвращаться в детский сад.
1,2,3 в детский сад нас всех верни!
Рефлексия: дети подходят к столу и выбирают солнышки или тучки. Объясняют,я выбрала солнышко потому,что мы помогли в сказке гномикам и Ксении,и т. д.