Юлия Александрова
Развитие познавательных способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Александрова Юлия Юрьевна
воспитатель МАДОУ п. Юбилейный
Развитие познавательных способностей у дошкольников.
Дошкольное детство – это важный период в развитии ребёнка, это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.
Публикация «Развитие познавательных способностей у дошкольников» размещена в разделах
Под познавательными способностями детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.
Познавательные способности развиваются из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. Они формируются в период дошкольного детства и являются важной движущей силой познавательного развития ребенка.
Поэтому, я считаю, что проблема развития познавательных способностей дошкольников является одной из самых актуальных, так как это необходимое условие умственного развития ребёнка, и развивать их можно и нужно постоянно в различных видах деятельности детей.
Используя различные дидактические игры и игровые приёмы в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций. Радость от игровой деятельности у детей постепенно переходит в радость учения. Дети, играя, не ставят перед собой какой-то определенной цели. Однако игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С её помощью он развивает в себе внимание, память, мышление, воображение, то есть те качества, которые необходимы ему для дальнейшей жизни.
Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Игра в целом, и познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач с учетом возможностей детей дошкольного возраста. Основу дидактических игр составляет органическая взаимосвязь игровой деятельности и интересного усвоения знаний.
В старшей группе можно использовать следующие игровые задания на развитие познавательных способностей :
I. Одевание (раздевание) на (с) прогулку.
• предложить детям сравнить туфельки детей и разделить их на большие и маленькие, прикладывая подошвы, друг к друг
• определить, много ли ребят пришло в куртках, в пальто и т. п. (классификация) ;
II. После сна:
• застилая постель, определить на какую геометрическую форму похоже покрывало, подушка;
• расчесывая девочек, спросить, у кого волосы длинные, у кого – короткие (у кого самые длинные) ;
III. Прием пищи:
• попросить детей разложить ложки, перед этим они должны определить количество детей, сидящих за столом;
Прогулка:
• собирая осенние листья, выбрать красные, желтые, зеленые, коричневые; выложить из них шарфики для осени (длинные и короткие) ;
• во влажном песке аккуратно сделать отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя, сравнить их по форме и по размеру;
• «Найди, что покажу» - искать одинаковые по форме листья, камешки, шишки, куличики;
• «Найди, что назову» - искать предметы по описанию;
• постоянно упражнять в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, цветы;
• наблюдая за транспортом обговаривать геометрическую форму, цвет, направление и скорость движения;
• наблюдая за небом, обговаривать форму солнца, облаков; цвет и направление движения;
• играть в подвижные игры с математическим содержанием, активно использовать пальчиковые упражнения.
Дети также очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда игра доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, цель увлекает малыша.
Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформулировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки «Верно – неверно». Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. Для этого можно использовать игровые упражнения «Дорисуй», «Дострой»… На листах бумаги изображаются геометрические фигуры, например, круги разных размеров на расстоянии один от другого. Ребенку можно предложить дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. Дети рисуют снеговика, неваляшку, куклу, часы. Аналогичны упражнения, где к взятой за основу геометрической фигуре, например, треугольнику, надо присоединить другие фигуры и получить при этом какой-либо силуэт: елка, домик, флажок и так далее.
Мои дети очень любят играть в следующие игры:
1. Геометрические фигуры.
На столе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и т. д.) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит:
- Кто нашел большой круг?
-Кто нашел синий маленький квадрат? и так далее.
Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет её себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей.
2. Узнай предмет.
Для проведения игры необходимо положить в полотняной мешочек разные мелкие предметы: пуговицы разной величины, катушку, кубик, шарик, конфету, ручку и др.
Задание ребенку: Определить на ощупь, что это за вещи.
Правила в дидактических играх являются заданными. Используя правила, воспитатель может управлять игрой, процессами познавательной деятельности поведением детей. Также игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности.
В конце своей статьи мне хотелось бы ещё раз напомнить, что одной из важных задач современного дошкольного воспитания является создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения. Поэтому так важно обращать внимание на развитие познавательных способностей в детском саду.