марина майор
Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектно-исследовательскую деятельность в ДОУ"
Воспитатели Майор Марина Николаевна
Ковалева Екатерина Васильевна
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка.
Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Но так как дошкольник самостоятельно еще не может найти ответы на все вопросы, которые его интересуют, то ему на помощь спешат взрослые: родители и педагоги. Которые стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач. И одним из таких методов является проектная деятельность. Технология проектирования и использование метода проектов с интеграцией в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного развития дошкольников.
Публикация «Развитие творческих и познавательных способностей дошкольников посредством проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Изучив соответствующую методическую литературу, затрагивающую вопросы технологии проектирования и использования метода проектов в ДОУ, мы стали внедрять проектный метод в свою воспитательную работу с детьми.
Выделяют 3 вида проектов, каждый из которых обладает своими особенностями.
Исследовательский проект
Как следует из названия, исследовательский проект предполагает получение ответов на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
«Почему раньше картошку называли – второй хлеб?»
На протяжении проекта дети повысили свои знания о процессе выращивания картофеля. с помощью опытов научились получать крахмал из картофеля. Познакомить со свойствами крахмала, использованием его в промышленности. Также дети наблюдали за изменениями роста различных клубней в зависимости от разных условий:
- будет ли прорастать картошка если положить клубень в темноту, не поливать клубень
- можно ли вырастить картошку из разрезанного клубня.
Ребята поняли о многофункционального использования картофеля в жизни человека. Картошка имеет лекарственные свойства, с помощью наблюдений во время еды дети выяснили, что очень много блюд можно приготовить из картошки.
К проектной деятельности также привлекли родителей. В группе была организована выставка книг, а также поделок из картошки, которые дети сделали дома вместе с родителями.
Дети испытывали большую радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.
Работая с детьми по программе «Радуга», мы заметили их повышенный интерес к долгосрочным наблюдениям-экспериментам, а также к занятиям, содержащим демонстрационные опыты и элементы самостоятельного экспериментирования, Опыты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи детей, их умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определённый алгоритм действий, чёткость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от нас, взрослых, компетентности в различных областях знаний об окружающем нас мире.
Были определены формы детской исследовательской деятельности :
- познавательное занятие;
- совместная исследовательская деятельность детей с воспитателем (опыты, эксперименты) в уголке «мини-лаборатория»;
- игры-эксперименты и дидактические игры;
- эвристические беседы, включающие решение речевых логических задач, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов;
- использование моделей и деятельности моделирования.
Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия были систематизированы и оформлены в наборы для исследования определённых свойств предметов и явлений. В группе был создан уголок экспериментирования, который включает в себя «мини-лабораторию» с необходимым оборудованием и природным бросовым материалом, «мини-музей», схемы-модели алгоритмов проведения опытов. Собрана библиотека по разделу «Детское экспериментирование», создана информационная копилка для родителей «Детские вопросы и ответы», картотека «Опыты и эксперименты» по возрастам, подготовлены альбомы с фотографиями, дидактические игры.
Экспериментирование можно включать в разные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, трудовую деятельность, наблюдения, проведение опытов, организованных как самостоятельная или совместная деятельность.
Для популяризации детского экспериментирования был составлен план взаимодействия с родителями. Были предложены примерные планы совместной деятельности родителей с детьми дома. Для разъяснения актуальности предлагаемой темы были составлены и проведены консультации с родителями. На родительских собраниях обсуждались возникающие трудности и происходил обмен накопленным опытом. Родители принимали активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашались на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекались в выполнение творческих домашних заданий.
Таким образом, в результате целенаправленной, планомерной, систематической работы у детей появился интерес к самостоятельной исследовательской деятельности. Дети стали более наблюдательны, научились сравнивать, анализировать, делать выводы, стали более активно участвовать в познавательном общении с взрослыми и сверстниками.