Александра Войтенко
Развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при работе с фетром
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребёнок. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Хорошо известно, что дети 6-7 лет называют «почемучками». И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности дошкольников. Важно научить детей пользоваться знаниями для генерирования собственных идей и мыслей. Умеем ли мы это делать? Учим ли этому детей? Как научиться самому и научить ребенка творчески мыслить?
Публикация «Развитие познавательных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста при работе с фетром» размещена в разделах
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Педагогическая практика показывает, что важно подобрать эффективные методы обучения, которые направлены на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей : вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельности.
Важным фактором творческого развития детей является создание обстановки, опережающей развитие детей, которая стимулировала бы самую разнообразную деятельность. Для творчества необходима комфортная психологическая обстановка, предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в выборе способов действий.
В соответствии с ФГОС дошкольник должен быть : инициативным, самостоятельным, любознательным, интересующийся новым, неизвестным в окружающем мире.
В процессе работы с детьми в данном направлении могу отметить, что у воспитанников появились умения:
• видеть проблему;
• выдвигать гипотезы и идеи, оценивать их, принимать собственное решение;
• задавать вопросы;
• давать определения некоторым понятиям;
• экспериментировать и наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи;
• активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• использовать полученные знания в самостоятельной деятельности.
В свете изложенного, я считаю, что в познавательно-речевой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому я стремлюсь организовать образовательный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой, ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Поэтому, постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.
Проведя обследование дошкольников в подготовительных группах выявила, что лишь у 70 % воспитанников высокий и средний уровень сформированности способностей к познавательной и творческой деятельности. В настоящее время 70-80% дошкольников имеют неудовлетворительный уровень развития мелкой моторики рук. Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки, невозможность осуществления тонких дифференцированных движений не позволяют ребёнку выдерживать длительное напряжение руки. Состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие у ребенка речевой функции, оно важно для полноценного формирования устной речи.
Для успешного развития творческих способностей немаловажную роль играет облик преподавателя, проводящего занятия, его знания и умения, организаторские способности, отношение к делу и ребятам, педагогическое мастерство, такт и другие качества. А главное его увлеченность. В большинстве случаев это воздействие является решающим. В своей работе с дошкольниками я решила взять работу с фетром.
В процессе работы с фетром ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказывается заниматься.
В этом и заключается творчество ребенка старшего дошкольного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает эскиз для своей работы, но и тогда, когда создается образ по заданию педагога, определяя композицию (расположение деталей на панно, цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т. п. Рука, приученная работать с таким материалом как фетр, легче овладевает ручкой при письме и аккуратность в складывании, несомненно, скажется на качестве любой работы.
Все эти условия связаны между собой, ведь только при условии овладения системными знаниями о работе с фетром ребенок легко овладевает самостоятельной трудовой деятельностью в виде отдельных завершённых трудовых процессов и сможет проявить творчество при работе с фетром.
В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. В процессе целенаправленного обучения работы с фетром, осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание детей, развиваются умение анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности.