Светлана Лебедева
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей
в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения нетрадиционным техникам рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольное образование в настоящее время находится в процессе реформирования : меняется законодательная база, вводятся в действие новые стандарты, разрабатываются новые научные подходы к дошкольному образованию. Однако есть и то, что остается неизменным – самой главной ценностью всей системы дошкольного образования остается воспитанник и все усилия педагогов направлены на его воспитание, обучение и развитие для последующей «успешности» во взрослой жизни.
Неотъемлемой частью успешного будущего являются хорошо развитые творческие способности, позволяющие мыслить нестандартно в стандартных ситуациях. Необходимо отметить, что процесс образования достаточно строго регламентирован, детям чаще всего предлагаются схемы действий, шаблоны, готовые решения, что не способствует успешному развитию творческих способностей детей.
Нетрадиционные техники рисования могут решить эту проблему, способствуя развитию фантазии, воображения и творческих способностей у детей на занятиях изобразительной деятельностью.
Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения.
Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности.
В основу опыта использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник. Такие задания ставят ребенка в позицию «творца» активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.
Термин нетрадиционный можно рассмотреть как «не являющийся традиционным», «связанный с отступлением, отказом от традиций», «свежий», «новаторский». Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе.
Из вышерассмотренного вытекает определение нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Положительное отношение к использованию нетрадиционных изобразительных техник сложилось не сразу.
Для развития художественного творчества необходимы определё нные условия:
а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («дорисуй», «придумай сам», «закончи оформление сам»);
д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
Организуя образовательную деятельность с применением нетрадиционных техник рисования необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, оттиск листьями и т. п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: ниткографии, кляксографии, монотипии, и т. п.
С возрастом расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Овладение нетрадиционной техникой является, с одной стороны, целенаправленным, с другой - обучение не следует превращать в систему инструкций и установок. Обучение художественным техникам предполагает наличие двух компонентов: целенаправленности и элемента спонтанности, творческой непредсказуемости.
Существует определённая последовательность работы по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования :
экспериментирование;
знакомство с нетрадиционной техникой;
творческое преобразование;
получение оригинального рисунка;
использование приобретенного опыта.
Результат работы воспитанника зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать его внимание, побуждать к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение и т. д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять воспитанникам способы действий и показывать приемы изображения.
Положительным моментом является и то, что воспитатель может осуществить индивидуальный подход к воспитаннику: помочь быстрее овладеть необходимыми навыками, оказать помощь в рисовании тому, кто сам затрудняется, и таким образом заинтересовать его. Все вопросы и указания воспитатель должен делать очень умело, чтобы не подавлять, а поощрять самостоятельность воспитанников.
Воспитательным моментом является показ рисунков самими детьми, при этом они проявляют много интереса, радости, возникает много разговоров и, конечно, возрастает желание рисовать.
Следовательно, успех использования нетрадиционных техник во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание и помочь утвердиться в позитивной позиции «творца».
В старшем дошкольном возрасте дети создают вариативные образы, с сохранением характерных особенностей формы, строения, цвета, пропорциональных отношений, передают индивидуальные особенности предметов. Ведущим мотивом изобразительной деятельности также остаются явления, события, которые ребенок пытается передать в изображении, но содержание меняется, это уже события, волнующие ребенка.
Изучение теоретических положений использования нетрадиционных техник изобразительного творчества в работе с детьми дошкольного возраста позволяет нам с уверенностью говорить о том, что они являются эффективным средством творческого развития детей.