Борейкина Ольга Владимировна
Картотека игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования администрации города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 109»
(МБДОУ «Детский сад № 109»)
Картотека игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Автор: Борейкина Ольга Владимировна
воспитатель
г. Нижний Новгород
2019 г.
Публикация «Картотека игр на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Старшая группа
- Темочки
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Творческое упражнение «Узнай птицу»
Дети получают карточки с изображениями различных птиц. Им предлагается подумать:
- Какой характер у той или иной птицы?
- С какими людьми, цветами, деревьями, животными дружит эта птица?
- Кто враги?
- О чем она поет?
- Из чего и как строит гнездышко?
- Что она больше всего любит делать?
Детей предупреждают, что их ответы могут быть сказочными.
Творческое упражнение «Домашние и дикие животные»
Дети объединяются в две группы — «дикие животные» и «домашние животные». Группы должны придумать и через некоторое время рассказать о трудностях и преимущества своей жизни. Побеждает группа, рассказ которой самая творческая и интересная. Это упражнение дети могут выполнять индивидуально.
Творческое упражнение «Угадай кто я»
Воспитатель раздает детям карточки с рисунками разных животных. Дети берут себе по одной картинке, потом показывают детям движениями, животное изображено на картинке. Другие дети должны узнать, кого изображает ребенок. Можно предложить детям показать своих любимых животных.
Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»
Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.
Воспитатель начинает — «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит — «В» хорошо, потому что «Г» и т. д.
Пример: гулять — хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.
Сказочный чайнворд
Чайнворд-это игра, в которой нужно придумывать слова, начинающиеся на ту букву, какой окончилось предыдущее слово. В предложенной игре нужно воспользоваться этим правилом и составлять фразы-чайнворды про героев сказок, но с одним условием: предложение должно состоять из пяти слов и начинаться имени героя. Например, "Колобок" :
ЛисА АккуратнО ОбошлА Арык.
Ягодные сказки
Можно придумывать сказки, которые объясняли бы явления из какой-либо области. Например:
Почему вишни растут парами?
Почему ежевика колючая?
Откуда у земляники крапинки?
Буриме
В этой игре нужно сочинить стихотворение по заданным рифмам. Например, по таким:
-конь-гармонь-огонь-ладонь; -бег-снег-век-человек; -стакан-карман-обман-пан; Победитель-тот, кто первым придумал интересное стихотворение.
Спрячь ноты
Судья оглашает задание и засекает время. Нужно составить как можно больше слов, в которых были бы "спрятаны" загаданные судьё й ноты:
-ля,ре
-до,фа
-соль,ми
Конец и начало
Выбирается судья, который даёт задание и оцениевает работу. Игроки должны за определённое время придумать рассказ по первой и последней его строчке. Без серединки два предложения выглядят несвязанными друг с другом. Например:
-Снег пошёл хлопьями. На кровати лежал отбойный молоток.
-Костёр разгорался сильнее. Паук поймал муху.
-Дятел выглянул из дупла. Балкон покрасили в синий цвет.
История одной буквы
Многим известная игра. Составьте самый длинный связный рассказ из слов, начинающихся на одну букву. например:
"Академик астрономии Антон Алексеевич Арбузов арендовал автобус апельсинов, а артист Алексей Антонович Ананасов арестован атаманом аборигенов. "
Мемуары
Мемуары обычно пишут люди, прожившие яркую и интересную жизнь.
Участникам игры предлагается написать мемуары от лица:
-старого прикроватного столика
-старой платьевой вешалки
-старой чайной чашки
Мемуары должны быть небольшими и интересными, хорошо представленными.
Расшифруй слова
Представьте, что простые слова - аббревиатуры. Кто придумает самые смешные расшифровки:
-ГАЗ, ВОДА, ЗЕМЛЯ;
-НЕТ, ДА, УРА;
-ЗАТО, ПОТОМ, ЧТО
Анонимка
Это неподписанное письмо, обычно жалоба на кого-либо или что-либо. А представьте, что страсть к анонимкам охватила неодушевлённые предметы. Каждый участник составляет анонимку от лица какой-нибудь вещи, остальные участники должны отгадать, от чьего лица составлена жалоба.
Скороговорки
Очень трудно быстро произносить скороговорки, ещё сложнее самому придумать трудно произносимую фразу. Есть много скороговорок с именем Саша "Шишкой Саша шапку сшиб", "Шла Саша по шоссе и сосала сушку", "Маляр Шурик мешал сурик". Участникам игры предлагается составить смешные скороговорки со своими или другими именами. Побеждает тот, кто составит самое труднопроизносимое предложение, или кто составит больше скороговорок и т. д.
Правила хорошего тона
С древности повелось, что в разных местах нужно вести себя по-разному. В связи с этим существуют правила поведения, которые объясняют, что можно, а что нельзя делать в том или ином месте.
Участникам игры предлагается написать свод правил поведения в неожиданных метах, например:
-под кроватью
-на вершине Эльбруса
-в холодильнике
-в избушке Бабы-Яги
Можно предложить по написанным правилам угадать место.
10 коротких советов
В любом модном журнале есть страничка, где даются короткие советы, что делать в тех или иных ситуациях. Участникам игры предлагается придумать и записать советы, способные помочь людям в нестандартных ситуациях:
-ребёнок моет уши зубной пастой
-мама каждый день моет квартиру, передвигая мебель
-папа плачет над аргентинскими сериалами и т. д.
«Эврика!»
Участникам игры предлагается попробовать открыть новый закон или вывести формулу, которая будет несколько необычной, но очень пригодится в жизни. Правила можно придумывать самые различные, например:
-как определить возраст соседской собаки
-как измерить вес грозовой тучи
-как рассчитать количество пчёл в улье.
Инструкция
Похожая игра. Но в ней предлагается составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания, например:
-как вынуть изюм из кекса
-сделать маникюр кошке
-выиграть в лотерею.
Попрыгаем как.
Выбирают водящего. Остальные игроки делятся на две команды и строятся в две шеренги по одному за линией старта. По сигналу начинается игра. Участники должны по очереди пропрыгать всю дистанцию как:
-кенгуру
-лягушка
-воробей
Ни в коем случае нельзя переходить на другой вид прыжков. Ошибающийся выбывает из игры или с команды снимаются очки. Побеждают набравшие больше очков.
Выразительные движения
Делятся на две команды. Из одной выходит игрок и пытается лишь одними движениями показать разные эмоции:
-радость
-испуг
-злость
-удивление
Вторая команда должна угадать, что было изображено.
Перенести стул
Игроки выполняют следующее задание - перенести с места на место стул:
-как будто это мешок с золотом
-как будто это наполненный до краёв чан с водой
-как будто игрок идёт по минному полю.
Сиамские близнецы
Сиамские близнецы - это два человека, некоторые части тела у которых общие. Игрокам предлагается разбиться на пары и стать такими близнецами: свободными должны остаться правая рука одного и левая другого. После этого они должны на время выполнить простые задания:
-зажечь свечу с помощью спичек
-вдеть нитку в иголку
-завязать шнурок на ботинке
Побеждает пара, которая смогла это сделать быстрее остальных.
Привет!
Всем известно, что слово "привет" можно заменять жестами - пожать руку, снять шляпу, даже потереться носами. Участникам предлагается поздороваться жестами, которые могли бы быть у туземцев:
-племени людоедов У-ху-ху
-племени прыгающих дикарей Ай-яй-яй
-племени танцующих дикарей Ля-ля-ля.
Взаправдашнее падение
Здесь каждому участнику игры предлагается выполнить простое задание - упасть словно:
-он поскользнулся на банановой кожуре
-его ранили в грудь
-его ударило током.
Галерея неудачников
Выбирают водящего, который даёт остальным участникам задание изобразить, замерев на месте:
-вратаря, поймавшего шайбу зубами
-гимнаста, забывшего выйти из пируэта
-метателя диска, который по ошибке метнул бумеранг
В итоге получится целая галерея с названием "жертвы спорта". Водящий выбирает победителя.
Выразительная походка
Походка человека может многое сказать о её владельце. Здесь участника просят изобразить походку человека, который
-оказался совсем один ночью в глухом лесу
-купил себе ботинки на размер меньше
-со всей силы пнул коробку, а в ней оказался кирпич.
Остальные должны угадать изображаемую ситуацию.
Живой прибор
Это игра выявляет талант к пародированию. Суть - как можно точнее изобразить бытовые приборы
-утюг
-будильник
-телефон
Остальные должны угадать.