Вишневская Марианна
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Музыкальный руководитель Вишневская М. В.
Актуальность музыкально-театрализованной деятельности
в развитии детей дошкольного возраста
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Каждый ребёнок – актер от природы, живущий эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки, учится думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Как ненавязчиво и увлекательно рассказать ребёнку о самом главном – о красоте и многообразии этого мира? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, сопереживать, думать и фантазировать?
С точки зрения педагогической привлекательности, именно музыкально-театрализованная деятельность является самым популярным и увлекательным направлением, позволяющим решать многообразный спектр педагогических задач.
Музыкально-театрализованная деятельность универсальна, имеет игровую природу, социальную направленность и коррекционные возможности.
Особенности развития творческих способностей старших дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность
Седьмой год жизни – продолжение важного периода в развитии детей, когда продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развёртывание этих образований создаёт психологические условия для появления новых направлений в развитии. У детей продолжает развиваться воображение, произвольное внимание и речь. Дети 6-7 лет могут самостоятельно охарактеризовать музыкальное или литературное произведение, выделить выразительные средства, почувствовать оттенки настроения, переданные в музыке или в характере персонажа.
Ребёнок способен целостно воспринимать и передавать музыкальный или драматический образ, выразительно инсценировать в движении песни, варьировать танцевальные движения.
В ролевых играх дети седьмого года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации (свадьбу, рождение ребёнка и т. д., осознанно относятся к исполнению роли в представлении.
Театрализованные действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослым. Игровое пространство усложняется. В нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. В этом возрасте продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Влияние музыкально-театрализованной деятельности
на развитие творческих способностей детей:
- Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире, развивается эстетический вкус;
- Развиваются психические процессы: память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
- Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
- Совершенствуется моторика, координация, плавность переключаемость, целенаправленность движений;
- Развивается эмоционально-волевая сфера;
Происходит коррекция поведения, снимается зажатость, скованность;
Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, уважение, формируется опыт нравственного поведения;
Стимулируется развитие творческой инициативы, поисковой активности, самостоятельности.
При добавлении музыкального элемента театрализации, усиливается эффект эмоционального воздействия как на настроение, так и на мироощущение ребёнка. Театрализованная деятельность в соответствии с музыкой, вдвойне становится ярче, выразительнее и эмоциональнее.
Все это определяет задачи:
Задачи:
• 1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, активизировать познавательный интерес детей; к умению строить ролевые диалоги в процессе обыгрывания сказки
• 2. Развивать у детей коммуникативные способности: умение общаться со взрослыми и детьми, опираясь на правила речевого общения.
• 3. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление
• 4. Воспитывать у детей интерес к игре драматизации, потребность духовно обогащаться через театрализовано-игровую и музыкальную деятельность ;
Основные методы, используемые в работе:
1. Метод активизации творческих проявлений ребенка
Педагог побуждает детей к неформальному общению через игру с использованием средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации.
Очень интересно работать с детьми старшего дошкольного возраста, когда у них уже достаточно большой багаж знаний, опыта, впечатлений, что способствует проявлению наибольшей творческой активности. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, театральных постановках, своеобразно и интересно исполняют характерные роли. Чтобы поддержать у детей интерес к творчеству, можно предложить им самим сочинить сказку, распределить роли, продумать образ, музыку, манеру поведения своего персонажа. И когда процесс завершён, дети с удовольствием и гордостью показывают спектакль своим родителям и ребятам других групп. Всё это помогает раскрыть талант и способности не только активным и творческим ребятам, но и самоутвердиться, стать более уверенными, преодолеть свои комплексы тем детям, которые малоактивны, «зажаты», не уверены в себе, что очень немаловажно!
В реализации этого метода помогают этюды и упражнения. Хочу представить несколько театральных этюдов, которые помогут раскрытию творческого потенциала детей.
Этюд - означает «учение», а в театральном искусстве это маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуациях.
Цель: развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.
«Хитрый кот» Хозяйка оставила на столе сосиски, а когда вернулась, увидела, что сосиски съел кот. Она стала ругать кота, коту стало стыдно.
«Спор овощей» Овощи растут на огороде, вдруг кто-то из них заявляет о том, сто он самый главный. Начинается спор, во время которого каждый овощ пытается доказать свою значимость и пользу.
«Кислое яблоко» Дети пошли в сад и сорвали яблоки, они оказались неспелыми. Откусив первый кусок, дети показывают, какой неприятный вкус появился у них во рту.
Этюд "В лесу" Друзья пошли в лес за грибами. Один из них так увлёкся поисками, что не заметил, как заблудился. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов? (ВНИМАНИЕ) Вроде бы слышит он какой-то шорох, потрескивание веток. А вдруг это медведь? (СТРАХ) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (РАДОСТЬ)
«Новая игрушка» Ребёнок попадает в магазин игрушек. Ему очень понравилась какая-то игрушка. Он пытается заставить или упросить маму купить ему эту игрушку.
«Сломанная игрушка» Дети во дворе играли с радиоуправляемой машинкой. Вдруг во двор резко заехал грузовик и раздавил машинку. Хозяин игрушки очень расстроен, второй ребёнок пытается его утешить.
«Баба яга» Баба яга заманила к себе в избушку заблудившуюся девочку и легла отдохнуть. Когда она проснулась, то обнаружила, что девочка сбежала. Баба яга в ярости
«На лужайке» Три зайчонка играли на лужайке, прыгали, смеялись, вдруг из – за кустов показался волк. Он медленно стал приближаться к зайчатам. Зайчата испугались, прижались друг к другу и задрожали.
«В парфюмерном магазине» Вы пришли в парфюмерный магазин, чтобы купить духи, объясняете продавцу, какой запах вам нравится. Продавец предлагает вам несколько видов духов. Какие-то вам нравятся, какие-то не очень, а какие-то пахнут очень неприятно. И вот, наконец, вы нюхаете духи, которые вызывают у вас восторг.
«Новенькая девочка» К вам в группу пришла новенькая девочка. На ней красивое платье, пышный бант, модные туфли. Она себе очень нравится, считает себя лучше всех, задирает нос и не замечает никого вокруг.
Упражнения служат для оттачивания какого-либо навыка, но и здесь художественно-игровая задача выходит на первый план. Так, для тренировки движения рук используем образные сравнения: «Движения рук мягкие, легкие, как хвост у золотой рыбки».
2. Метод моделирования элементов театрального языка
позволяет показать и дать почувствовать ребенку в доступном для него виде особенности выразительных средств и их отношений.
Для осуществления этого метода важно совмещение речи и движения.
Один из вариантов: Пальчиковые игры (пример: «Как у бабушки Наташи») – развитие умения сочетать ритм, речь и движение, развитие мелкой моторики рук.
Основные приемы, используемые в музыкально-театрализованной деятельности, объединенные идеей обучения через творчество
• делай вместе с нами - совместная устная деятельность
(пример: ритмическая разминка «Поздороваемся» позволяет создать атмосферу приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение)
• эти звуки обо мне - принципы элементарной импровизации;
• музыка моего тела: музицирование со звучащими жестами;
(пример: музицирование со звучащими жестами - воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие реакции и координации движений)
• игры звуками - музыка, рожденная из шума;
• импровизированное движение;
• речевое музицирование - элементарная музыкальная композиция.
(элементарная музыкальная композиция - в основе идеи использовать речевые упражнения для развития творческих способностей лежит общность выразительных средств речи и музыки. Пример: русская народная потешка «Еду, еду…»)
Вывод:
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод: В настоящее время использование музыкально-театрализованной деятельности в ДОУ не только АКТУАЛЬНО, но и НЕОБХОДИМО. Неслучайно в педагогической практике музыкальная театрализация используется как основная форма работы.
Систематическая, целенаправленная, грамотно организованная музыкально-театрализованная деятельность позволяет реализовывать практически ВСЕ задачи воспитания, развития и обучения детей.