Самойлова Светлана
Развитие личностного потенциала ребенка через использование личностно — ориентированной технологии в логопедической работе
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированная технология стремительно завоевывает дошкольное образовательное пространство.
Особую актуальность она приобретает в коррекционной логопедической работе. Это связано с тем, что дети с речевыми нарушениями зачастую имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.
Публикация «Развитие личностного потенциала ребенка через использование личностно — ориентированной технологии в логопедической работе» размещена в разделах
В связи с этим, в своей коррекционно-развивающей работе я использую личностно-ориентированную технологию, которая направлена на создание комфортных психологических условий для ребенка.
Цель личностно-ориентированной технологии
заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Данная технология предполагает :
• тесное взаимодействие педагога и ребенка,
• проявление уважения к личности каждого ребенка,
• доброжелательное внимание к нему,
• обучение самостоятельности, ответственности
• и способствует формированию творческой личности.
При рассмотрении сущности личностно- ориентированного подхода во взаимодействии педагога с детьми необходимо остановиться на ряде понятий:
1. Индивидуальность -неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни
2. Личность — постоянно изменяющееся системное качество, совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность че-ловека.
3. Самоактуализация — стремление человека стать тем, кем он может быть; использование самим человеком талантов, способностей, возможностей
4. Самовыражение - процесс и результат развития и проявления качеств и способностей.
Субъект — индивид или группа, обладающие осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
6. Субъектный опыт - опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком в конкретных условиях семьи, образовательного учреждения. К моменту поступления в школу ребенок уже является субъектом образовательного процесса, где он саморазвивается и самореализуется.
8. Выбор — осуществление человеком или группой людей возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности.
9. Педагогическая поддержка — деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопреде-лением
Ключевые слова в характеристике технологий личностно
ориентированного обучения – педагогическая помощь и поддержка.
Поддержка основывается на трех принципах:
-любить ребенка;
-очеловечить среду в которой он живет;
-прожить в ребенке свое детство.
Формы организации деятельности личностно-ориентированной технологии Слайд
• Игры, занятия, спортивные досуги
• Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность
• Упражнения, игры, гимнастика, массаж
• Тренинги, этюды, образно-ролевые игры
Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ребенка, в частности, в освоении языковой действительности. Поэтому на занятиях осуществляется непосредственно индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку.
1. Во время обследования ребенку предлагаются разные наборы наглядного материала, и он имеет возможность выбрать понравившейся ему;(но особый интерес вызывают ИКТ, я использую «Программа для интерактивного экспресс-обследования речи-ЛОГОБЛИЦ».
2. Во время обследования речи – основная форма диалог;
3. Речевая карта отражает изменения в речи ребенка, динамику развития его речи, ребенок «сравнивается с самим собой»; (Логоблиц).
4. Во время индивидуальных занятий учитываются желания интересы ребенка.
5. Работа по развитию артикуляционной моторики, постановке, автоматизации и дифференциации звуков в речи, а также развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций проводится с учетом возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Например, при подготовке органов артикуляции к произношению свистящих звуков, дети выполняют одни упражнения «Качели», «Горка», «Колесо», а при постановке шипящих звуков другие упражнения: «Маляр», «Лошадка», «Вкусное варенье»;
6. Задания для коррекционных занятий подбираются в соответствии с нуждами и желаниями ребенка. При этом перед детьми ставится проблемная ситуация, которую требуется решить. Дети выдвигают гипотезы, предлагают решения проблемы, выбирают лучшее решение. Таким образом, проблема становится индуктором, настраивающим детей на работу, а также позволяют сформулировать тему занятия самостоятельно. Например, логопед предлагает проблему к заданию на словообразование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «Ребята, посмотрите, кто пришел к нам на занятие (Котенок). Котенок — очень ласковое животное. Как вы думаете, раз он такой ласковый, как он будет разговаривать? (Дети рассуждают и приходят к выводу, что герой будет называть все предметы ласково, уменьшительно) Верно, сейчас будем называть ласково вот эти фрукты». Так дошкольникам дается возможность самостоятельно сформулировать задание, уметь договориться.
7. Родителям даются индивидуальные консультации, помогающие грамотно организовать занятия с детьми дома, каждую пятницу выдаются детям зачисленным в логогруппу тетради с домашними заданиями, где подбираю задания для каждого ребенка индивидуально.
8. Индивидуальные планы работы, разрабатываются исходя из диагностики речевых нарушений и психических особенностей детей. Это относится к видам деятельности, характерным для каждого конкретного ребенка, а также возрастным особенностям детей. Например, при составлении коррекционно-логопедического плана работы для ребенка, склонного к изобразительной деятельности, чаще будут предлагаться задания типа «Нарисуй, раскрась, обведи по точкам»; ребенка с математическими способностями можно просить пересчитывать картинки, звуки, фразы и т. д. ; для детей, которым нравятся, например, животные или растения подбирается соответствующая лексика и иллюстративный материал.
Результат использования технологии - становление ребёнка как личности.
Таким образом, мной активно и повседневно используется личностно-ориентированная технология, что позволяет подойти к коррекции речи детей с позиций современной педагогики и психологии. Традиционные методы и приемы успешно перерабатываются, приводятся в соответствие с ФГОС и успешно реализуются в процессе коррекционно-логопедической работы.