Светлана Малахова
Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах.
Детская креативность – это воображение ребёнка плюс творческий порыв взрослого
Наша жизнь требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Именно таких творчески активных людей хотелось бы воспитать. Для этого, приоритетным направлением я выбрала художественно-эстетическое развитие детей.
Публикация «Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» размещена в разделах
В условиях модернизации системы дошкольного образования одним из ведущих направлений является индивидуальное творческое развитие ребенка. На сегодняшний день, это ещё и освоение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который направлен на решение такой задачи, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Этим и объясняется актуальность выбранной мной темы.
Целью моей педагогической деятельности по данной теме является создание условий для развития креативных способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.
2. Отбор и систематизация форм организации детей, методов и приемов.
3. Формирование у детей позиции художника - творца, поддержка проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, рефлексии, активизация творческого проявления в процессе приобщения к искусству и собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного оригинального образа.
4. Развитие у детей компонентов продуктивной деятельности :
- целеполагания,
- освоение средств и способов создания изображения, продукта деятельности,
- развитие технических и изобразительно-выразительных умений, умений эффективно взаимодействовать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
5. Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки.
В своей работе опиралась не только на традиционные методики, используемые по программе в детском саду, но и на методические разработкиЯнушко из ее проекта «Новый ребенок», «Цветные ладошки» Лыковой, проект «Маленький художник» Колдиной - эти авторы предлагают разнообразные формы, методы и приемы организации продуктивной деятельности детей дошкольного возраста в современных условиях.
Результаты исследований известных психологов и педагогов показали, что творческие способности детей раскрываются уже в дошкольном возрасте, и при этом имеют специфические особенности:
1) доминирование процесса над результатом, поскольку ребенка-дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели ее продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция);
2) субъективная новизна детских изобретений, творческих находок и открытий в отличие от новизны и социальной ценности результатов творчества взрослых людей;
3) легкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация.
Именно поэтому считаю, что развивать креативные способности детей следует с дошкольного возраста.
Второй этап деятельности по своей теме начала с обогащения развивающей среды. Так в группе появился «Центр искусства и творчества» с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда. В уголке есть стенд для выставки детских работ. В группе имеются технологические пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду.
"Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка" [Р. Г. Казакова].
Именно нетрадиционные техники в творчестве создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, учат нестандартно мыслить, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима!
Нетрадиционные техники в продуктивной деятельности – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
В своей работе использую следующие нетрадиционные техники.
В рисовании:
ладонная и пальцевая техники, гратаж,, ниткография, монотипия, техника витражная роспись (восковые мелки и акварель, пуантилизм (точками, тингатинга, печатание штампами, листьями, рисование на наждачной бумаге, рисование шерстью;
в лепке: использование глины, соленого теста, бумажной массы, фольги, репейника, холодного фарфора.
В аппликации: сочетание разных по фактуре материалов: ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина, яичной скорлупы, окрашенного песка и других материалов. Знакомила с приемом «поп-арт «тарцевания»,квилинг, так же с техникой «вышивание» салфетками.
У своих детей я формировала мотив - стремление выполнить изображение по-своему, «не так как другие», и затем на этой основе еще более высокий мотив – потребность, желание, стремление заняться творческой деятельностью.
Большой потенциал для развития креативных способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Работы выполняются в разных техниках: коллаж, ассамбляж. Проектировали и делали макеты: «Русская изба», макет «На крайнем севере», «Деревенский дворик». Вылепили «Пластилиновый театр» придумали и показали сказки малышам. Организовывали различные мастерские, где занимались рукоделием, изготовлением кукол, изготавливали подарки для друзей и родных.
Использовала в своей работе метод проектов, где учитывался принцип интеграции с другими образовательными областями.
.
Для активизации креативного воображения и мышления использую следующие методы и приемы.
1) ТРИЗ- это рисунки по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «Портрет пришельца»; рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух». Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».
2) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
3) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
4) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком - либо моменте работы на занятии, т. е. предлагаю ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
5) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Предлагаю самостоятельно выполнить не какую - либо часть, а всю работу.
Использую в своей работе личностно-ориентированные, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Одним из важнейших условий развития детской креативности является взаимодействие и сотрудничество воспитателей, родителей и детей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
Организую и провожу семейные праздники и викторины об искусстве. Вовлекаю родителей в активную творческую совместную деятельность, результатами этой деятельности становятся выставки творчества детей и родителей группы. Так же провожу работу в данном направлении со студентами, обучая их нестандартным и творческим методам организации продуктивной деятельности. Приятно видеть, что полученные знания они используют в совместной деятельности с детьми. Неожиданным было креативное поздравление с днем дошкольного работника.
Следующее условие формирование художественно - творческих способностей детей развитие креативности самого педагога.
Являясь человеком творческим, постоянно изучаю новые технологии изготовления различных поделок.
Занимаюсь плетением поделок из газетных трубочек, увлеклась изготовлением поделок из шерсти: картины, игрушки, бижутерия. Изучила технику изготовления поделок из холодного фарфора, технику рор-арт, ассамбляж, тесто-пластику, бисероплетение, пошив текстильных кукол. Приобретенным опытом делюсь с коллегами на методобъединениях и семинарах, показывая мастер классы.
Подводя итоги проделанной работы хочется отметить, что дети:
- учатся помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует ранней позитивной социализации.
- приобретают ценный опыт творческого воплощения замыслов, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, становятся более раскрепощенными, уверенными в себе.
- развивают творческие способности, воображение, фантазию, получают эстетическое удовольствие от своей работы.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Я стараюсь, чтобы мои воспитанники поняли, что: «В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь».