Наталья Тесля
Описание педагогического опыта «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Публикация «Описание педагогического опыта „Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность темы обусловлена тем, что ФГОС дошкольного образования, очерчивает ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность. Почему именно через игровую деятельность? В процессе работы я стремилась найти такую форму обучения, которая органически входила бы в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации, имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям. И такой формой, на мой взгляд, является игровая деятельность. Как сказал В. А. Сухомлинский: «Игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток Представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это игра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Общепринятая система обучения, на мой взгляд, не в полной мере реализуется увеличение объема внимания и памяти, слабо формирует у детей математические представления. Поэтому я поставила перед собой цель: воспитать у дошкольника интерес к самому процессу обучения математике, сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое.
Для достижения поставленной цели я обозначила следующие задачи:
- приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании;
- развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков;
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.)
Все известные педагоги и ученые использовали игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Это А. И. Сорокина, А. П. Усова, Л. А. Венгер и другие. Известный педагог – исследователь А. В. Запорожец оценил роль дидактической игры. Он писал: «Нам необходимо добиться того, что бы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
По данной проблеме я изучила методическую литературу: Т. А. Павлова «Развитие пространственного ориентирования», В. Волина «Учимся играя», Д. В. Менджерицкая «Воспитателю о детской игре», и другую.
Дидактические игры как своеобразное средство обучения, отвечающее особенностям ребенка, включаются во все системы дошкольного образования. Она таит в себе большие возможности, заключающиеся в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Развитие ребенка в дидактической игре происходят в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умение применять свои знания в разных условиях.
В начале каждого года, я провожу срез знаний, с помощью которого я выявляю детей, особо нуждающихся в моей помощи. Дети допускают ошибки в счете, или плохо ориентируются во времени, или путают геометрические фигуры. Именно на таких ребят, обращаю больше внимания.
Обучение детей происходит через : непосредственно образовательную деятельность; развивающие игры В. Воскобовича; задачи-шутки; развивающие игры и упражнения; игры-головоломки; загадки.
Непосредственно образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Так же использовала различные презентации («Забавные фигурки», «Конфетное вычитание», «Часы, минуты, сутки», «Математический поезд» и др.). Работая по программе «Детство», девиз которой «Чувствовать – познавать – творить» использую развивающие игры В. Воскобовича: «Геоконт Малыш», «Счетовозик», «Квадрат В. Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Чудо-цветик», «Логические блоки Дьенеша», «Фонарики», «Волшебная восьмёрка», «Счётные палочки Кюизенера».
Ребёнок, маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей. Вопрос – показатель самостоятельности мышления. В раннем возрасте ребё нок приобретает жизненно необходимые навыки и умения: пользоваться ложкой и вилкой, умываться, одеваться; не менее важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения: 1) наблюдать; 2) видеть проблему; 3) формировать вопросы (восполнение недостатка информации); 4) выдвигать гипотезу; 5) давать определение понятиям; 6) сравнивать; 7) структурировать; 8) классифицировать; 9) наблюдать; 10) делать выводы; 11) доказывать и защищать идеи. Третьим в списке стоит немаловажное умение задавать вопросы – правильно их формулировать. Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед – блестящее образование.
В своей педагогической работе я использую развивающие игры, позволяющие «вытягивать» знания, научить детей задавать «сильные» вопросы, способствующие решению проблемы. Одной таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умение детей играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.
Играя с детьми в такие игры как «Сколько не хватает?», «Весёлый счёт», «Мои первые цифры», «Считаем и читаем» в игровой форме дети учатся решать примеры на сложение и вычитание, знакомится с цифрами и математическими знаками, учится решать простые, сравнивать количество предметов, умения читать.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно так же с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в непосредственно образовательной деятельности детей, так и в свободное время. К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют название цветов и геометрических фигур.
В своей работе я использую множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Я подобрала серию упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей, а так же они позволяют прививать заботливое отношение к животным. Это упражнения: «Помоги зайчику добраться до своего домика», «Помогите каждому муравью попасть в свой муравейник».
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. К таким упражнения относятся: «Что нужно нарисовать в пустой клетке?», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Какой шарик нужно нарисовать в пустой клетке?» и т. д. На развитие наблюдательности у детей подобрала серию упражнений «Найди в рисунке отличия», «Найди две одинаковые рыбки» и т. п. Для закрепления понятия «величина» использую серию картинок «Посели каждое животное в домик нужного размера», «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького ил от маленького до большого». Даже знания детей проверяю тоже с помощью игры «Готов ли ты к школе?». Дети сами просят, чтобы их знания проверили и радуются, когда за правильный ответ получают картинку с ягодкой.
В конце года я вновь провожу срез знаний и если сравнить результаты проведенной работы, то можно заметить повышение уровня усвоения программы с 38 % в младшей группе до 54 % в старшей.
Таким образом, используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремилась к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Учение должно быть радостным!
Список литературы
1. Бабкина Н. В. Развивающие игры с элементами логики. – М, 1998. – 64 с.
2. Венгер А. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей. – М. : Просвещение, 2000. – 98 с.
3. Волина В. В. Учимся играя- М. : Новая школа, 1994 – 448 с.
4. Касабуцкий Н. И. Давайте поиграем- М. : Просвещение, 1991. – 79 с.
5. Обромян Л. А. Игра дошкольника – М. : Просвещение, 1991 – 147 с.
6. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре – М. : Просвещение, 1982. – 128 с.
7. Михайлова Л. В. Математика это интересно – М. : Детство-Пресс, 2011. – 80 с.
8. Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования – М. : Школьная пресса, 2004. – 145 с.
9. Скворцова И. В. Сто логических игр. – СПб. : Нева, 2005. – 240 с.
10. Сорокина И. А. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1997. – 96 с.