Лилия Симакова
Учет гендерных особенностей детей в процессе формирования продуктивной деятельности в условиях дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Период дошкольного детства напрямую связан с изменениями психического развития ребенка:
1. Меняются отношения ребенка со сверстниками. На пятом году жизни возникает «детское общество», детям требуется общение друг с другом. Дошкольник вынужден считаться с другими в совместной деятельности. Равенство с детьми своего возраста, дает предпосылки для его самовыражения. У него появляется статус, зависящий от особенностей поведения, форм общения, знаний, умений. Дошкольник в общении со сверстниками реализует или не реализует свою потребность в признании.
Публикация «Учет гендерных особенностей детей в процессе формирования продуктивной деятельности в условиях дошкольного учреждения» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
2. Происходят изменения в общении со взрослыми: увеличиваются требования к ребенку; взрослые целенаправленно организуют познавательную деятельность, развивая мышление, восприятие, память, речь. Взрослый часто является инициатором совместной деятельности ребенка со сверстниками. Так же взрослый помогает овладеть такими видами деятельности как : игрой, лепкой, рисованием и т. д.
3. Меняется отношение ребенка ко взрослому: взрослый- образец для подражания. Взрослый - источник оценки его поступков и других людей, событий. Оценка взрослого определяет развитие самооценки ребенка.
4. Появляются новые виды деятельности : игра, продуктивная деятельность, элементы труда и учения. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Во время игры: создается новый уровень общения, активно развивается речь, происходят благоприятные условия для развития воли, возникают более сложные мотивы поведения.
В процессе продуктивной деятельности совершенствуются восприятие, внимание, воображение, расширяются представления дошкольника об окружающем мире. Совместная продуктивная деятельность способствует эмоциональному, волевому и речевому развитию. Труд способствует формированию самостоятельности, нравственные мотивы поведения, систематизирует знания о мире.
Теоретический раздел
Равные возможности и равные условия получения общего образования вне зависимости от пола, которые справедливо могут рассматриваться как демократическое достижение системы образования России, тем не менее, порождают некоторые проблемы.
Исследования ученых показывают, что в системе общего образования, несмотря на определенное продвижение вперед в плане использования гендерного подхода в обучении, в некоторых аспектах общее образование продолжает оставаться "мужским" (нацеленным на психологические особенности развития детей и подростков мужского пола, на достижение в дальнейшем более высокого социального статуса мужчинами). Отсюда явное несоответствие между школьными успехами девочек и их профессиональными достижениями в зрелом возрасте. Асимметрия гендерных представлений в образовании сказывается на планах о будущем современных девочек - они снижают уровень своих социальных, профессиональных притязаний. Причем отмечается, что преобладание среди женщин- учителей (которые составляют 85,7 % от общего числа, зачастую усиливает формирование у девочек сниженных ориентации на высокую социальную роль женщины в обществе, профессиональную карьеру, ориентирует на традиционные ценности: жены, матери, хозяйки дома. Это происходит потому, что женщины-учителя также являются продуктами гендерной социализации и большинство из них не осознает предвзятого отношения к дальнейшей судьбе девочек и их роли в обществе.
Пол относится к биологическому строению человека, мужскому или женскому.
Пол – это биологическое различия между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер - обозначает "социальный пол", т. е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Это социокультурный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью. Конструирование гендерных различий протекает через определённую систему социализации (которая воспитывает разные навыки и психологические качества у девочек и мальчиков, разделение труда между мужчинами и женщинами и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы.
При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. То, что в одном обществе считается типично «мужским», в другом обществе может определяться как типично «женское». Представления о типично мужском и типично женском меняются даже в истории одного и того же общества. К примеру, ещё в 70-е годы ХХ в. в СССР считалось неприличным для женщин носить брючные костюмы и в такой одежде не пускали в рестораны, а длинные до плеч волосы у молодых мужчин (мода, пришедшая с Запада, как подражание хиппи и «Битлз») являлись объектом активных нападок со стороны официальных органов. Таким образом, быть мужчиной или женщиной вовсе не означает обладать определёнными природными качествами; это означает выполнять предписанную тебе гендерную роль и соответствовать определённым стандартам (например, носить юбочку, если ты шотландец, и брюки, если ты узбечка).
Гендерные стереотипы — устойчивые для данного социума в конкретный исторический период представления о нормативном поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерные стереотипы — это расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.
Стереотипы в отношении пола встречают ребёнка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые мы предлагаем детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Всё это сопровождается педагогическими комментариями: «Не плачь, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления эмоциональности у мальчиков; «Будь послушной и тихой — ты же девочка!», что формирует подчинённость у девочек. Человек впитывает традиционные гендерные стереотипы с детства и тот факт, что они могут сильно различаться в разных культурах, часто не находит должного понимания. Гендерные стереотипы обладают удивительной устойчивостью и продолжают сохраняться тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин уже становится иным.
Гендерная идентичность — это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу (гендеру, осознание себя представителем данного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте. Гендерная идентичность не даётся человеку при рождении. Ребёнок обретает свой гендер, формирует его во взаимодействиях с членами семьи и с обществом. Формирование гендерной идентичности осуществляется в три этапа:
1) ребёнок узнаёт, что существует два пола,
2) он включает себя в одну из этих категорий,
3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные его формы.
Психологическое самоопределение гендерной принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К трём годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности : я — мальчик, я — девочка. К трём годам ребёнок ясно различает пол окружающих людей, однако может не знать, в чём заключается различие между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Таким образом, трёхлетний ребёнок ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и длины волос — с помощью этих маркеров происходит классификация мира на два гендера. Мальчики никогда не носят платья и коротко острижены; девочки носят платья и имеют длинные волосы. Трёхлетний ребёнок допускает и возможность изменения пола с помощью стрижки или одежды, поскольку для него гендерная идентичность конкретна и соотносится с физическими признаками.
Гендерная идентичность к концу дошкольного возраста сформирована практически у всех детей, однако в основе её чаше всего лежат внешние признаки (имена, одежда, причёска). Более существенные половые признаки (эмоциональные привязанности, присущие гендеру черты характера, интересы, деятельность, физиологические особенности) в большинстве случаев (70%) дети этого возраста не осознают.
Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.
По данным нейрофизиологов и нейропсихологов различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов.
У мальчиков и девочек мозг развивается в разном темпе, в разной последовательности и в разные сроки.
У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.
У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.
Так что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
Девочки :
быстрее схватывают новый материал;
легче усваивают алгоритмы и правила;
любят задания на повторение;
чаще используют ближнее зрение;
воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее;
лучше обучаются последовательно — “от простого к сложному”;
новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
Мальчики:
труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения “от простого к сложному”;
лучше выполняют задания на сообразительность;
не терпят однообразия;
лучше выполняют задания при ярком свете;
новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).
Как показала практика, «бесполая педагогика», не учитывающая психологических особенностей мальчиков и девочек, неспособна эффективно решать задачи полоролевой социализации подрастающего поколения, подготовки к выполнению полоролевых социальных ролей.
Гендерный подход в образовании, т. е. учет гендерных психологических различий, позволяет обеспечить большую эффективность процессов обучения, воспитания, формирования личности.
Основными задачами гендерной педагогики являются :
- разработка теоретических основ, концепций гендерного образования;
- разработка программ и технологий воспитания и обучения с учетом гендерных различий детей.
Гендерный подход в педагогике предполагает применение в процессе воспитания и обучения знаний о гендерных особенностях представителей разного пола и реализуется в двух основных направлениях:
- создание условий для гендерной социализации, овладения детьми моделями полоролевого поведения, адекватному возрасту, подготовка к выполнению в будущем половых ролей;
- применение гендерно-ориетированных технологий обучения и воспитания.