Приложение МААМ

Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности

Екатерина Фетищева
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности

Фетищева Е. В. ,

воспитатель,

МКДОУ № 17 «Чебурашка»

Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками играет ведущую роль в его развитии. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Наблюдая за взрослым, подражая, слушая, ребенок учится думать, говорить и действовать. В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты, поэтому проблема общения со взрослыми и сверстниками в настоящие дни не утратила своей острой значимости. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция, что также обусловливает актуальность данной работы.

Публикация «Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности» размещена в разделах

«Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта». А. В. Мудрик

Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.

Для установления правильного социального взаимодействия необходимо:

• знание норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят, и т. д.);

• норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают, разговаривают спокойно, проявляют интерес к собеседнику)

• знание правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей (умеют договариваться, управлять разногласиями).

Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.

Цель: Развитие социальных навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить особенности личностного поведения детей дошкольного возраста, подобрав для этого необходимый диагностический инструментарий.

2. Определить технологию развития социальных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3. Создать условия для развития навыков взаимодействия.

4. Организовать работу с родителями.

5. Реализовать план действий.

6. Сделать выводы об эффективности проводимой работы и предоставить педагогическому сообществу.

Новизна опыта заключается в определении последовательности работы с детьми по развитию социальных навыков взаимодействия, разработке перспективного планирования.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста, выделила три формы отношений ребенка с окружающими людьми (на основе методики Т. В. Сенько, но модернизированной).

1 группа детей (высокий уровень) : это дети, которые пользуются популярностью у сверстников. Они активны, любознательны, доброжелательны, легко вступают в общение.

2 группа детей (средний уровень) : это дети, которые обладают хорошими положительными качествами, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, доброжелательны. Они хорошие исполнители, но не достаточно активны.

3 группа детей (низкий уровень) : дети не умеющие взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми (конфликтные дети, застенчивые, неуверенные).

Изучение личностного поведения ребенка

2012-2013г 2013-2014г

Младшая группа Средняя группа

Высокий уровень 2 ребенка 5 детей

Средний уровень 11 детей 11 детей

Низкий уровень 8 детей 5 детей

Количественные данные изучения личностного поведения ребенка подтвердили актуальность нашей работы: необходимо обратить внимание и оказать необходимую помощь детям со средним уровнем и особое внимание обратить на детей с низким уровнем личностного поведения.

За основу я взяла здоровьесберегающую педагогическую технологию группы авторов Елены Владимировны Примы, Людмилы Васильевны Филипповой и Ирины Николаевны Кольцовой «Развитие социальной уверенности у дошкольников». Авторами даны методические рекомендации, планы занятий. Данный опыт я использовала частично, а именно мое внимание привлекли рекомендации по развитию навыков взаимодействия в процессе организации игровой деятельности.

Всю работу условно разделила на два направления

Основы социального взаимодействия

• Положительный образ «Я» рассматривается как уверенность в себе. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно и добьется положительного результата.

• Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение понимать, сопереживать ему.

• Установление контактов предполагает умение устанавливать связь, вступать в контакт с другими, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой и т. д.

• Реализация самоутверждающих способов поведения проявляется в выражении своих желаний, чувств, эмоций (как позитивных, так и негативных).

Организация работы с детьми строится по этапам

I этап «Я и мир» (3-4 года) –помощь ребенку в осознании себя, через обогащение сенсорного опыта.

II этап «Я и другие» (4-5 лет)развитие умения воспринимать окружающих.

III этап «Один и вместе» (5-6 лет)развитие умения сотрудничать.

Решение образовательных задач осуществляется в рамках совместной деятельности взрослых и детей :

• непосредственно образовательной деятельности;

• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (в утренний прием детей, на прогулке, вечером);

• в совместной деятельности педагогов и семьи, как участника образовательного процесса.

• Самостоятельная деятельность детей реализуется в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды;

Планирование работы

Младшая группа

«Я и мир»

Цель: побуждать детей прислушиваться к различным звукам и передавать свои ощущения и чувства при восприятии звуков. Средняя группа

«Я и другие»

Цель: развивать у детей умение воспринимать другого человека, развитие эмоциональной отзывчивости, преодоление неуверенности. Старшая группа

«Один и вместе»

Цель: формировать у детей некоторые социальные навыки, такие как умение сотрудничать.

сентябрь Игра «Поезд». Игра «Разноцветный зонтик»

октябрь Слушаем шум дождя, поем песенку про дождь. Игра «Солнышко и зонтик»

ноябрь Игра –инсценировка «Гав-гав» Игра «Праздник зонтика»

декабрь Путешествие по стране звуков. Игра «Угадай-ка», «Нарисуем, что слышим». Игра «Прогулка в лес»

январь Игра «Оркестр погремушек» Игра «Узнай по голосу»

февраль Игра-инсценировка «Теремок». Игра-инсценирование «Упрямые козлики»

Март Игра «В гостях у животных». «Идет Матушка-весна»

апрель Игровое упражнение «Прогулка» Игра-инсценировка «Репка»

май Игра «Приглашение». «В гости к березке»

Алгоритм занятия

I часть: введение в игровую ситуацию, создание мотивации и эмоционального настроя у детей.

II часть: игровые упражнения, ситуации, задания, имеющие смысловую нагрузку и направленные на реализацию задач занятия.

III часть: Подведение итогов занятия. Рефлексия: беседуем с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы играть в свободное время, приятно ли им было общаться с другими детьми. Даем возможность высказаться всем детям. Делимся с детьми своими впечатлениями, чувствами, которые испытывали на занятии.

Занятие проводим 1 раз в месяц. Проводится большая работа вне занятий. Основное внимание уделяем игровым методам : используем игры-инсценировки, игры с правилами, дидактические упражнения и игры.

Большое разнообразие игр позволяет использовать их как сильное, и ненавязчивое педагогическое средство, так как их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы каждого ребенка.

Используем и другие формы работы: чтение художественной литературы, художественно-творческую деятельность, беседы, рассказ воспитателя и др.

Условия для развития социальных навыков :

1. Положительный психологический климат в группе (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова).

2. Создавать в группе условия для развития различных видов деятельности.

3. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.

4. Создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.

Работа с родителями. Цель: оказание консультативной помощи семье по вопросам социализации ребенка и формирования социальных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В дошкольном возрасте для ребенка значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они формировали у ребенка чувство собственной значимости.

Показатели развития социальных навыков :

1. В разговоре ребенок проявляет инициативу.

2. Способен слушать.

3. Осмысленно отвечает на вопросы.

Во взаимодействие с другими:

1. В игре ждет своей очереди.

2. Может играть с другими детьми или сидеть рядом.

3. Делится игрушками, другими предметами в игре. Не отбирает у другого его вещи.

Оценка результативности работы:

• Дети вступают во взаимодействие друг с другом, увеличивается число контактов между детьми.

• Дети активны, любознательны, готовы к контактам с другими детьми и взрослыми.

• Сравнивая детей младшей и средней группы, можно отметить, что увеличилось количество детей с высоким уровнем личностного поведения и меньше стало детей с низким уровнем развития.

Перспективы работы связываю с разработкой плана на старшую группу, выбором игр для формирования социальных навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Источники:

1. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., Издательский центр «Владос», 2003.

2. Емельянова Н. В. Роль и место социальных навыков в структуре компетенций бакалавров экономических вызов. https://www.teoria-practica.ru/-1-2012/sociology/emelyanova.pdf

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности детей младшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности Объект: познавательная активность детей младшего дошкольного возраста Предмет: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно.

Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста Нетрадиционные формы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста В настоящее время перед ДОУ остро стоит вопрос.

Развитие изобразительных навыков средствами игровой деятельности у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие изобразительных навыков средствами игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста Совместно с родителями мы изготовили лэпбук, - это самодельная бумажная книга с кармашками, дверками, окошками, различными деталями, в которой.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в игровой деятельности Математика – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Математика для них – учёба, математика для них – труд, математика.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста в процессе исполнительской деятельности» Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать.

Развитие речевой активности детей в процессе игровой деятельности Много веков существует загадка детской игры, которая до конца не разгадана и сейчас. Почему дети играют? Для чего нужна игра? Существует.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции продуктивной и познавательной деятельности Творческое начало рождает в ребёнке живую фантазию, живое воображение. Ребёнок отражает в своём творчестве окружающий мир, природу, свои.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста певческих навыков в театрализованной деятельности Музыкальное искусство постоянный спутник человека во всей его жизни. Из всего многообразия музыкального искусства я выделяю пение. Именно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности
Опубликовано: 29 декабря 2015 в 08:51
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Фетищева (УИ 403209) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД