Екатерина Фетищева
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности
Фетищева Е. В. ,
воспитатель,
МКДОУ № 17 «Чебурашка»
Потребность в общении с окружающими людьми, рано становится основной социальной потребностью ребенка. В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками играет ведущую роль в его развитии. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Наблюдая за взрослым, подражая, слушая, ребенок учится думать, говорить и действовать. В процессе взаимодействия с партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, решать возникающие конфликты, поэтому проблема общения со взрослыми и сверстниками в настоящие дни не утратила своей острой значимости. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и личные качества, следовательно, растет его творческая самостоятельность и социальная компетенция, что также обусловливает актуальность данной работы.
Публикация «Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста в процессе организации игровой деятельности» размещена в разделах
«Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта». А. В. Мудрик
Социальные навыки – это умение эффективно управлять отношениями с другими людьми.
Для установления правильного социального взаимодействия необходимо:
• знание норм поведения в общественных местах и дома (здороваются, прощаются, благодарят, и т. д.);
• норм общения со взрослыми и сверстниками (вежливо обращаются, не кричат, не перебивают, разговаривают спокойно, проявляют интерес к собеседнику)
• знание правил и норм поведения при организации совместной деятельности детей (умеют договариваться, управлять разногласиями).
Если дети правильно применяют социальные навыки, то они лучше знают, что говорить и делать, общаясь с другими людьми, и в целом лучше взаимодействуют с окружающими.
Цель: Развитие социальных навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить особенности личностного поведения детей дошкольного возраста, подобрав для этого необходимый диагностический инструментарий.
2. Определить технологию развития социальных навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
3. Создать условия для развития навыков взаимодействия.
4. Организовать работу с родителями.
5. Реализовать план действий.
6. Сделать выводы об эффективности проводимой работы и предоставить педагогическому сообществу.
Новизна опыта заключается в определении последовательности работы с детьми по развитию социальных навыков взаимодействия, разработке перспективного планирования.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, выделила три формы отношений ребенка с окружающими людьми (на основе методики Т. В. Сенько, но модернизированной).
1 группа детей (высокий уровень) : это дети, которые пользуются популярностью у сверстников. Они активны, любознательны, доброжелательны, легко вступают в общение.
2 группа детей (средний уровень) : это дети, которые обладают хорошими положительными качествами, легко вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, доброжелательны. Они хорошие исполнители, но не достаточно активны.
3 группа детей (низкий уровень) : дети не умеющие взаимодействовать с окружающими взрослыми и детьми (конфликтные дети, застенчивые, неуверенные).
Изучение личностного поведения ребенка
2012-2013г 2013-2014г
Младшая группа Средняя группа
Высокий уровень 2 ребенка 5 детей
Средний уровень 11 детей 11 детей
Низкий уровень 8 детей 5 детей
Количественные данные изучения личностного поведения ребенка подтвердили актуальность нашей работы: необходимо обратить внимание и оказать необходимую помощь детям со средним уровнем и особое внимание обратить на детей с низким уровнем личностного поведения.
За основу я взяла здоровьесберегающую педагогическую технологию группы авторов Елены Владимировны Примы, Людмилы Васильевны Филипповой и Ирины Николаевны Кольцовой «Развитие социальной уверенности у дошкольников». Авторами даны методические рекомендации, планы занятий. Данный опыт я использовала частично, а именно мое внимание привлекли рекомендации по развитию навыков взаимодействия в процессе организации игровой деятельности.
Всю работу условно разделила на два направления
Основы социального взаимодействия
• Положительный образ «Я» рассматривается как уверенность в себе. Социально уверенный ребенок верит в то, что он будет действовать успешно и правильно и добьется положительного результата.
• Способность к восприятию другого человека предполагает внимание, интерес к нему, умение понимать, сопереживать ему.
• Установление контактов предполагает умение устанавливать связь, вступать в контакт с другими, объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой и т. д.
• Реализация самоутверждающих способов поведения проявляется в выражении своих желаний, чувств, эмоций (как позитивных, так и негативных).
Организация работы с детьми строится по этапам
I этап «Я и мир» (3-4 года) –помощь ребенку в осознании себя, через обогащение сенсорного опыта.
II этап «Я и другие» (4-5 лет) – развитие умения воспринимать окружающих.
III этап «Один и вместе» (5-6 лет) – развитие умения сотрудничать.
Решение образовательных задач осуществляется в рамках совместной деятельности взрослых и детей :
• непосредственно образовательной деятельности;
• образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (в утренний прием детей, на прогулке, вечером);
• в совместной деятельности педагогов и семьи, как участника образовательного процесса.
• Самостоятельная деятельность детей реализуется в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды;
Планирование работы
Младшая группа
«Я и мир»
Цель: побуждать детей прислушиваться к различным звукам и передавать свои ощущения и чувства при восприятии звуков. Средняя группа
«Я и другие»
Цель: развивать у детей умение воспринимать другого человека, развитие эмоциональной отзывчивости, преодоление неуверенности. Старшая группа
«Один и вместе»
Цель: формировать у детей некоторые социальные навыки, такие как умение сотрудничать.
сентябрь Игра «Поезд». Игра «Разноцветный зонтик»
октябрь Слушаем шум дождя, поем песенку про дождь. Игра «Солнышко и зонтик»
ноябрь Игра –инсценировка «Гав-гав» Игра «Праздник зонтика»
декабрь Путешествие по стране звуков. Игра «Угадай-ка», «Нарисуем, что слышим». Игра «Прогулка в лес»
январь Игра «Оркестр погремушек» Игра «Узнай по голосу»
февраль Игра-инсценировка «Теремок». Игра-инсценирование «Упрямые козлики»
Март Игра «В гостях у животных». «Идет Матушка-весна»
апрель Игровое упражнение «Прогулка» Игра-инсценировка «Репка»
май Игра «Приглашение». «В гости к березке»
Алгоритм занятия
I часть: введение в игровую ситуацию, создание мотивации и эмоционального настроя у детей.
II часть: игровые упражнения, ситуации, задания, имеющие смысловую нагрузку и направленные на реализацию задач занятия.
III часть: Подведение итогов занятия. Рефлексия: беседуем с детьми о том, что им понравилось на занятии, в какие игры они хотели бы играть в свободное время, приятно ли им было общаться с другими детьми. Даем возможность высказаться всем детям. Делимся с детьми своими впечатлениями, чувствами, которые испытывали на занятии.
Занятие проводим 1 раз в месяц. Проводится большая работа вне занятий. Основное внимание уделяем игровым методам : используем игры-инсценировки, игры с правилами, дидактические упражнения и игры.
Большое разнообразие игр позволяет использовать их как сильное, и ненавязчивое педагогическое средство, так как их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворить разносторонние интересы каждого ребенка.
Используем и другие формы работы: чтение художественной литературы, художественно-творческую деятельность, беседы, рассказ воспитателя и др.
Условия для развития социальных навыков :
1. Положительный психологический климат в группе (интерес к ребенку, готовность принять его, не осуждать, искренне верить в него, улыбаться ребенку, использовать ласковые слова).
2. Создавать в группе условия для развития различных видов деятельности.
3. Совместная деятельность со сверстниками и взрослыми, создающая основу для общения, проявления активности, совместных переживаний, сотрудничества и т. д.
4. Создание проблемных ситуаций, помогающих освоению новых способов взаимодействия.
Работа с родителями. Цель: оказание консультативной помощи семье по вопросам социализации ребенка и формирования социальных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Каждый человек стремится к одобрению со стороны других людей. В дошкольном возрасте для ребенка значимой группой выступают члены семьи. Очень важно, чтобы они формировали у ребенка чувство собственной значимости.
Показатели развития социальных навыков :
1. В разговоре ребенок проявляет инициативу.
2. Способен слушать.
3. Осмысленно отвечает на вопросы.
Во взаимодействие с другими:
1. В игре ждет своей очереди.
2. Может играть с другими детьми или сидеть рядом.
3. Делится игрушками, другими предметами в игре. Не отбирает у другого его вещи.
Оценка результативности работы:
• Дети вступают во взаимодействие друг с другом, увеличивается число контактов между детьми.
• Дети активны, любознательны, готовы к контактам с другими детьми и взрослыми.
• Сравнивая детей младшей и средней группы, можно отметить, что увеличилось количество детей с высоким уровнем личностного поведения и меньше стало детей с низким уровнем развития.
Перспективы работы связываю с разработкой плана на старшую группу, выбором игр для формирования социальных навыков взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
Источники:
1. Безруких М. М. Развитие социальной уверенности у дошкольников. М., Издательский центр «Владос», 2003.
2. Емельянова Н. В. Роль и место социальных навыков в структуре компетенций бакалавров экономических вызов. https://www.teoria-practica.ru/-1-2012/sociology/emelyanova.pdf