Галина Беседина
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме познавательной и исследовательской деятельности (ФГОС ДО пункт 1.2).
Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Когда ребенок задает вопросы - хорошо и тревожно, когда не задает. Совместный поиск ответов на детские вопросы – двигатель всестороннего развития. На все вопросы детей мы пытаемся отвечать по - научному точно, и доступно. Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.
Публикация «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.
Для повышения эффективности работы с детьми в данном направлении мною используются следующие методы (Слайд 2) :
ФОРМЫ работы с детьми (Слайд 3) :
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория".(Слайд 4) Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).
В центре имеется разнообразное оборудование:
- емкости;
-шприцы, трубочки;
-увеличительные стекла, лупы;
-измерительные приборы;
-компас, бинокль;
-микроскоп; губка, пенопласт,
-поролон,
-маленькие зеркала,
-магниты,
-электрические фонарики,
-пипетки, краски разной густоты и насыщенности
-стекла разного цвета
-бумага, фольга
- игрушка «мыльные пузыри», различные соломинки, трубочки для пускания мыльных пузырей и т. д.
Созданные условия вызывали повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей.
В условиях мини-лаборатории мы проводим эксперименты с различными материалами и предметами, которые позволяют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. (Слайд 5) Дети рассуждают, какой песок лепится, почему, где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Современные средства обучения, в том числе микроскоп –очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь. Занятия с микроскопом помогают детям расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. (Слайд 6) Детям было очень интересно узнать, из чего состоят: домашняя пыль, кристаллики соли, сахара, соды, льда, камушки, песок. С каким удовольствием дети разглядывали воду из под крана! Есть ли там что-то живое и почему?
Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.
Так в старшей группе после коллективного просмотра мультфильма «Тайна третьей планеты» у детей возник интерес и соответственно много вопросов на космическую тематику и я совместно с детьми разработала проект «Космос». (Слайд 7) В рамках проекта дети познакомились с нашей планетой Земля (Слайд 8, получили представление о том как человек покоряет космические просторы и придумали свой космический аппарат из геометрических фигур (Слайд 9, узнали о Солнечной системе (Слайд 10, закрепили полученные знания в изобразительной технике граттаж и создали макет планеты Земля (Слайд 11, под впечатлением от полученных знаний дети предположили, что существуют жизни на других планетах и создали инопланетян в технике пластилинография (Слайд 12, в итоге дети изобразили нашу планету, как они ее представляют (Слайд 13).
Другим направлением познавательно-исследовательской деятельности является организованное наблюдение. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Дошкольники хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, в пять- шесть лет очень важный для развития вопрос : "Как это происходит?". Так мы совместно с детьми проводили эксперимент по проращиванию семян (Слайд 14, который впоследствии превратился в проект, где дети сеяли в землю семена (Слайд 15, узнавали что необходимо семечку, чтобы оно проросло (Слайд 16, ухаживали за своими посевами (Слайд 17) и фиксировали все этапы от прорастания семени до высадки растения на грядку (Слайд 18).
Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры (Слайд 19) : "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?", «Тонет- не тонет» и др. Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы. Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Во время исследований я использовала театрализованную деятельность. Используемые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Сказку «Колобок» я использовала, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды подошла сказка «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» дала возможность понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросёнка».
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. (Слайд 20)
Таким образом я пришла к выводу. Что познавательно – исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.