Папки-передвижки

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности

Галина Беседина
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме познавательной и исследовательской деятельности (ФГОС ДО пункт 1.2).

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Когда ребенок задает вопросы - хорошо и тревожно, когда не задает. Совместный поиск ответов на детские вопросы – двигатель всестороннего развития. На все вопросы детей мы пытаемся отвечать по - научному точно, и доступно. Каждый вопрос ребенка - это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ.

Публикация «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Для повышения эффективности работы с детьми в данном направлении мною используются следующие методы (Слайд 2) :

ФОРМЫ работы с детьми (Слайд 3) :

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория".(Слайд 4) Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория – это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В центре имеется разнообразное оборудование:

- емкости;

-шприцы, трубочки;

-увеличительные стекла, лупы;

-измерительные приборы;

-компас, бинокль;

-микроскоп; губка, пенопласт,

-поролон,

-маленькие зеркала,

-магниты,

-электрические фонарики,

-пипетки, краски разной густоты и насыщенности

-стекла разного цвета

-бумага, фольга

- игрушка «мыльные пузыри», различные соломинки, трубочки для пускания мыльных пузырей и т. д.

Созданные условия вызывали повышенный интерес к исследовательской деятельности у детей.

В условиях мини-лаборатории мы проводим эксперименты с различными материалами и предметами, которые позволяют ребенку самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?". Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.

Например, ставлю проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. (Слайд 5) Дети рассуждают, какой песок лепится, почему, где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют детей думать, сопоставлять и делать выводы. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. Современные средства обучения, в том числе микроскоп –очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись им ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь. Занятия с микроскопом помогают детям расширить знания об окружающем мире, создадут необходимые условия для познавательной деятельности, экспериментирования, систематического наблюдения за всевозможными живыми и не живыми объектами. (Слайд 6) Детям было очень интересно узнать, из чего состоят: домашняя пыль, кристаллики соли, сахара, соды, льда, камушки, песок. С каким удовольствием дети разглядывали воду из под крана! Есть ли там что-то живое и почему?

Наряду с традиционными методами и приемами, использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя о каких-то объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами.

Так в старшей группе после коллективного просмотра мультфильма «Тайна третьей планеты» у детей возник интерес и соответственно много вопросов на космическую тематику и я совместно с детьми разработала проект «Космос». (Слайд 7) В рамках проекта дети познакомились с нашей планетой Земля (Слайд 8, получили представление о том как человек покоряет космические просторы и придумали свой космический аппарат из геометрических фигур (Слайд 9, узнали о Солнечной системе (Слайд 10, закрепили полученные знания в изобразительной технике граттаж и создали макет планеты Земля (Слайд 11, под впечатлением от полученных знаний дети предположили, что существуют жизни на других планетах и создали инопланетян в технике пластилинография (Слайд 12, в итоге дети изобразили нашу планету, как они ее представляют (Слайд 13).

Другим направлением познавательно-исследовательской деятельности является организованное наблюдение. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Дошкольники хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, в пять- шесть лет очень важный для развития вопрос : "Как это происходит?". Так мы совместно с детьми проводили эксперимент по проращиванию семян (Слайд 14, который впоследствии превратился в проект, где дети сеяли в землю семена (Слайд 15, узнавали что необходимо семечку, чтобы оно проросло (Слайд 16, ухаживали за своими посевами (Слайд 17) и фиксировали все этапы от прорастания семени до высадки растения на грядку (Слайд 18).

Познавательно-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры (Слайд 19) : "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?", «Тонет- не тонет» и др. Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы. Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Во время исследований я использовала театрализованную деятельность. Используемые приёмы, позволяли более доступно объяснить детям тот или иной материал; привлекали своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Сказку «Колобок» я использовала, для того чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой, а чтобы ознакомить со свойствами воды подошла сказка «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» дала возможность понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней и силой ветра помогла сказка «Три поросёнка».

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. (Слайд 20)

Таким образом я пришла к выводу. Что познавательно – исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельностиРазвитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности В 2013 учебном году мною была взята тема по самообразованию: «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской.

Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД Актуальность исследования. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся.

Развитие экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД Опытно-экспериментальное исследование «Развитие экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в процессе непосредственной.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух». Цель: формировать представления.

Проект «Развитие творческой активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Мини – проект «Наш огород» (1 младшая группа «Гномики») Вид проекта: исследовательский. Участники проекта: педагоги, дети группы. Срок.

Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования в соответствии с ФГОС Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Логика природы есть самая доступная для детей.

Развитие познавательной мотивации воспитанников старшего дошкольного возраста в проектно-исследовательской деятельности Проект «Вода-источник жизни» Цель проекта: Формирование представлений детей о воде как необходимой части для всего живого на земле. Изучение.

Родительское собрание на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего возраста «Бытовая техника» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 11 августа 2015 в 14:09
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Галина Беседина (УИ 354389) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД