Кастюнина Юлия
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики. Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
• Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка.
• Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка.
Публикация «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики, Комплексы упражнений для артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Консультации для родителей
- Темочки
• На одном занятии не следует выполнять более двух-трёх упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие.
• Некоторые упражнения выполняются под счёт, который ведёт взрослый (показ примера: упр. «Качели»). Это необходимо для того, чтобы у ребёнка выработалось устойчивость наиболее важных положений губ, языка.
• Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребёнок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук ненапряженны и не двигаются).
• При затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу.
• Инструкции следует давать подробно, например: «Улыбнись; покажи зубки; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком (д-д-д). Проверять выполнение ребёнком упражнения следует так же поэтапно. Это даёт возможность определить, что именно затрудняет ребёнка, и отработать с ним данное движение.
• Если звук поставлен, надо постепенно вводить его в речь, т. е. учить правильно, употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.
• Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её проводить в начале занятия, в течение трёх-пяти минут.
• При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определённую последовательность: идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.
• Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причём новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления.
Организация работы воспитателем:
— рассказывать о новом упражнении используя игровые приёмы;
— показывать его выполнение;
— упражнение выполняют все дети;
— воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более 5 человек)
Упражнение «ЛОШАДКА»
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Кончик языка при этом не вытянут и не заострен. Следить, чтобы язык не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Язычок трудился и устал,
На лошадке поскакал:
«Цок, цок, цок».
Упражнение «КОМАРИК»
Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук [з] (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан» (см. ниже).
Язычок я подниму,
За зубки спрячу, удержу
И комариком звенеть начну:
«Дз-з-з-з».
Упражнение «БАРАБАН»
Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук [д]. Язык при произнесении звука [д] упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот.
Язычок мы укрепляем –
В барабан играем:
«Д-д-д-д!»
Упражнение «МОТОРЧИК» (основное упражнение)
Во время длительного произнесения звука д или з (см. упражнения «Барабан», «Комарик») производить частые колебательные движения :
Волшебный ключик я возьму,
Язычок вверх подниму,
Ему немножко помогу
И моторчик заведу:
«Д-д-д, др-р-р-р!»
Упражнение «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо – влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
В щеточку язык преврати.
Чисти зубы, чисти зубы
И снаружи, и внутри.
Упражнение «СЧИТАЕМ НИЖИЕ ЗУБКИ»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
Язычок лопаткой побывал
И ямку выкопать мечтал.
Каждый зубик посчитал.
Упражнение «ЛЯГУШКА»
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
Вот понравится лягушкам –
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану,
И нисколько не устану.
Упражнение «ХОБОТОК»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед «трубочкой». Удерживать их в таком положении на счет до пяти.
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Упражнения «ЛЯГУШКА» - «ХОБОТОК»
На счет «один – два» чередовать упражнения «Лягушка» и «Хоботок».
Улыбнусь я как лягушка –
Растяну свои губки к ушкам.
А теперь слоненок у меня –
Хоботком губки тяну я.
Упражнение «ЛОПАТКА»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Язычок лопаткой положу.
И под счет его я так держу.
Раз, два, три, четыре, пять,
Язычок мы будем расслаблять!
Упражнение «УПРЯМЫЙ ОСЛИК»
Губы растянуть в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание «ие». Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.
Ослик встретился в пути,
Предложил нас подвезти.
Язычок наш согласился,
Широко всем улыбался,
Песню он в пути запел:
«Ие! Ие! Ие!»
Упражнение «ТРУБОЧКА»
Открыть рот, свернуть язык «трубочкой». Длительно подуть в получившуюся «трубочку».
Язычок сложили в «трубочку» -
Стали похожи на дудочку.
Сильно подули,
Даже пушинки все сдули.
Упражнение «ЧАШЕЧКА»
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
Упражнение «ФОКУС»
Положить на самый кончик носа маленький комочек ваты. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть комочек ваты с кончика носа.
На носик – ватку,
Язычок – наверх.
Подуй хорошенько,
Развесели всех.
Упражнение «Вкусное варенье»
Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Упражнение «ПАРОХОД»
Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук [ы]. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.
Паровоз без колес!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
Упражнение «ЛОПАТКА – ИГОЛОЧКА»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «один» положить широкий язык на нижнюю губу, на счет «два» высунуть язык, острым как жало.
Язык лопаткой положи
И спокойно подержи.
Язык иголочкой потом
Потянем тонким острием.
Упражнение «ОКОШКО»
На счет «один» широко открыть рот («окошко» открыто, на счет «два» закрыть рот («окошко» закрыто).
Кто в домике сидит
И в окошечко глядит?
Это язычок сидит
И в окошечко глядит.
Упражнение «ПРИЧЕШЕМ ЯЗЫЧОК»
Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.
Зубки в расческу вдруг превратились
И язычок хорошо причесали,
И тщательно его размяли.
Упражнение «ЧАСИКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «один – два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.
Наш веселый язычок
Смотрит влево, смотрит вправо:
Все ли там в порядке?
Упражнение «ТЯНИСЬ ДО НОСА»
Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Язычок лопаточкой вверх потянем
И до носика достанем.
Упражнение «ТОЛСТЯЧОК»
Надувание обеих щек одновременно. Затем надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
Воздух в ротик набираем,
Щечки сильно надуваем –
Толстячка изображаем.
Воздух держим, не отпускаем.
Упражнение «ХУДЫШКИ»
Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
Толстыми щечки были.
Воздух вышел – ой, ой, ой!
Щечки быстро похудели
И худышку получили.
Упражнение «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБКИ»
Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, двигая языком вправо – влево.
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите.
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Упражнение «МАЛЯР»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.
Красить комнаты пора.
Пригласили маляра.
Челюсть ниже опускаем –
Маляру мы помогаем.
Упражнение «КАЧЕЛИ»
Улыбнуться, открыть рот. На счет «один – два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
Рот пошире открываю –
Я зарядку выполняю.
Язычок вверх – вниз поднимаю,
Будто качели я качаю.
Упражнение «Посчитаем верхние зубы»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
С языком случилось что-то:
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы.