татьяна ленковец
Занятие по ОО «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей группе для детей с ТНР по теме «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Транспорт.
Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» в старшей специальной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (5 – 6 лет)
Программные задачи: систематизировать представления детей о разных видах транспорта (наземный, подземный, водный, воздушный, определять его назначение; упражнять в образовании относительных прилагательных и наречий; учить образовывать существительные путем сложения слов; совершенствовать умение употреблять в речи приставочные глаголы; закреплять умение согласовывать порядковые числительные с существительными и прилагательными в роде и числе; воспитывать доброжелательность, чувства взаимовыручки, взаимопомощи, самостоятельность.
Публикация «Занятие по ОО „Развитие речи и культура речевого общения“ в старшей группе для детей с ТНР по теме „Транспорт“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Материал и оборудование:
посылка; конверт с письмом; игрушка «Незнайка»; картинки различных видов транспорта; иллюстрации для классификации транспорта «водный, наземный, воздушный, подземный»; макет дороги, игрушечный автомобиль; билеты; цифры, схемы «Сложи слово», «Предмет, признак, число», разрезные картинки транспорта, звезды, таблица для занесения экзаменационных результатов, игрушки милиционера, водителя, пожарного, водительские права.
Форма проведения: подгрупповая.
Ход занятия:
Дети, построенные паровозиком во главе с учителем-дефектологом, заезжают в группу.
Учитель-дефектолог (У. -д.). Остановка группа «Радуга». Пассажиры могут выйти из вагонов и подышать свежим воздухом (Вдох – выдох).
Стук в дверь. Посылка с Незнайкой и письмом внутри.
У. -д. Ребята, к нам пришла посылка. Посмотрим, что там? (Да).
Учитель-дефектолог достает Незнайку с завязанным вокруг шеи шарфом и письмо, читает текст.
Здравствуйте, ребята, у меня очень болит горло, поэтому не могу вам сам сказать, решил написать письмо. Я недавно купил автомобиль, но для того, чтобы им управлять, мне необходим какой-то документ. Вы знаете, как он называется? (Водительское удостоверение). Что бы мне его получить, нужно сдать экзамены по билетам. Ребята, вы мне поможете? (Да). У вас в группе не обычные гости, а члены аттестационной комиссии (игрушки милиционера, водителя, пожарного, если мы правильно будем отвечать на вопросы, то комиссия оценит нас и поднимет звезды. И тогда я получу свое заветное водительское удостоверение.
У. -д. Ребята, поможем Незнайке? (Да).
БИЛЕТ №1. Дидактическая игра «Угадай транспорт»
Материал: картинки разных видов транспорта, иллюстрации «земля, вода, воздух, подземное пространство.
Учитель-дефектолог задает вопросы по иллюстрации, а дети полными предложениями отвечают.
- На чем можно передвигаться по воздуху? (По воздуху можно передвигаться на самолете, вертолете, воздушном шаре, ракете).
- Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху? (Транспорт, на котором передвигаются по воздуху, называется воздушным).
- На чем можно ехать по дороге? (По дороге можно ехать на машине, автобусе, грузовике).
- Как называется транспорт, на котором передвигаются по дороге? (Транспорт, на котором передвигаются по дороге, называется автодорожным).
- На чем можно ехать по железной дороге? (По железной дороге можно ехать на поезде, электричке).
- Как называется транспорт, на котором передвигаются по железной дороге? (Транспорт, на котором передвигаются по железной дороге, называется железнодорожным).
- Как можно назвать железнодорожный и автодорожный транспорт одним словом? (Автодорожный и железнодорожный транспорт можно назвать наземным).
- На чем можно передвигаться по воде? (По воде можно передвигаться на пароходе, паруснике, лодке).
- Как называется транспорт, на котором передвигаются по воде? (Транспорт, на котором передвигаются по воде, называется водным).
- На чем можно передвигаться под землей? (Под землей можно передвигаться на метро).
- Как называется транспорт, на котором передвигаются под землей? (Транспорт, на котором передвигаются под землей, называется подземным).
- Распределите картинки с изображением транспорта на иллюстрациях, в соответствии со способом их передвижения.
Детям раздаются картинки транспорта, которые следует развесить по определенным иллюстрациям: небо – самолет, вертолет; море – корабль, пароход, лодка и т. д. После выполненного задания комиссия, в составе игрушек показывает звезды (таблички с ручками с изображением звезды).
У. -д. С заданием первого билета мы справились, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры один.
БИЛЕТ №2. Упражнение «Образуй слово»
У. -д. Вот задачки мы решаем
И словечки получаем.
Части слова мы слагаем,
в играх транспорт повторяем.
Учитель-дефектолог показывает схему, задает вопросы детям, а дети отвечают полными предложениями, опираясь на карточки.
- По луне ходит? (По луне ходит луноход).
- На пару ходит? (На пару ходит пароход).
- Везде ходит? (Везде ходит вездеход).
- По снегу ходит? (По снегу ходит снегоход).
- На пару везет? (На пару везет паровоз).
- Бензин возит? (Бензин возит бензовоз).
- Молоко возит? (Молоко возит молоковоз).
- Хлеб возит? (Хлеб возит хлебовоз).
- Летает к звездам? (Летает к звездам звездолет).
- Сам летает? (Сам летает самолет).
- Сам катится? (Сам катится самокат).
У. -д. С заданием второго билета мы справились, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры два.
БИЛЕТ №3. Упражнение «Сравни предметы»
У. -д. Я начну предложение, а вы повторите и закончите.
Учитель-дефектолог начинает предложение, а дети повторяют и добавляют сравнение с другим предметом, с опорой на наглядность.
- Самолет летит высоко, а ракета….? (Самолет летит высоко, а ракета выше).
- Самолет летит далеко, а ракета? (Самолет летит далеко, а ракета дальше).
- Самолет летит быстро, а ракета? (Самолет летит быстро, а ракета быстрее).
- Самолет мощный, а ракета? (Самолет мощный, а ракета мощнее).
- Самолет большой, а ракета? (Самолет большой, а ракета больше).
- Самолет тяжелый, а ракета? (Самолет тяжелый, а ракета тяжелее).
- Самолет просторный, а ракета? (Самолет просторный, а ракета просторнее).
- Самолет длинный, а ракета? (Самолет длинный, а ракета длиннее).
- Самолет быстроходный, а ракета? (Самолет быстроходный, а ракета быстроходней).
У. -д. С заданием третьего билета мы справились, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры три.
БИЛЕТ №4. Упражнение «Вождение»
Учитель-дефектолог показывает движение игрушечной машинки на макете с речевым сопровождением, далее просит детей повторить этот пусть, правильно употребляя приставочные глаголы.
У. -д. Машина из гаража выехала, к мосту подъехала, на мост заехала, с моста съехала, дерево объехала, по дороге поехала, в гараж въехала. Кто сможет повторить путь машины? (Ответы нескольких детей).
У. -д. Ребята, мы с вами так успешно сдаем экзамены, что можно немножко отдохнуть.
У. -д. С заданием четвертого билета мы справились, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры четыре.
Физминутка
«Кораблик»
Волны плещут в океане
(машут руками, изображая волны,
Что там чудится в тумане?
(вытягивают руки вперед).
Это мачты кораблей
(вытягивают руки вверх).
Пусть плывут сюда скорей!
(приветственно машут руками).
Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем
(ходьба на месте,
Ищем ракушки в песке
(наклоны,
И сжимаем в кулаке
(дети сжимают кулачки,
Чтоб побольше их собрать надо чаще приседать
(приседания).
У. -д. Отдохнули? А теперь садитесь за столы и продолжим.
БИЛЕТ №5. Упражнение «Разгадай загадки»
(Схемы с изображением цифры, признака предмета, предмета транспорта)
У. -д. Ребята, в этом билете нужно разгадать загадки на карточках по плану:
1) назвать слово, обозначающее транспорт, вопрос что? (Такси);
2) назвать слово, обозначающее число, вопрос сколько? (Пять);
3) назвать слово, обозначающее признак предмета и отвечающее на вопросы какой, какая, какое, какие? (Желтый).
Что? – такси; сколько такси? – пять такси; пять такси каких? – пять желтых такси.
Дети по очереди разгадывают схемы, правильно согласовывая существительные с числительными и прилагательными в роде, числе.
Пять желтых такси.
Три почтовых вертолета.
Семь грузовых самолетов.
Два больших автобуса.
Девять пассажирских поездов
У. -д. С заданием пятого билета мы справились, судя по звездочкам нашей аттестационной комиссии, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры пять.
Билет №6. Упражнение «Сложи разрезную картинку»
У. -д. И последний билет, нам нужно правильно сложить разрезные картинки транспорта и назвать полным предложением, что вы сложили.
Чтобы подготовить наши пальчики выполним следующее упражнение.
Пальчиковая гимнастика «Транспорт»
Будем пальчики сгибать – (показывают обе ладошки с широко расставленными пальцами,
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт (сгибают пальчики начиная с мизинца,
Трамвай, метро и самолёт.
Пять пальцев мы в кулак зажали (поднимают сжатые кулачки вверх,
Пять видов транспорта назвали (разжимают ладошки обеих рук).
Дети садятся за столы, на которых заранее разложены разрезные картинки и складывают их.
У. -д. Ребята, что вы сложили? (Я сложил самолет, это воздушный вид транспорта. Я сложил пароход, это водный вид транспорта).
У. -д. С заданием шестого билета мы справились, судя по звездочкам нашей аттестационной комиссии, занесем результат в итоговую таблицу. Приклеим звездочку напротив цифры шесть.
У. -д. Уважаемая комиссия, скажите, пожалуйста, Незнайка при помощи наших детей сдал экзамены?
Комиссия: Да, сдал и мы вручаем ему права.
Незнайка: Ура! Благодаря Вам, ребята, я получил права и теперь могу водить автомобиль, даже горло перестало от радости. Напомните, ребята, какие задания мы выполняли? Что было трудно? Что запомнилось больше всего? Спасибо, что Вы были такие внимательные, умные, добрые. А за вашу помощь от меня вам угощение. А сейчас садитесь, я вас прокачу: рррррр.
Дети становятся паровозиком за учителем-дефектологом с Незнайкой в руках и, произнося длительно звук «Р», выезжают из группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012.
2. Кислякова, Ю. Н. Развитие речи. Занимательные игры и упражнения: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Ю. Н. Кислякова, М. В. Былина. – Минск: Нар. асвета, 2014.
3. Кислякова, Ю. Н. Развитие речи. Лексика и грамматика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Ю. Н. Кислякова, М. В. Былина. – Минск: Нар. асвета, 2014.