Ольга Пиняева
Самообразование по теме «Развитие связной речи детей через игры и развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
2017–2018 уг
Актуальность темы:
Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является ключевым
моментом в его развитии. Развитие мелкой моторики и координации движений руки детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем, потому что слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него развиты память, внимание, связная речь.
Темочки:
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей
мере определяют успех при поступлении в школу, способствует
формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической
грамотности. Мне как педагогу это очень импонирует. Ведь работа по
развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно
употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также
самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям.
Я добиваюсь, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им
особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они
сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания
развитию связной речи у детей.
Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми; изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
- развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать
небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцы) рассказывать о предмете,
- развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
- продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
- продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
- продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
- пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
- развивать мелкую моторику рук.
За год работы по теме самообразования мною была изучена следующая литература:
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
2. Журнал «Дошкольное воспитание».
3. Журнал «Ребенок в детском саду».
4. Журнал «Воспитатель ДОУ»
5. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007
6. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007
8. Базик И. Я. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с1986.
9. Вачков И. В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001.
10. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. : речь; М. : Сфера, 2011.
11. Лебедева Л. В., Козина И. В., Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа. Учебно – методическое пособие. – М., Центр педагогического образования. 2009.
12. Шорохова О. А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера. 2007.
13. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М. ,1994.
14. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
15. 8. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
Методы и приемы.
Работа по развитию мелкой моторики проводится ежедневно во всех видах организованной деятельности с детьми в течение 5 - 7 минут. Учитывая индивидуальные особенности детей 5-6 лет, составила перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей данного возраста.
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рас-сказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Поставив перед собой цель и задачи занялась подбором материала, учитывая возрастные особенности детей, поисками всевозможных пальчиковых игр постепенно формировала «пальчиковый игротренинг» — это дидактические игры с пальчиками, пальчиковые игры с палочками, со скороговорками, чистоговорками, со стихами, физкультминутки, пальчиковая гимнастика.
Работая по теме, разработала планирование с учётом возможностей детского сада и особенностями детей дошкольного возраста в старшей группе.
Виды деятельности:
1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок.
2. Самомассаж с использованием различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”, семена).
3. Игры на координацию движений.
4. Выкладывание ритмических рисунков (семена, палочки, мозаика и т. д.) по образцу и на слух.
5. Рисование с использование нетрадиционных техник – рисование ватными палочками, кончиками пальцев, оттиск ладошкой, тычок жёсткой кистью поролоном, оттиск засушенными листьями.
6. Работа с трафаретами, обводка по точкам, пунктирным линиям.
7. Лабиринты (пройди пальчиком, проведи дорожку карандашом).
8. Сортировка круп и семян
9. Выкладывание пластилиновыми жгутиками (по контуру, заполнить фигуру).
10. Заготовка фигур для аппликации методом обрывания из бумаги разной плотности.
11. Игры на координацию движений (разрезные картинки, пазлы, «Чудесный мешочек»)
12. Конструкторы, мозаики, пазлы, бусины.
13. Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).
14. Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки).
15. Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
16. Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение).
17. Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
18. Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
19. Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или цветными крышками: нахождение заданных предметов,
20. угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
21. Использование методики Су Джок
22. (работа с различными семенами) :сортировка, перекладывание, выкладывание узоров.
23. Работа с раздаточным материалом (спички, крышки, шнурки, нитки).
24. Выкладывание контуров предметов,
25. Наматывание ниток на клубки,
26. Игровые упражнения с предметами.
В течение года дети работали в тетрадях, выполняя графические упражнения. Во время занятий проводились пальчиковые гимнастики.
Велась работа с родителями:
Памятки «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординируемых движений пальцев рук»
Папка –передвижка «Что такое графический диктант»
Буклет «Поговори со мной»
Папка-передвижка «Пальчики рассказывают сказку»
Консультация «Развитие мелкой моторики рук является средством интеллектуального развития ребенка»
Задания на лето.
Родители приняли участие (выполнили с детьми рисунки, поделки) во всех выставках, проводимых в ДОУ и в на городском уровне.
Памятка для родителей
По развитию речи детей.
1. Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
4. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
7. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
8. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
9. Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
10. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
11. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
12. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
13. Играйте с ребёнком в разные игры.
14. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
Вывод: занятия по развитию речи дали положительную динамику в развитии детей. Дети стали свободно общаться друг с другом и взрослыми, знают стихотворения и умеют разгадывать загадки. Свободно выражают свои мысли, отвечают на сложные вопросы. Составляют рассказ по картинке и игрушке. С удовольствием слушают художественную литературу и отвечают на вопросы, могут передать основную мысль и пересказывают сказки и рассказы.
Участие в конкурсах разного уровня 2017-2018г.
«Пасхальная радость» Муниципальный Сертификат участника