Щанкина Олеся
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие)»
Конспект ООД по развитию речи и основы грамотности
в старшей группе на тему :
«Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие)»
(Варенцова Н. С., Обучение грамоте, занятие 18)
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в старшей группе „Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие)“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание: Освоение звукового анализа слов. Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.
Материал
Демонстрационный: доска, указка, картинка-схема слова слон, фишки красного, синего и зеленого цветов.
Раздаточный: картинки-схемы слова слон, указки, фишки красного, синего и зеленого цветов.
Ход занятия
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
Воспитатель: Ребята предлагаю Вам начать наше занятие с игры.
Ответы детей…
Игра «Кто внимательный?». Воспитатель называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие, а дети в ответ поднимают соответствующую фишку.
Ответы детей…
Воспитатель: Молодцы.
Звуковой анализ слова «СЛОН». Когда слово проанализировано, дети убирают фишки под диктовку воспитателя. Например: «Уберите первый твердый согласный, гласный, второй согласный. Какой звук остался?» (Третий твердый согласный Н)
Воспитатель: Ребята загадаю Вам загадку. Отгадав ее узнаем, какие слова будем сегодня разбирать.
Серый толстый великан
Нос как будто длинный кран
На спине прокатит он
Озорной ушастый. (СЛОН)
Воспитатель: А теперь, давайте разделим на слоги слово "СЛОН". Сколько слогов в слове?
Дети: ответы
Воспитатель: сейчас мы проведем звуковой анализ слова "СЛОН"
Дети: ответы
Воспитатель: назовите гласные звуки
Дети: ответы
Дети на слух определяют "волшебные" звуки в этом слове – звуки, который можно пропеть, при произношении которого во рту не встречаются преграды (гласный О).
Воспитатель: уберите первый твердый согласный
Дети: ответы
Воспитатель: уберите гласный
Дети: ответы
Воспитатель: уберите второй согласный
Дети: ответы
Воспитатель: Какой звук остался
Дети: ответы
Воспитатель: звуковой анализ какого слова мы проводили?
Дети: «СЛОН»
Воспитатель: Ребята продолжаем с вами играть.
Воспитатель: А теперь пришло время отдохнуть.
Физминутка "Прочь усталость, лень и скука".
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
(руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: нет на все на свете. (вращение головой)
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять. (приседания)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем (ходьба на месте).
Игра «Какой звук заблудился?».
Миша дров не напилил,
Печку кепками (щепками) топил.
Игра «Цепочка слов». Воспитатель называет слово рак, а дети придумывают слово, которое начинается с последнего звука слова рак, например, кот. Затем они называют слово, которое начинается с последнего звука слова кот, например, топ и т. д. (пар – рысь – сетка – апельсин и т. д.). За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
Воспитатель: Молодцы ребята. Что мы сегодня с Вами делали на занятие?