Светлана Тутова
Конспект логопедического занятия «Автоматизация [р]. Путешествие в Рычандию»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в Рычандию».
Цель. Автоматизировать четкое произношение звука [Р]
Задачи.
Коррекционно-образовательные.
• закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
• закреплять правильную артикуляцию звука [Р];
• упражнять в умении определять место звука в слове и соединять предмет со схемой;
• обогащать словарный запас;
• обучать составлению предложений;
• развивать связную речь.
Коррекционно-развивающие.
• развивать мимическую мускулатуру детей;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация [р], Путешествие в Рычандию“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышление, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
• Развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук,
• Осваивать элементы релаксации
Коррекционно-воспитательные.
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Логопед. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в необыкновенную страну, которую вы не найдёте ни на одной карте мира.
Эта особенная страна, называется «страна Рычандия», в ней очень много неизведанных материков, необитаемых островов и удивительных морей. Эта страна приглашает в гости внимательных, любознательных и дружных детей. Я думаю, что вы именно такие дети. Хотите отправиться в путешествие? Скажите, на чём можно путешествовать? (ответы детей).
В страну Рычандию мы отправимся на корабле. Сейчас мы находимся в порту детского сада. Вы будете матросами корабля. (одевают пилотки и воротники). Мы будем плыть по морю, где встречается много разных островов, и чтобы попасть на эти острова, нужно выполнить задания жителей страны.
Прошу построиться на палубе нашего корабля. Нужно подготовиться к путешествию.
Упражнение на динамическую координацию движений, “Самурай”.
ра- ра- ра- поочередное выбрасывание руки в сторону с поворотом туловища из и. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки у пояса, кисти сжаты в кулак,
ру- ру- ру;
ро- ро- ро;
ры- ры- ры;
рэ- рэ- рэ.
Логопед. Давайте подумаем, какие опасности могут ожидать нас в морском путешествии? (ответы детей) Что обязательно нужно взять с собой в дорогу? (ответы детей).
Собрать рюкзак. (расчёска, ручка, картинки, тарелка, граната, рация, барабан, перчатки и т. д.).
Форму надели, берём рюкзак и отправляемся в путь!
Матросы, строимся в шеренгу. Кажется, начинается шторм. Набираем в грудь больше воздуха (фонограмма шум прибоя)
(Дыхательная гимнастика)
Ноги на ширине плеч, руки свободны. Вдохнули в себя свежий морской воздух, выдохнули (2-3 раза)
Набежала волна (правая рука вверх - вдох, рука вниз - выдох; то же самое левая рука)
Увидели дельфинов, дельфины ныряют (ладони вместе, пальцы вверх-вдох, (ладони вниз опустили- выдох, чайки кружатся над волнами ( махи руками: вдох - вверх, выдох – вниз.)Опустили руки, дышим свободно. Мы здоровы, спокойны и счастливы.
Логопед. Занимаем места на корабле. И начинаем путешествие. (дети садятся за стол).
Логопед. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно быть сильными и умелыми. Для этого мы с тобой разомнем немного руки. (пальчиковая гимнастика «Ладонь – кулак»)
(правая рука сжимается в кулак, левая прямая, а затем смена рук одновременно).
Пальчиковая гимнастика с мячиком Су – Джок.
Шарик в руку я возьму, а другой накрою
Сильно, сильно надавлю, а потом открою.
Шарик мой лежит в ладошке, покручу его немножко.
Шарик пальцами возьму, нитку я в клубок скручу. (Молодцы)
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
Улыбка-Трубочка
Часики
Качели
Лошадка Парус (Грибок)
Гармошка
Заводим мотор.
Дождь пошёл (тд. тд.)
Логопед. Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р (ребенок громко произносит изолированный звук громко). Осталось только эхо (произносит изолированный звук тихо). Камни переворачиваются, стучат по дну корабля: р-р-р (громкое произнесение).
Логопед. Мы с вами приплыли в страну Рычандию. Посмотрите, кто нас встречает? Житель этой страны попугай Аркадий, а что он держит? Смотрите, карта. Чтобы мы не заблудились в Рычандии, попугай подготовил нам маршрут-путешествие. Что такое маршрут? Это путь следования нашего путешествия. (Рассматривают карту-маршрут).
Игра «Какие продукты питания можно съесть в стране Рычандии?»
Логопед : Вот мы и прилетели. Путь был долог и, конечно, мы проголодались. Давайте подкрепимся. Дети, как вы думаете, какие продукты мы сможем съесть в стране Рычандии?
Логопед : Да, в стране Рычандии мы сможем съесть только те продукты, в названии которых есть звук (р.). Выберите и расскажите, что вы съели и какой это продукт. Придумайте как можно больше определений к нему.
(Дети выбирают из картинок по теме «Продукты питания» только те, в названии которых есть звук (р., и составляют предложение, проговаривая, что они съели и какой это продукт. ( Например: «Я съел большую сочную морковь»).
Молодцы, на острове очень жарко. Хочется пить. Жители предлагают нам приготовить сок из фруктов.
сок из бананов (какой) …
из яблок…
из апельсинов…
из груш…
из сливы …
из помидоров… (томатный)
Скажите, какой сок лишний? Почему?
Остров Ракушек. В ракушке живёт …. (под ракушкой обитатели со звуком р)
Остров животных. (Рычи, не молчи.)
Логопед. Ребята, посмотрите здесь живут такие же животные, как и у нас. Мамы потеряли своих детёнышей, нужно помочь им их найти, и определить в названии каких животных есть звук Р.
Поросенок:
Хрю! Хрю! Хрю!
Хрю! Хрю! Хрю!
Р отлично говорю!
Утенок:
Кря! Кря! Кря!
Кря! Кря! Кря!
Р я выучил не зря!
Ворона:
Кар! Кар! Кар!
Кар! Кар! Кар!
Звук Р мне – Божий дар!
Ёжик
Фыр! Фыр! Фыр!
Фыр! Фыр! Фыр!
Р мне сладок, как зефир!
Петух
Ку-ка-ре-ку!
Ку-ка-ре-ку!
Со звуком Р я петь могу!
Кошка:
Мур! Мур! Мур!
Мур! Мур! Мур!
Звук Р – такой гламур!
Попугай:
Ура! Ура! Ура!
Ура! Ура! Ура!
Р мне нужен неспроста –
Я людей смешу с утра!
Релаксация.
(Звучит фонограмма «У моря»)
Ребята, давайте присядем и примем позу покоя (вдох - выдох, руки и ноги расслаблены, все тело расслаблено. Тихим голосом, медленно).
Логопед
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Наши ручки отдыхают.
Ноги тоже отдыхают.
Отдыхают, засыпают.
Будто мы лежим на песочке.
На желтом мягком песочке.
Светит солнышко сейчас
Плещется море спокойное
Летают чайки.
Дует теплый ветерок.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Глазки открывать!
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Логопед. Чтобы попасть на песочный остров, нужно преодолеть волшебную дорожку. (стопы, руки, карточки со Р, балансиры).
Песочный остров. Послушайте задание, а затем приступайте к их выполнению.
1. Найти спрятанные в песке игрушки, в их названиях есть, звук Р
2. Ваши пальцы должны сделать столько шагов по песку, сколько слогов в данном слове.
3. Сколько слогов в слове столько полосок ребенок чертит на песке.
4. Задания: «Исправь ошибку»
Логопед называет слово и чертит на песке ошибочное количество полосок, дети анализируют количество слогов в слове и исправляют ошибку, добавляет или убирает полоску.
Рефлексия
Логопед. Попугай Аркадий спрашивает, что вам больше всего понравилось в его стране Рычандии? (где были, что делали). Хотели бы вы ещё посетить Рычандию?
Якорь передавай, что понравилось на занятии – называй! А давайте посмотрим, что нам приготовил попугай Аркадий. (Заглядывают в домик, а там – подарки.