Анастасия Батамарова
Конспект занятия «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
2. Рассказать, что капельки воды в природе движутся по кругу.
Задачи:
-Расширять знания детей о свойствах воды (прозрачная, не имеет вкуса и запаха)
-Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
-Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
Предварительная работа: наблюдения по картинкам за облаками в разное время года (Приложение №1, н\п игра «круговорот воды в природе (Приложение№2, «Чтение рассказа с показом картинок «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой (Приложение №3); Подвижная игра «Море волнуется», загадки о различных состояниях воды; прослушивание песенки «Дождик».
Материал: Глобус, схема круговорота воды в природе, модель Капельки, оборудование для опытов: стаканы с водой, молоком, соком, ложка, карточки для д\и «Кому нужна вода?», н\п игра «круговорот воды в природе, картинки для сказки «Путешествие капельки»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без… (воды).
Воспитатель: Достает графин с водой, итак вода – чудо природы. Почему? Благодаря ее волшебным свойствам. Ни одно существо не обходится без воды.
Воспитатель: Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без пищи?
-ребята без пищи мы можем прожить 49 дней.
Воспитатель: А сколько дней человек может прожить без воды?
-человек может прожить без воды не больше 2-х дней.
Воспитатель: А где используется вода? (ответы детей, ребята, а вы знаете, что Землю называют «голубой» планетой? Показываю глобус-много воды она занимает большую часть планеты.
На нашей Земле 4 океана и 30 морей.
А кто знает какая вода на вкус? (ответы детей) Хотите узнать?
Опыт 1.
У каждого ребенка стаканы с водой и соком. Воспитатель предлагает детям попробовать сок на вкус. Какой он? (сладкий). Затем предлагает попробовать воду. Какая вода? (безвкусная).
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 2.
Перед детьми стоят стаканы с водой и молоком. Воспитатель предлагает детям опустить в молоко, любую игрушку. Видим мы игрушку в молоке? (нет). Затем предлагает ребенку опустить игрушку в воду. Видна там игрушка? (да).
Вывод: вода прозрачная.
Воспитатель: Ребята как вы уже догадались, поговорим мы сегодня с вами о воде, и я вам расскажу интересную сказку, которая называется?
«Путешествие капельки».
Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром.
Капелька испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками. Упав на землю, они образовали лужу.
Теперь капелька со своими подружками стала купаться и веселиться в луже. ".
Воспитатель: Ребятки в каком состоянии находится капелька сейчас?
Дети: В жидком.
Пальчиковая гимнастика
Дождик, дождик кап, да кап (Пальцем правой руки дотрагиваться до ладошки левой руки, имитируя капельки)
Ты не капай больше так! (Пальцем левой руки дотрагиваться до ладошки правой руки, имитируя капельки)
Хватит землю поливать, (Грозить указательным пальцем, знак отрицания)
Нам пора идти гулять! (Двумя пальцами каждой руки имитировать шаги)
". После того, как капелька оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла - и капелька превратилась в льдинку.
Ее подружки нарядились в красивые платьишки и падали на землю уже снежинками.
Скучно стало капельке, когда лужа замерзла, ведь она теперь не могла двигаться. "
Воспитатель: Ребята, а мы с вами скучаем зимой, когда замерзают лужи, реки - на них образуется лед, и когда выпадает много снега.
Дети: Нет, зимой можно играть в снежки, кататься на лыжах, санках и коньках.
Воспитатель: Все это можно делать только зимой. Почему?
Дети: Потому что зимой есть и снег, и лед.
Воспитатель: А в каком состоянии находится капелька сейчас?
Дети: В твердом.
Воспитатель: А давайте с вами проведем Опыт!
Опыт №3 "Лед – твердая вода"
Предложить детям взять в руки кусочки льда и проследить, как они тают. Что осталось на ладошке?
Вывод: лед, снег — это тоже вода.
Воспитатель: Ребятки давайте дальше узнаем про путешествие капельки!
". Становилось все теплее, и вскоре лужа растаяла, и капелька снова могла свободно плавать. Но дни становились все жарче и жарче, солнышко припекало все сильнее и сильнее, капелька стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облачко. ".
Воспитатель: В каком состоянии капелька находится теперь?
Дети: В газообразном.
Воспитатель: Давайте посмотрим, как вода превращается в пар.
Опыт №4 «Пар – это тоже вода»
Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало или стекло-пар оседает на стекле, когда поднимают стекло с него стекают капельки воды.
Вывод: пар – это капельки воды.
Воспитатель: Вода самое удивительное вещество в природе, потому что она бывает в природе в 3-х состояниях одновременно: в жидком твердом и газообразном.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях.
-Когда вода находится в твердом состоянии, то ее маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно - они замерзли.
Давайте и мы с вами встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.
-а когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение.
Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по кабинету по кругу и змейкой, как будто ручеек бежит весной.
-Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.
Хорошо, отдохнули. Теперь вернемся на место и продолжим наши опыты.
". Капелька сидела на своем облачке и мечтала вновь вернутся на землю. "
Воспитатель: Я вам рассказала сказку про путешествие капельки – это о круговорот воды в природе. Показываю большой плакат.
Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, Крошечные капельки вода поднимаются в воздух и там соединяются. Образуется облако. Когда капельки воды в облаках становятся слишком тяжелые, они падают на землю в виде дождя. И мы снова встретимся с нашей капелькой. Так происходит круговорот воды в природе. содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко, вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом - дождя, зимой - снега. Так происходит круговорот воды в природе.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем в Дидактическая игру:
«Кому нужна вода?»
Цель:
- закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому (человеку, животным, насекомым, растениям);
Материал:
- Большие карты 5 шт. с изображением: «Кто живет в воде?»;
- «Что поливают водой?»; «Кто пьет воду?»; «Кто живет у воды?»;
- «Что поливают водой?»;
- Карточки размером 6х6, с изображением животных, насекомых, растений, людей, птиц.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям игровые поля-карточки размером 20х25. Карточки с изображением животных, птиц, насекомых, людей находятся у него. Воспитатель вынимает их по одной, задавая детям вопросы: «Кто это? Кому нужна эта карточка?»
Играющий объясняет, почему он выбрал именно эту карточку (например, «Это щука, она живет в воде»). Если ребенок ответил правильно, воспитатель отдает ему карточку, и он выкладывает игровое поле.
Побеждает тот участник, который первый заполнит игровое поле.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо поработали.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу. А теперь вспомним, что мы узнали нового.
- Вода бывает, в каких 3-х состояниях? (ответы детей)
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает - и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница - ВОДА!
Приложение №1
Наблюдения по картинкам за облаками в разное время года
Лето
Осень
Зима
Весна
Приложение №2
н\п игра «Круговорот воды в природе»
Приложение №3
Рассказ «Как люди речку обидели»
«Жила–была Голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходи люди.
- посмотрите, какая я чистая, прозрачная, красивая! Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости: искупаться и отдохнуть. Я буду вам очень рада, - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать, и, купаться. Сначала папа развел костер,
потом наловил много – много рыбы.
Мама нарвала букет красивых белых кувшинок,
но они быстро увяли, и ей пришлось их выбросить. Костя наловил из воды множество улиток, разбросал их по берегу, а некоторых разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил ее, потому что не любил лягушек. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные пакеты и бумажки.
Он очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме.
Гости ушли довольные, а Голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала в гости».
Вопросы по рассказу:
1. Почему река обиделась на людей?
2. Что бы вы сделали на месте Кости?