Наталья Голева
Конспект по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Закреплять знания о свойствах воды (не имеет цвета, вкуса, запаха, бывает твёрдая - лёд, жидкая -холодная и тёплая, газообразная -пар, о её значимости в жизни, умении беречь и ценить воду. Дать представление о круговороте воды в природе. Работать над звукопроизношением, обогащать словарь. (студена, пригоршни)
Ход занятия
Воспитатель. Сегодня у нас необычное занятие. А про что оно, вы узнаете если отгадаете мою загадку:
Публикация «Конспект по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Старшая группа
- Темочки
Она и в озере, она и в лужице, она снежинкою над нами кружится. Она и в чайнике у нас кипит, она и в реченьке бежит- журчит (вода).
1
А теперь скажите: кому нужна вода? нужна ли она человеку? для чего? (Дети рассказывают, как человек использует воду.).
Без воды не будет возможности умыться, то все зарастут грязью, будут неопрятные. Если есть грязными руками, можно заболеть, подхватить инфекцию, можно даже умереть. Без воды и пищу не приготовить. Вода входит в состав многих продуктов. Без воды в жару может замучить жажда. Без воды не будут расти растения.
Ученые утверждают, что без еды человек может прожить двадцать дней, а без воды не проживет и двух.
Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся водой, а она все не кончается. Вода проделывает большой и сложный путь. Капельки, из которых она состоит, сначала плавают в океане, море, реке. Потом человек через очистные сооружения направляет их в водопровод. Так вода появляется в наших домах. К ней надо относиться бережно, прежде всего не оставлять кран без надобности открытым, без надобности не разливать
В дверях появляется Фея воды (воспитатель)
ВЫ слыхали о воде? Говорят, она везде:
В море, в луже, в океане и в водопроводном кране,
В лес туманом заплывает, как сосулька, замерзает,
На плите она кипит, паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить: без воды нам не прожить!
Фея воды. Здравствуйте! Я узнала, что вы, как настоящие ученые, хотите изучать воду. Решила посмотреть, как вы это делаете. Но я пришла не одна, со мной серебристая капелька воды и ее верные маленькие подружки (показывает банку с водой). Как вы думаете, откуда они появились? Кто-то из вас неплотно закрыл кран и они убежали. Маленькие капельки хотят подружиться с вами, поздороваться с каждым, но как это сделать?. А, я кажется, придумала. Приготовьте свои ладошки. Сейчас капелька прикоснется к ним. И произойдет чудо: каждый из вас превратится в маленькую капельку, а Наталья Ивановна превратится в маму Тучку.
Детям раздают серебристые капельки из бумаги, разбегаются, танцуют.
Воспитатель. Капельки веселились от души : плавали, прыгали, летали, но спустя
некоторое время скучно им стало развлекаться поодиночке. Собрались они вместе и
потекли веселыми ручейками (дети-капельки берутся за руки, встретились
ручейки друг с другом и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плыли
капельки по большой реке долго, оказались сначала в море, потом в океане (перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, но вдруг вспомнили, мама Тучка наказывала им обязательно домой вернуться. А тут как раз пригрело солнышко. Стали капельки легкими, потянулись вверх (приседают, поднимаются, вытягивают руки вверх). Испарились они под горячими лучами солнца, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки! Теперь с мамой побудете, соскучилась она без вас! Забирает у детей бумажные капельки.
Фея воды. А вы снова стали детьми. Я принесла вам угощение - вкусную родниковую водичку. Подойдите, сядьте за столы, попробуйте воду и скажите: какая она на вкус? (Ответы.) Верно, у воды нет вкуса. А какой у воды цвет? (ответы) Правильно и цвета у неё нет.
Воспитатель. А что нужно сделать, чтобы у воды появился вкус? (ответы детей)
Дети добавляют в воду сахар, пробуют.
Воспитатель Какой вкус появился у воды?
А какой можно сделать ещё воду на вкус (Солёная, кислая. Что
добавить? соль, сироп, сок)
А чтобы появился цвет? (заварку, сироп)
обобщают результаты опыта—можно изменить цвет и вкус воды)
Фея воды. Предлагаю поиграть со мной и отгадать, что это за жидкость. Детям завязывают глаза, Фея пипеткой брызгает им в рот чай, сок, воду,
Воспитатель. Давайте отправимся туда, где много воды! (в море)
Фея воды. Какой водный транспорт вы знаете? (Ответы.) Правильно! Давайте отправимся в путь на лодке. Садитесь все в лодку. Игра «Лодочка»
Вы плавали когда -нибудь на лодке? Помните как гребут вёслами. Ну давайте попробуем.
Фея воды.
Сядем в лодочку, друзья!
Поплывем - и ты, и я! (Выполняют движения как будто гребут вёслами)
Встают, подходят к столам на них два таза с тёплой и холодной водой.
А вот и море. Как вы думаете в какой воде приятнее купаться, в холодной или
тёплой (Дети выбирают теплую воду.) Хотите искупаться?
Фея воды.
В море теплая вода, Дети все пришли сюда,
Поплескаться каждый рад (опускают руки в воду, плещутся).
Рады порезвиться, Рады понырять И под ярким солнышком
Спокойно загорать! (Руки опустить в воду до самого дна таза, поднять их вверх, поработать пальцами и посушить руки).
Фея воды. Ох, как жарко стало! Так хочется пить! Но морскую воду пить нельзя! (спрашивает почему) И крана нет с водой. А где ещё можно набрать воды попить? ( ответы: в роднике, в колодце) Нет ли поблизости колодца или родника?
Воспитатель. И колодец есть и родник есть, и стихотворения про них дети знают.
Света расскажет про колодец.
Колодец стоит у березки, в расщелинах серые доски.
Колодец - горбатая спинка, сбегает к колодцу тропинка.
На дне у колодца - живая вода, за ней собираются ведра сюда.
Колодец ничей - не боится труда: Чем черпают чаще, тем чище вода!
Воспитатель Ангелина прочитает про родник
Мне даст водицу чистую журчащий ручеек. Прозрачно-серебристую поставлю на чаек. Торопится с пригорочка ко мне издалека,
Бежит в мое ведерочко вода из родника.
И брызжет, и плескается веселая струя,
С ведром перекликается по самые края.
Фея воды. Какие красивые стихотворения!
А я скороговорку про колодец знаю. «В колодце - водица, в мыльнице -мыльце, в оконце - полотенце».
Дети проговаривают текст по-разному медленно, быстро, громко.
Воспитатель. А я про воду придумала чистоговорку.
Ре-ре-ре - носим воду мы в ведре.
Да-да-да - в ведре чистая вода.
Ды-ды-ды - очень хочется воды.
Де-де-де - платье вымокло в воде.
Ра-ра-ра - пейте воду из ведра.
Давайте повторим её все вместе
Фея воды. Хотите послушать, о чем говорят капли, когда вы неплотно закрываем кран?
Ручей засох, родник иссяк, а мы из крана кап-кап-кап!
Мелькают реки и моря, не тратьте воду зря-зря-зря!
А то пройдет немного лет, и нет водицы, нет-нет-нет! /
Воспитатель. Почему надо экономить воду? (Высказывания детей.) Можем ли мы увидеть водяную капельку зимой? Какой она становится об этом нам расскажут загадки.
Что за звездочки сквозные на платке и рукаве?
Все сквозные, вырезные, а возьмешь - вода в руке. (Снежинки.)
Она прозрачна, как стекло, но ее не вставить в окно. (Льдинка.)
Без дел мне не сидится, а шутить люблю, Вам брови и ресницы я мигом набелю. (Иней.)
Удивительный художник на окошке побывал,
удивительный художник на окне нарисовал
пальмы, папоротники, клены - на окошках лес густой!
Только белый, не зеленый лес чудесный, не простой. (Мороз.)
Воспитатель. Лед, снег, иней - что это?
Это тоже капельки воды, только в разных состояниях.
Наши дети дружат с водой. Умываются, душ принимают, обливаются прохладной водой, плавают. И поэтому, я думаю, справятся с игрой, которую я предложу. Я буду задавать вопросы, а вы, если это так, отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!». Только будьте внимательны.
• Кто из вас купается, спортом занимается?
• Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
• А кто любит закаляться, водой холодной обливаться?
• И еще один вопрос: кто себе не моет нос?
Фея воды. Какие вы молодцы! И моим серебристым капелькам так понравилось у вас, что они никуда не хотят улетать.
Воспитатель. Спасибо тебе, Фея воды, и вам серебристые капельки! Мы ещё встретимся с вами. Ведь серебристые капельки окружают нас каждый день. Капелька, если жаркий луч согреет ее, превратится в пар и улетит на небо. Там она бу|дет жить в облаке, пока облако не вырастет и не превратится в тучу, а потом опять выпадет дождём сюда, на землю. Так вода в природе совершает круг. Этот великий закон называется «круговорот воды в природе».
Фея воды. Действительно, нам надо возвращаться и с детьми прощаться. До свидания! До новой встречи!
Воспитатель.
В природе путешествует вода, она не исчезает никогда: То в снег превратится, то в лед, растает - и снова в поход! По горным вершинам, широким долинам, Вдруг в небо взовьется, дождем обернется. Вокруг оглянитесь, в природу вглядитесь.
Дети. Нас окружает везде и всегда эта волшебница чудо-вода!
Воспитатель: вода - помощница и труженица: утоляет жажду, помогает готовить пищу, избавляет от грязи, питает растения и т. д.
Раз уж мы так назвали воду, то и относиться к ней надо как ко всему живому. А что это значит?
Дети. Беречь, не загрязнять, охранять, чистить водоемы, не бросать мусор в речку.