Богдан О.И.
«Путешествие к островам правильной речи». Итоговое занятие в логопедической группе для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: речевое развитие.
Вид деятельности: совместная игровая образовательная ситуация.
Возрастная группа : дети подготовительной к школе группе (6-7 лет) с ОНР.
Цель: Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».
Программное содержание:
Задачи:
Публикация «„Путешествие к островам правильной речи“, Итоговое занятие в логопедической группе для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-совершенствование умения определять «гласный звук», «Твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из букв слова и из слов предложения;
-развитие фонематических процессов, речевого слуха и дыхания, слухового внимания, памяти, внимания, связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики;
-воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
Предварительная работа:
Знакомство с гласными и согласными звуками,деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, разучивание стихов для пальчиковых и подвижных игр.
Словарная работа: закрепление понятий «звук», «слог», «слово», «предложение».
Оборудование: запись речевых звуков, «схема леса», предметные картинки, лепестки-картинки, игрушка золотая рыбка, цветок-колокольчик, буквы, слоговые домики.
Методические приё мы:
-наглядный (картинки, карточки, пособие);
-словесный (совместная речевая деятельность);
-практический (выполнение заданий, упражнений);
-игровой (динамические паузы, сюрпризный момент).
Используемые образовательные технологии:
-игровая технология;
-информационно-коммуникативная технология;
-здоровьесберегающая технология.
ХОД
Дети встают в круг. (Психоэмоциональный настрой)
Л. Поздоровайтесь друг с другом,
Улыбнитесь всем вокруг.
Руку дайте другу слева
А теперь соседу справа
Ты улыбку передай,
Утра доброго желай,
С нами в сказку приглашай.
Л. Ребята, я получила письмо, отгадайте, от кого?
Дети отгадывают имена героев по первым звукам слов-картинок (карандаш, лестница, ёж, поезд, арбуз - Клёпа); (иголка, роза, ива, стул, конфета, ананас-Ириска).
Здравствуйте, ребята! Мы наблюдали за вами два года. Вы честно занимались, выполняли домашние задания, готовили руку к письму, запоминали буквы, выделяли звуки. Теперь,мы приготовили задания, чтобы выполнить их необходимо пройти трудный путь, через пять островов правильной речи. А когда вы пройдете весь путь, вы найдете сундук. Если сундук откроется, значит, вы справились с заданием.
Л. На каком транспорте отправимся в путешествие?
А чтобы узнать выполним слуховой диктант (у детей получился корабль).
Отправляемся, друзья,
Мы на чудо острова.
Помоги нам ветерок,
Паруса надуй, дружок! (дети выстраиваются конусом – «нос корабля»).
Л. Давайте, поможем ветру!
( Дыхательная гимнастика: вдох носом – выдох ртом)
Л. Вижу остров. Чем наполнен воздух на этом острове?
(а, и, п, в, с, т, о)-произносит логопед или запись.
Д. Остров наполнен звуками.
Л. Правильно и это остров звуков. Какие звуки бывают?
Д. Звуки бывают гласные и согласные.
Л. Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков?
Д. Гласные звуки мы поём и тянем – нет преграды, а согласные - во рту встречаем преграду.
Л. Что создает преграду?
Д. Губы и зубы.
Л. Сколько всего гласных звуков?
Д. 6
Л. Сколько гласных букв
Д. 10.
Л. Есть среди них особенные? Назовите их.
Д. Буквы Е, Ё, Я, Ю.
Л. А что в них особенного?
Д. Эти буквы имеют два звука, один из которых мягкий согласный звук [й].
Игра «Разноцветные дорожки»(схема леса с синей и зеленой дорожкой)
Цель: дифференциация мягких и твердых согласных.
Л. Посмотрите, звери не знают, по какой дорожке им идти. Давайте поможем животным? По синей дорожке отправим животных в названиях, которых первый звук согласный твердый. А по зеленой дорожке, животных в названии, которых первый звук согласный мягкий. Каждый возьмите по картинке и поставьте на правильную дорожку (лиса, волк, белка, заяц, медведь, лось).
Л. Отправляемся дальше. (появляется «золотая рыбка»). Ребята, кто это?
Д. «золотая рыбка».
Л. Правильно. Рыбка просит поиграть с ней.
Пальчиковая гимнастика. «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, покачивают сложенными вместе ладошками
Рыбке весло играть. из стороны в сторону.
Рыбка, рыбка, озорница, грозят пальчиком.
Мы хотим тебя поймать. Медленно сближают ладони.
Рыбка спинку изогнула, Медленно наклоняют вперед сложенные ладони.
Крошку хлебную взяла. Делают хватательные движения обеими руками.
Рыбка хвостиком махнула, Покачивают сложенными вместе ладонями вправо-
влево.
Рыбка быстро уплыла.
Л. Ребята, вот остров цветов. Да здесь кто-то шалил, разбросал все цветы. Наведем порядок, соберем цветы?
Игра «Собери цветы».
Цель: развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза.
Л. А чтобы было быстрее разделимся по два человека на три команды.
1-я команда: собирает цветок с лепестками-картинками, в названии которых имеется звук [л] в начале слова.
2-я команда: собирает цветок с лепестками-картинками, в названии которых звук [л] в середине слов.
3-я команда: собирает цветок с лепестками-картинками, в названии которых звук [л] в конце слов.
Л. Молодцы! Вы успешно справились, и за это остров цветов дарит нам колокольчик.
Логопедическую гимнастику «колокольчик».
Колокольчик все звенит,
Язычком он шевелит.
1. Дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафиксировать данное положение.
2. Дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать данное положение.
3. Дотронуться кончиком языка верхней губы и зафиксировать данное положение.
4. Дотронуться кончиком до нижней губы и зафиксировать данное положение.
5. Произвести движение кончиком языка по верхней губе (облизывание).
6. Произвести движение кончиком языка по нижней губе (облизывание).
7. Произвести круговое движение кончиком языка по верхней и нижней губе.
Л. Впереди, я вижу остров неизвестный. И снова для нас испытание.
Игра «Буквы рассыпались».
Цель: совершенствование навыка составления слов.
Л. Надо из букв сложить слово, и узнаем, как называется остров (дети собирают буквы – получилось «слово»).
Л. Да это же остров слов. Выполните звуковой анализ этого слова.
Д. С- согласный твердый глухой обозначаем синим цветом;
Л- согласный твердый звонкий обозначаем синим цветом;
О- гласный обозначаем красным;
В- согласный твердый глухой обозначаем синим цветом;
О- гласный обозначаем красным цветом.
Л. Сколько в слове звуков?
Д. В слове 5 звуков.
Л. Сколько гласных звуков? Назовите их.
Д. Два гласных. Это о-о.
Л. Сколько согласных твердых звуков? Назовите их.
Д. Три звука. Это с-л-в.
Л. А есть в этом слове мягкие согласные?
Д. Нет.
Л. Поплыли дальше. И поиграем в слова.
Дидактическая игра «Дружба».
Цель: развитие фонематического слуха.
Стол «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
Стол «дружит» с тестом или с креслом?
Шкаф «дружит» с полкой или с иголкой?
Кастрюля «дружит» с мышкой или с крышкой?
Рыбак «дружит» с рыбкой или с улыбкой?
Король «дружит с троном или с поклоном?
Корка «дружит» с крошкой или с ложкой?
Л. Мы приплыли на остров слогов. Ребята, смотрите жители острова не могут попасть в свои дома. Давайте, поможем.
(Три домика с одним окном, двумя, и тремя окнами – дети делят название животных на слоги и помещают их в нужный домик).
( слова-картинки: паук, собака, кот, бабочка, жук, заяц)
Л. Молодцы! Справились и с этим заданием. Поплыли дальше.
Л. Вот и последний остров загадок. Загадки-обманки, нужно правильно отгадать все загадки.
Кукарекает спросонок
Милый, добрый ПОРОСЁНОК.
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну конечно - это МИШКА.
Кто с утра в хлеву мычит
Я так думаю что КИТ.
Нарушая утром тишь,
Распевает в роще МЫШЬ.
В чаще голову задрав,
Воет с голоду ЖИРАФ.
Кто в малине знает толк?
Косолапый, бурый ВОЛК.
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать СОЛОВЕЙ.
С пальмы в низ, на пальму снова,
ловко прыгает КОРОВА.
Над лесом солнца луч потух
Крадется царь зверей ПЕТУХ.
Л. Вот ребята, мы с вами побывали на всех островах и теперь вернулись назад в детский сад, но смотрите, что это за записка?
(Логопед читает : сделайте три шага влево, пять вправо).
Л. Да ведь это сундук, о котором говорили Клёпа и Ириска в своем письме. Посмотрим, что там.
Логопед открывает и достает медали, награждает.
Рефлексия.
Ребята, вам понравилось путешествие?
От кого мы получили письмо?
Матвей, на каких островах мы сегодня побывали?
Таня, что мы делали на острове загадок?
Кого мы встречали по пути к островам?
Катя, что больше всего тебе понравилось?