Юлия Шатилова
Перспективное комплексно-тематическое планирование по речевому развитию группы детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность - «Подготовка детей к обучению грамоте»
(реализуется через занятия - занятие 1 раз в неделю)
Ме-сяц, неделя п/п Образовательная деятельность Содержание работы
(виды деятельности с учетом их возрастных особенностей) Условия
для индивидуальных потребностей детей Литература
Тема образовательной
ситуации Задачи
педагогической деятельности
1 2 3 4 5 6 7
I ПОЛУГОДИЕ
Сентябрь –
1 неделя 1 Звуки речи. Звуки [б]-[н]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения простых согласных звуков русского языка (звуков раннего онтогенеза). Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [6]-[н] как длинного и короткого.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Муляжи грибов.
Организационный момент.
Упражнение «Лесенка». Упражнение «Сосна» и «По грибы». Упражнение «Короткий - длинный». Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Мостик».
Четкое проговаривание чистоговоркаи:
1. У тропы стоит сосна.
На-на-на! На-на-на!
Она издали видна,
На-на-на! На-на-на!
2. Под сосною два гриба.
Ба-ба-ба! Ба-ба-ба!
Соберу-ка я грибы.
Бы-бы-бы! Бы-бы-бы!
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Сентябрь –
2 неделя 2 Звуки речи. Звуки [д]-[в]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений о слове. Формирование умения соотносить слова с обозначаемыми ими предметами и картинками. Формирование представлений о том, что слова обозначают действия предметов
Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения простых согласных звуков русского языка (звуков раннего онтогенеза). Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [д]- [в] как короткого и длинного.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Мелкие игрушки и картинки-действия с их изображениями, сигналы двух цветов по числу детей.
1. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Улыбка».
2. Упражнение «Предметы и слова».
3. Игровое упражнение «Длинный - короткий».
4. Упражнение «Короткий- длинный». Четкое проговаривание чистоговоркаи:
1, В поле мокрая трава
Ba-ва-ва! Ва-ва-ва!
Дождик вымочил траву.
By-ву-ву! Ву-ву-ву!
В поле нет сухой травы.
Вы-вы-вы! Вы-вы-вы!
2. Под окошком резеда.
Да-да-да! Да-да-да.
Поливаю резеду.
Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Сентябрь –
3 неделя 3 Звуки речи. Звуки [д]-[в]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений о слове. Формирование умения соотносить слова с обозначаемыми ими предметами и картинками. Формирование представлений о том, что слова обозначают действия предметов
Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения простых согласных звуков русского языка (звуков раннего онтогенеза). Развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [д]- [в] как короткого и длинного.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Мелкие игрушки и картинки-действия с их изображениями, сигналы двух цветов по числу детей.
1. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Улыбка».
2. Упражнение «Предметы и слова».
3. Игровое упражнение «Длинный - короткий».
4. Упражнение «Короткий- длинный». Четкое проговаривание чистоговоркаи:
1, В поле мокрая трава
Ba-ва-ва! Ва-ва-ва!
Дождик вымочил траву.
By-ву-ву! Ву-ву-ву!
В поле нет сухой травы.
Вы-вы-вы! Вы-вы-вы!
2. Под окошком резеда.
Да-да-да! Да-да-да.
Поливаю резеду.
Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Сентябрь –
4 неделя 4 Звуки речи. Звук [с’]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений о слове.
Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения звука [с’]. Развитие фонематического слуха, различение звука [с’] с другими звуками.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Наборное полотно, сенсорный бассейн, игрушки, маленькие зеркала с ручкой по числу детей, предметные картинки со звуком [с’] в названиях.
1. Организационный момент. Упражнение «Что принес котенок Васька?»
2. Дыхательная гимнастика.
3. Упражнение «Что спрятал Васька?»
4. Проговаривание потешки «Поросята». Четкое проговаривание потешки:
Поросята спят в сарае
На подстилке из соломы.
Поросят я этих знаю.
С ними мы давно знакомы.
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Октябрь –
1 неделя 5 Звуки речи. Звук [с’]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений о слове.
Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения звука [с’]. Развитие фонематического слуха, различение звука [с’] с другими звуками.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Наборное полотно, сенсорный бассейн, игрушки, маленькие зеркала с ручкой по числу детей, предметные картинки со звуком [с’] в названиях.
1. Организационный момент. Упражнение «Что принес котенок Васька?»
2. Дыхательная гимнастика.
3. Упражнение «Что спрятал Васька?»
4. Проговаривание потешки «Поросята». Четкое проговаривание потешки:
Поросята спят в сарае
На подстилке из соломы.
Поросят я этих знаю.
С ними мы давно знакомы.
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Октябрь –
2 неделя 6 Звуки речи. Звук [c]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений о слове.
Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения звука [с]. Развитие фонематического слуха, различение звука [с] со звуком [с’] и с другими звуками.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Игрушечная лиса, сумочка с предметами, маленькие зеркала с ручкой по числу детей, яркий шнур, зеленые и синие флажки по числу детей.
1. Организационный момент. Упражнение «В гости к нам пришла лиса».
2. Игровое упражнение «Что лиса нам принесла?»
3. Игра-пятнашки «Сова и мыши».
4. Упражнение «Внимательные ушки». Четкое проговаривание потешки:
В гости к нам пришла лиса.
Ca-ca-ca! Ca-ca-ca!
Пышный хвост - лисы краса.
Ca-ca-ca! Ca-ca-ca!
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Октябрь
3 неделя 7 Звуки речи. Звук [c]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений о слове.
Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения звука [с]. Развитие фонематического слуха, различение звука [с] со звуком [с’] и с другими звуками.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Игрушечная лиса, сумочка с предметами, маленькие зеркала с ручкой по числу детей, яркий шнур, зеленые и синие флажки по числу детей.
1. Организационный момент. Упражнение «В гости к нам пришла лиса».
2. Игровое упражнение «Что лиса нам принесла?»
3. Игра-пятнашки «Сова и мыши».
4. Упражнение «Внимательные ушки». Четкое проговаривание потешки:
В гости к нам пришла лиса.
Ca-ca-ca! Ca-ca-ca!
Пышный хвост - лисы краса.
Ca-ca-ca! Ca-ca-ca!
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Октябрь –
4 неделя 8 Звуки речи. Звук [3’]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений
о слове.
Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения звука [з’]. Развитие фонематического слуха, различение звука [з’] с другими звуками.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки со звуком [3’] в названиях, индивидуальные зеркала.
1. Организационный момент. Упражнение «Паровозик, паровоз».
2. Игровое упражнение «Что привез нам паровоз?»
3. Пальчиковая гимнастика «Мы ходили в магазин». Пальчиковая гимнастика «Мы ходили в магазин».
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы слова считать.
Зелень, Кузя, магазин,
Вазелин и семь корзин.
Очень много слов назвали
Все назвали, не устали
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Ноябрь –
1 неделя 9 Звуки речи. Звук [3’]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений
о слове.
Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения звука [з’]. Развитие фонематического слуха, различение звука [з’] с другими звуками.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Магнитная доска, предметные картинки со звуком [3’] в названиях, индивидуальные зеркала.
1. Организационный момент. Упражнение «Паровозик, паровоз».
2. Игровое упражнение «Что привез нам паровоз?»
3. Пальчиковая гимнастика «Мы ходили в магазин». Пальчиковая гимнастика «Мы ходили в магазин».
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы слова считать.
Зелень, Кузя, магазин,
Вазелин и семь корзин.
Очень много слов назвали
Все назвали, не устали
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Ноябрь –
2 неделя 10 Звуки речи. Звук [з]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений о слове. Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения звука [з]. Развитие фонематического слуха, различение звука [з] со звуком [з’] и с другими звуками.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Коврограф, плоскостные изображения козы с корзинкой, замка, вазы, мимозы, козленка, зайки, индивидуальные зеркала, синие и зеленые флажки по числу детей.
1. Организационный момент. Упражнение «Паровозик, паровоз».
2. Игровое упражнение «Что в корзинке у козы?»
3. Игра-пятнашки «Коза и дети».
4. Упражнение «Синий - зеленый». Четкое проговаривание потешки:
На лугу стоит коза,
Щурит серые глаза.
Без панамки кто гуляет,
Забодает! Забодает!
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Ноябрь –
3 неделя 11 Звуки речи. Звук [з]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений о слове. Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения звука [з]. Развитие фонематического слуха, различение звука [з] со звуком [з’] и с другими звуками.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Коврограф, плоскостные изображения козы с корзинкой, замка, вазы, мимозы, козленка, зайки, индивидуальные зеркала, синие и зеленые флажки по числу детей.
1. Организационный момент. Упражнение «Паровозик, паровоз».
2. Игровое упражнение «Что в корзинке у козы?»
3. Игра-пятнашки «Коза и дети».
4. Упражнение «Синий - зеленый». Четкое проговаривание потешки:
На лугу стоит коза,
Щурит серые глаза.
Без панамки кто гуляет,
Забодает! Забодает!
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Ноябрь –
4 неделя 12 Звуки речи. Звук [ц]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений о слове. Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения звука [ц]. Развитие фонематического слуха, различение звука [ц] с другими звуками. Развитие подвижности, ловкости.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
.
Оборудование. Игрушки (овца, мотоцикл, три деревца, два кольца, индивидуальные зеркала.
1. Организационный момент. Упражнение «Посмотрите, вот овца».
2. Игровое упражнение «Что в овчарне у овцы?»
3. Подвижное упражнение «Вышла Катя на крыльцо».
4. Упражнение «Топай - прыгай». Автоматизация правильного произношения звука [ц]. Развитие подвижности, ловкости.
Вышла Катя на крыльцо. (Маршируют на месте.)
Ветер дует ей в лицо. (Обмахивают лицо ладонями.)
Ветер дует, задувает, (Поднимают руки вверх и качают ими.) Косу в кольца завивает. (Кружатся на месте.)
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Ноябрь –
5 неделя 13 Звуки речи. Звук [ц]
Образовательные задачи. Актуализация представлений о звуках речи, о том, что звуки бывают короткими и длинными. Актуализация представлений о слове. Совершенствование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Уточнение произношения звука [ц]. Развитие фонематического слуха, различение звука [ц] с другими звуками. Развитие подвижности, ловкости.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
.
Оборудование. Игрушки (овца, мотоцикл, три деревца, два кольца, индивидуальные зеркала.
1. Организационный момент. Упражнение «Посмотрите, вот овца».
2. Игровое упражнение «Что в овчарне у овцы?»
3. Подвижное упражнение «Вышла Катя на крыльцо».
4. Упражнение «Топай - прыгай». Автоматизация правильного произношения звука [ц]. Развитие подвижности, ловкости.
Вышла Катя на крыльцо. (Маршируют на месте.)
Ветер дует ей в лицо. (Обмахивают лицо ладонями.)
Ветер дует, задувает, (Поднимают руки вверх и качают ими.) Косу в кольца завивает. (Кружатся на месте.) Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Декабрь –
1 неделя 14 Звуки [c]-[c’]
Образовательные задачи. Расширение и совершенствование представлений о звуках речи, понятии «звук». Совершенствование и расширение представлений о словах. Формирование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Развитие фонематического слуха, умения узнавать звуки [c] [c’], различать эти звуки в словах. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Картинки-символы звуков [с], [с’], синие и зеленые сигналы по числу детей, куклы мальчик и девочка, картинки и игрушки, содержащие в названиях звуки [c]. [с’].
1. Организационный момент. Подвижная игра «Самолет построим сами».
2. Упражнение «Внимательные ушки».
3. Упражнение «Разделите игрушки». Четкое и правильное произношение звуков и слов.
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами. (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
(Меняют направление движения.) Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Декабрь –
2 неделя 15 Звуки [c]-[c’]
Образовательные задачи. Расширение и совершенствование представлений о звуках речи, понятии «звук». Совершенствование и расширение представлений о словах. Формирование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Развитие фонематического слуха, умения узнавать звуки [c] [c’], различать эти звуки в словах. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Картинки-символы звуков [с], [с’], синие и зеленые сигналы по числу детей, куклы мальчик и девочка, картинки и игрушки, содержащие в названиях звуки [c]. [с’].
1. Организационный момент. Подвижная игра «Самолет построим сами».
2. Упражнение «Внимательные ушки».
3. Упражнение «Разделите игрушки». Четкое и правильное произношение звуков и слов.
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами. (Бегут по кругу, взявшись за руки.)
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
(Меняют направление движения.) Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Декабрь–
3 неделя 16 Звуки [з]-[з’]
Образовательные задачи. Расширение и совершенствование представлений о звуках речи, понятия «звук». Совершенствование и расширение представлений о словах. Формирование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Развитие фонематического слуха, умения узнавать звуки [з]-[з’], различать эти звуки в словах. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Картинка с изображением котенка в корзинке, картинки-символы звуков [з], [з’], синие и зеленые флажки по числу детей, синий и зеленый грузовики, картинки и игрушки, содержащие в названиях звуки [з], [з’].
1. Организационный момент. Речевая разминка «Мурзик».
2. Упражнение «Синий - зеленый».
3. Упражнение «Разноцветные грузовики». Четкое и правильное произношение звуков и слов.
Зоин Мурзик спит в корзинке.
У него пятно на спинке
И зеленые глаза.
Не котенок, а гроза.
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.
Декабрь–
4 неделя 17 Звуки [з]-[з’]
Образовательные задачи. Расширение и совершенствование представлений о звуках речи, понятия «звук». Совершенствование и расширение представлений о словах. Формирование умения выполнять упражнение по инструкции педагога.
Развивающие задачи. Развитие фонематического слуха, умения узнавать звуки [з]-[з’], различать эти звуки в словах. Развитие зрительного восприятия и внимания.
Воспитательные задачи. Воспитание учебного поведения, навыков сотрудничества.
Оборудование. Картинка с изображением котенка в корзинке, картинки-символы звуков [з], [з’], синие и зеленые флажки по числу детей, синий и зеленый грузовики, картинки и игрушки, содержащие в названиях звуки [з], [з’].
1. Организационный момент. Речевая разминка «Мурзик».
2. Упражнение «Синий - зеленый».
3. Упражнение «Разноцветные грузовики». Четкое и правильное произношение звуков и слов.
Зоин Мурзик спит в корзинке.
У него пятно на спинке
И зеленые глаза.
Не котенок, а гроза.
Звуковая культура речи и подготовка к обучению грамоте в общеразвивающих группах ДОО на основе ФОП ДО.
Н. В. Нищева.