Папки-передвижки

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Татьяна Береза
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования

Расскажи – а я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

Китайская пословица

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах

Работая по программе «Детство», мною выбрано приоритетное направление – детское экспериментирование. Изучив литературу, я поставила перед собой цель: сформировать у детей экологическую компетентность; подготовить их к необходимому для полноценной жизни осознанному восприятию окружающего мира; воспитывать всесторонне развитую гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу, бережно к ним относиться, экологически грамотно вести себя в обращении с объектом природы. Ведь окружающая нас природа находится в полной зависимости от человеческого фактора, его активной деятельности. У людей преобладает потребительское отношение к природным ресурсам, объектам живой и неживой природы. От нас, взрослых, зависит как наши дети взаимодействуют сейчас с природой; как в будущем будут проявлять своё отношение к природе: позитивно, негативно или безразлично.

Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Именно такие условия мы создаём в нашей группе, придерживаясь основных принципов (доступности, динамичности, зонирования, эмоциональной комфортности, активности).

В группе оборудована мини-лаборатория «Почемучки», где собран основной материал:

- приборы-помощники: увеличительные стёкла, магниты;

- коллекция тканей, семян, бумаги, камней, металлов;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, семена, спил дерева, листья, мох, гербарий;

- зеркала, сито, свечи;

- бросовый материал: проволока, кусочки меха, ткани, пластмассы, пробки и т. д.

- разные виды бумаги;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зелёнка и др.);

- медицинские материалы: пипетки, шприцы, резиновые груши, пробирки, колбы и др. ;

- салфетки, фартуки, халаты, тапочки.

В группе создан центр «воды и песка», который дети используют для изучения свойств песка, воды, воздуха. Ребята узнают как работает «водяная мельница», какие предметы тонут, а какие нет. Им нравится выискивать в песке мини-игрушки, пересыпать его, измерять, просеивать через ситечко, создавать цветной песочек, изучать строение кристалликов речного и сахарного песка.

Особое внимание мною уделено изучению свойств воды, значению воды в жизни человека и всего живого на земле.

Нами был разработан проект «Волшебница вода», основной целью которого было осознание ценности воды для жителей планеты Земля. Были разработаны: перспективный план по проекту, распределение деятельности по этапам проекта, схема осуществления проекта, проведены следующие занятия: «Вода и её роль в жизни человека», «Мы – учёные», к этим занятиям подготовили оборудование для опытов, опыты проводили вместе с детьми. В завершении проекта – презентация:

- фотовыставка «Вода – наш лучший друг».

- музыкальное развлечение : «Путешествие капельки».

- выпущена стенгазета «Берегите воду!».

В группе также создан мини-музей «Волшебница вода», где собран интересный материал о воде, как человек использует воду, представлены ширмы, макеты, фотографии, книги и видеофильмы о воде. С детьми проводили много экскурсий и наблюдений. Обсудили проблему загрязнения воды, и какие меры необходимо принимать для её спасения.

Эта тема очень интересна детям, на занятиях они очень активны, уровень работоспособности хороший, интерес к таким занятиям большой, особенно увлекают опыты, дети любят работать самостоятельно и получают прочные знания о свойствах воды. Воспитывается бережное отношение к воде, воздуху и к природе в целом.

В группе также собрана и изготовлена картотека опытов и экспериментов по возрастам. Постоянно пополняется картотека алгоритмов и схем проведения опытов, рабочих листов, а также картотека правил работы с веществами (вода, песок, огонь, мыло, электричество, т. к. наша задача сделать опыты безопасными. Принятые нами правила очень просты и легко запоминаются, вот некоторые из них:

С водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда,

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог.

И никто здесь не промок.

Со стеклом:

Со стеклом будь осторожен

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бочок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

С песком:

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

По окончании работы:

Ты работу завершил?

Всё на место положил?

С этими правилами экспериментирования будет не более опасным, чем с ножницами.

Некоторые опыты мы зарисовываем в журнале фиксации опытов и экспериментов. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, обонятельная, тактильная. Поэтому процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом, т. е. им сложно соотнести изображение с реальными событиями. Однако отказываться от данной формы работы не следует, необходимо постепенно приучать детей к фиксированию увиденного. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Через беседы, консультации, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Одними из таких рекомендаций были педагогические рекомендации по детскому экспериментированию дома и в природе. С целью пропаганды детского экспериментирования были подготовлены консультации для родителей:

«Игры с водой.»

«Ставим опыты вместе с детьми.»

«Занимательные опыты на кухне.»

«Познавательные опыты на даче

«У голубой воды.»

Также привлекли родителей в создании мини-музея «Волшебница вода» и в создании мини-лаборатории. Родители активно откликнулись и приняли участие в пополнении уголка экспериментирования. Совместная деятельность родителей и детей выразилась также в создании фотовыставок, поделок из природного материала и выпуске газеты «Берегите воду».

Из всего созданного можно сделать вывод, что исследования помогают ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

Элементарные опыты, эксперименты, которые дети проводят в детском саду с воспитателем или дома с родителями, помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Знания, полученные во время проведения опытов, запомнятся надолго.

Список используемой литературы:

1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. 2009 г.

2. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в

детском саду»

А. И. Иванова

3. Научные ответы на детское «почему?»

Н. М. Зубкова

4. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст

Куликовской И. Э., Совир Н. Н. М: Пед. Общество России, 2003.

5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М: АРКТИ, 2004.

Публикации по теме:

Познавательное развитие детей дошкольного возраста в контексте введения ФГОС ДО Для реализации идеи развивающего обучения в своей работе с успехом используем современные развивающие игры В. В. Воскобовича, Д. Кюизенера,.

Развитие креативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности Креативность – слово, которое сегодня у всех на устах. Детская креативность – это воображение ребёнка плюс творческий порыв взрослого Наша.

НОД с элементами экспериментирования и ИКТ в ОО «Познавательное развитие» Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи между назначением и строением материала (исследуемые твёрдые материалы.

Педагогический проект «Познавательное развитие детей 4–5 лет в процессе игры «Зимующие птицы» Проблемное поле проекта: дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о птицах, остающихся зимовать в.

Познавательное развитие детей дошкольного возрастаПознавательное развитие детей дошкольного возраста Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является познавательное развитие. Познавательное воспитание - это планомерное.

Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельностиПознавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Жизнь во всех ее.

Фотоотчет о семинаре для воспитателей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО»Фотоотчет о семинаре для воспитателей «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО» Семинар в с. Самарское ДОУ №1 «Тополёк» 10 ноября я была на семинаре для воспитателей Азовского р-на. Тема семинара: "Познавательное развитие.

Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой». Перспективное планирование. Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребёнок по своей природе пытливый исследователь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
Опубликовано: 19 марта 2016 в 06:30
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Береза (УИ 559058) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД