Татьяна Береза
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.»
Расскажи – а я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Китайская пословица
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах
Работая по программе «Детство», мною выбрано приоритетное направление – детское экспериментирование. Изучив литературу, я поставила перед собой цель: сформировать у детей экологическую компетентность; подготовить их к необходимому для полноценной жизни осознанному восприятию окружающего мира; воспитывать всесторонне развитую гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу, бережно к ним относиться, экологически грамотно вести себя в обращении с объектом природы. Ведь окружающая нас природа находится в полной зависимости от человеческого фактора, его активной деятельности. У людей преобладает потребительское отношение к природным ресурсам, объектам живой и неживой природы. От нас, взрослых, зависит как наши дети взаимодействуют сейчас с природой; как в будущем будут проявлять своё отношение к природе: позитивно, негативно или безразлично.
Учёные выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».
Детям нравятся занятия, на которых они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Именно такие условия мы создаём в нашей группе, придерживаясь основных принципов (доступности, динамичности, зонирования, эмоциональной комфортности, активности).
В группе оборудована мини-лаборатория «Почемучки», где собран основной материал:
- приборы-помощники: увеличительные стёкла, магниты;
- коллекция тканей, семян, бумаги, камней, металлов;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, семена, спил дерева, листья, мох, гербарий;
- зеркала, сито, свечи;
- бросовый материал: проволока, кусочки меха, ткани, пластмассы, пробки и т. д.
- разные виды бумаги;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зелёнка и др.);
- медицинские материалы: пипетки, шприцы, резиновые груши, пробирки, колбы и др. ;
- салфетки, фартуки, халаты, тапочки.
В группе создан центр «воды и песка», который дети используют для изучения свойств песка, воды, воздуха. Ребята узнают как работает «водяная мельница», какие предметы тонут, а какие нет. Им нравится выискивать в песке мини-игрушки, пересыпать его, измерять, просеивать через ситечко, создавать цветной песочек, изучать строение кристалликов речного и сахарного песка.
Особое внимание мною уделено изучению свойств воды, значению воды в жизни человека и всего живого на земле.
Нами был разработан проект «Волшебница вода», основной целью которого было осознание ценности воды для жителей планеты Земля. Были разработаны: перспективный план по проекту, распределение деятельности по этапам проекта, схема осуществления проекта, проведены следующие занятия: «Вода и её роль в жизни человека», «Мы – учёные», к этим занятиям подготовили оборудование для опытов, опыты проводили вместе с детьми. В завершении проекта – презентация:
- фотовыставка «Вода – наш лучший друг».
- музыкальное развлечение : «Путешествие капельки».
- выпущена стенгазета «Берегите воду!».
В группе также создан мини-музей «Волшебница вода», где собран интересный материал о воде, как человек использует воду, представлены ширмы, макеты, фотографии, книги и видеофильмы о воде. С детьми проводили много экскурсий и наблюдений. Обсудили проблему загрязнения воды, и какие меры необходимо принимать для её спасения.
Эта тема очень интересна детям, на занятиях они очень активны, уровень работоспособности хороший, интерес к таким занятиям большой, особенно увлекают опыты, дети любят работать самостоятельно и получают прочные знания о свойствах воды. Воспитывается бережное отношение к воде, воздуху и к природе в целом.
В группе также собрана и изготовлена картотека опытов и экспериментов по возрастам. Постоянно пополняется картотека алгоритмов и схем проведения опытов, рабочих листов, а также картотека правил работы с веществами (вода, песок, огонь, мыло, электричество, т. к. наша задача сделать опыты безопасными. Принятые нами правила очень просты и легко запоминаются, вот некоторые из них:
С водой:
Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Пролил воду – не беда,
Тряпка под рукой всегда.
Фартук – друг: он нам помог.
И никто здесь не промок.
Со стеклом:
Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат-совок
И для мусора бочок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
С песком:
Если сыплешь ты песок –
Рядом веник и совок.
По окончании работы:
Ты работу завершил?
Всё на место положил?
С этими правилами экспериментирования будет не более опасным, чем с ножницами.
Некоторые опыты мы зарисовываем в журнале фиксации опытов и экспериментов. Наблюдаемые явления фиксируют для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же явлений участвуют и другие виды памяти – двигательная, обонятельная, тактильная. Поэтому процедура фиксации наблюдений является для детей сложным делом, т. е. им сложно соотнести изображение с реальными событиями. Однако отказываться от данной формы работы не следует, необходимо постепенно приучать детей к фиксированию увиденного. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.
Через беседы, консультации, через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Одними из таких рекомендаций были педагогические рекомендации по детскому экспериментированию дома и в природе. С целью пропаганды детского экспериментирования были подготовлены консультации для родителей:
«Игры с водой.»
«Ставим опыты вместе с детьми.»
«Занимательные опыты на кухне.»
«Познавательные опыты на даче.»
«У голубой воды.»
Также привлекли родителей в создании мини-музея «Волшебница вода» и в создании мини-лаборатории. Родители активно откликнулись и приняли участие в пополнении уголка экспериментирования. Совместная деятельность родителей и детей выразилась также в создании фотовыставок, поделок из природного материала и выпуске газеты «Берегите воду».
Из всего созданного можно сделать вывод, что исследования помогают ребёнку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Элементарные опыты, эксперименты, которые дети проводят в детском саду с воспитателем или дома с родителями, помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Знания, полученные во время проведения опытов, запомнятся надолго.
Список используемой литературы:
1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет
Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. 2009 г.
2. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в
детском саду»
А. И. Иванова
3. Научные ответы на детское «почему?»
Н. М. Зубкова
4. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.»
Куликовской И. Э., Совир Н. Н. М: Пед. Общество России, 2003.
5. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Под ред. Л. Н. Прохоровой. - М: АРКТИ, 2004.