детский сад "Ласточка"
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей дошкольного возраста
Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является познавательное развитие.
Познавательное воспитание - это планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью обогащения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации в окружающей жизни и формирования на этой основе познавательных процессов.
Публикация «Познавательное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Великий славянский педагог Ян Амос Каменский, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчеркивал, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та среда, в которой они живут.
Среда, способствующая познавательному развитию, включает в себя предметную (материальную) среду и познавательный дух взрослых, окружающих детей.
Предметно-развивающую среду для познавательного развития педагоги создают начиная с младшей группы. Предметы, пособия, оборудование, книги и пр., являющиеся основой среды, организованной для познания, помогают детям расширять кругозор: уточнять, конкретизировать новые и имеющиеся знания; активизировать собственные познавательные интересы.
Главный принцип предметно-развивающей среды заключается в следующем: все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, с этим можно играть и действовать.
В нашем детском саду тоже есть познавательная игротека, тематика у них разная. Материал представлен дидактическими и настольно-печатными играми; игровыми панно (магнитными, бумажными); разнообразными коллекциями и демонстрационными экспонатами; оборудованием для элементарного экспериментирования и наблюдений и многим другим. В каждой группе есть красивые растения. Предусмотрено место для познавательной литературы, альбомов, наборов открыток. Так же имеется телевизор и видеотехника для просмотра познавательных передач и фильмов; часы (настенные, будильник); глобус; тематические подборки по темам: «Моя Республика» и многое другое.
Одним из важных принципов руководства познавательным развитием детей является обязательная потребность взрослых в познавательном саморазвитии. Педагог, который не читает познавательной литературы, не посещает библиотеки, музеи, выставки, интересные места и доступные достопримечательности, не может полноценно и эффективно руководить познавательным развитием ребенка, не может зажечь в его сердце и сознании жажду познания мира.
Познавательно развитие детей осуществляется на специальных занятиях, а также на мероприятиях, проводимых в свободной деятельности детей (вне занятий). Реализовать поставленные задачи и объемы только на занятиях практически невозможно. Поэтому огромное значение придается работе с детьми вне занятий.
На занятия педагоги выносят наиболее сложные содержания. При этом многие занятия-это старт к последующей деятельности детей в повседневной жизни. Занятие, как пусковой механизм, запускает последующую деятельность детей в рамках определенного содержания. Этот механизм может сработать, а может и нет. Если у детей после занятия появилось желание погружаться в данное содержание, расширять и уточнять полученные сведения, то работу следует активно продолжать. Если педагоги отмечают, что интерес у детей отсутствует, то не следует надолго удерживать их внимание на этом содержании. Ведь воспитатели предлагают детям достаточно большой диапазон познавательных содержаний, и какие-то из них обязательно их заинтересуют. Именно те содержания, которые вызывают интерес у большинства детей группы, следует углублять и расширять.
Педагоги справятся с руководством познавательного развития детей, если:
– проводили познавательное развитие в системе, начиная с младшего дошкольного возраста;
– в процессе работы были созданы и сохранены наглядные материалы, созданные с помощью детей пособия и альбомы;
– они владели методикой организации и проведения познавательного развития детей вне занятий.
Большую помощь могут оказать родители наших воспитанников. С их помощью проводятся традиционные «Встречи с интересными людьми», формируются альбомы, которые дети любят рассматривать.
Проблема познавательного развития важна сегодня как никогда. В современном мире ценятся люди, обладающие широким запасом знаний, мыслящие оригинально, умеющие находить выход из разных ситуаций. Требования программы школы сегодня таковы, что ребенок почти с первых дней обучения сталкивается с разнообразными задачами достаточно высокого уровня сложности. Поэтому без хорошей интеллектуальной подготовки первокласснику приходится трудно. Современный ребенок живет в более широкой информационной среде, чем его сверстники несколько десятилетий назад.
Практика убедительно показала, что познавательные занятия очень эффективны: дети становятся активны, любознательны, сообразительны.
Тарасова Марина Владимировна, заведующая отделением дошкольного образования детский сад "Ласточка"