Любовь Иванова
НОД с элементами экспериментирования и ИКТ в ОО «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи
между назначением и строением материала (исследуемые твёрдые материалы не предназначены для строительства зданий)
Задачи:
Образовательные:
• Расширить и уточнить знания детей о родном городе
• Познакомить с понятием «изменение агрегатного состояния вещества»
• Закрепить знания правил безопасности при проведении опытов
Развивающие :
• Развивать психические процессы: речь, мышление, память, воображение
Публикация «НОД с элементами экспериментирования и ИКТ в ОО „Познавательное развитие“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2015
• Активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Воспитательные:
• Воспитывать любовь и уважение к родному городу
• Дать почувствовать радость от выполненной работы
Оздоровительные:
• Для повышения двигательной активности провести подвижную игру
• Ввести гимнастику для глаз, с целью снятия глазного давления
Материалы и оборудование: фотографии с изображением видов родного города; магнитофон, ноутбук, свечи, подносы, лёд, сахар, спиртовки, масло, ватные палочки, ложки, формочки, халаты и шапочки в лаборатории.
Предварительная работа:
• экскурсии по родному городу,
• беседы об истории создания города,
• экскурсия в читальный зал библиотеки на выставку «Мой город»,
• оформление альбома и фотовыставки о Волгореченске,
• проведение цикла занятий о родном городе,
• конкурс рисунков,
• проведение опытов по выявлению свойств материалов и изменению состояний веществ,
• рассматривание различных твёрдых материалов, различных по структуре и назначению.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, недавно мы с вами посетили фотовыставку «Наш родной город Волгореченск».
- Сколько лет исполняется в этом году нашему городу?
- Ответы детей (45 лет)
- Давайте вспомним, из каких материалов можно построить здания, чтобы наш город простоял много лет и не разрушился?
- Ответы детей (камень, бетон, гравий, кирпич и т. д.)
-Почему именно эти материалы используются при строительстве?
-Ответы детей (они прочные, твёрдые, крепкие)
-Правильно, поэтому и город наш стоит уже 45 лет.
Сегодня мы с вами проведём конкурс детского творчества. Представьте себе, что мы строители, нам предстоит построить город, рождённый нашими фантазиями.
Переходим к строительной площадке №1.
-Посмотрите, из чего мы будем строить наш город?
-Из воска или парафина.
-Какой это материал?
- Твёрдый.
-Давайте поставим наши здания рядом, они стоят, как свечки.
-Что может произойти с нашим городом, если он будет таким?
-Может расплавиться или расколоться.
- Проверим. Воспитатель поджигает свечу и дети наблюдают, как изменяется агрегатное состояние вещества: из твёрдого превращается в жидкое при нагревании, а затем вновь в твёрдое при охлаждении. Твёрдый парафин под воздействием высокой температуры плавится, становится жидким, капает, а когда остывает, вновь затвердевает.
Это явление называется «изменением состояния вещества».
- Вывод: город наш будет недолговечным.
Переходим к строительной площадке №2.
-Ребята, посмотрите, из какого материала мы здесь будем строить наш город?
Воспитатель показывает ледяные фигурки зданий.
-Изо льда.
-Лёд – какой материал?
-Твёрдый, холодный, хрупкий.
-Поставьте, пожалуйста, свои дома на площадку, и понаблюдайте, что с ними произойдёт?
-Они растают и превратятся из твёрдых в жидкие.
-Наш город вновь исчезнет. Вспомните, как проходят в нашей стране конкурсы по строительству ледяных фигур. Они проходят зимой или на севере, где долгое время стоят морозы.
Сейчас мы немного отдохнём и поиграем в игру – моделирование «Тепло – холодно».
Игра. Каждый из вас частичка воды. Вода жидкая, течёт, льётся, не имеет формы. Но вот воду замораживают, и она превращается в кусочек льда, который стал твёрдым и имеет форму. Вы должны изобразить лёд и воду.
«Ручейком течёт водичка, очень жидкая она (дети свободно двигаются, бегают)
На морозе превратится вся вода в кусочек льда».(дети крепко обнимаются и замирают в одном «клубке». Затем идёт показ карточек тепло-холодно, и дети выполняют соответствующие действия.
Ребята, сейчас мы с вами пройдём в наш компьютерный центр и посмотрим отрывок из мультфильма «Сладкая сказка». Затем попробуем в своих фантазиях построить город ещё из одного материала. Из какого, сейчас увидим.
Просмотр отрывка на ноутбуке.
- Сможем ли мы построить наш город из шоколада? Какой шоколад?
-Твёрдый, но может растаять при нагревании и превратиться в жидкий. Вспомните, как мы называем это явление?
- Переходом одного состояния вещества в другое.
- Наш город из шоколада будет очень вкусным и его могут скушать сладкоежки.
Гимнастика для глаз. Крепко зажмурили глаза и открыли (3 раза, быстро поморгали.
Ребята, мы пройдём в лабораторию и попробуем построить наш город из белых кирпичиков, но не простых, а сладких и провёдём «Вкусный опыт». Переходим в лабораторию, переоделись в халаты, шапочки.
В лаборатории проводим опыт по алгоритму.
Вспомним правила работы с огнё м: «Помни правило – огонь никогда один не тронь!»
- Не наклоняться над огнём и не подносить близко к себе
-Ребята, как вы думаете, можно построить наш город из сладких кирпичиков?
- Гипотезы детей.
- Мы сейчас проверим опытным путём. Расскажите последовательность проведения опыта по алгоритму.
-Приступаем к работе.
«Белый сахар-рафинад хвастался:
Я очень твёрдый,
Я алмазу - друг и брат.
Но однажды вечерком встретился он с огоньком…»
-Что было дальше, узнаем позднее.
Идёт опыт. Наблюдаем переход одного состояния вещества в другое.
В конце опыта: «И растаял белый сахар
Над спиртовкой с огоньком!»
Ребята, попробуйте положить ещё один кусочек сахара в тарелочку с водой и понаблюдайте, что произойдёт с ним?
- Выводы детей. Твёрдый сахар превращается в жидкий сироп и под воздействием высокой температуры, и под воздействием воды
Вывод: нельзя построить город из такого материала. Значит, правильный выбрали люди материал для строительства нашего города. Его твёрдость позволяет нашему городу жить долго.
«По-над Волгой особенно зори ясны,
Свежий ветер речной проникает за ворот;
Вот на этой земле, в самом центре страны
Вырос наш молодой белокаменный город!»
«Мы свой город зовём молодёжным,
Он поднялся над Волгой-рекой,
И состариться здесь невозможно,
Потому что, он сам молодой!
Город мой, нет на свете чудесней
Твоих улиц, бульваров, садов,
Ты рождён, как хорошая песня
У наших волжских родных берегов!»
Благодарю за работу, дарю медальки, дети переодеваются и по желанию смотрят мультфильм «Сладкая сказка», а в вечернее время можно предложить нарисовать город, рождённый фантазией детей.