Приложение МААМ

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования

Ольга Горбунова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является экспериментирование.

Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования» размещена в разделах

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Дошкольное образование по ФГОС ДО призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Подьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.

Экспериментальная деятельность имеет следующие цели:

развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;

• создавать условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования;

развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;

• создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.

• учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

Развитие творческой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению для успешной социализации.

Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится на следующих принципах:

• Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса и ориентации на личность ребенка, предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребенком своего детства.

• Принцип соответствия задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям ребенка.

• Принцип освоения общечеловеческой культуры.

• Принцип активного обучения : предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности: предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов и детей.

Принцип систематичности и последовательности:обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:

1. специально-организованное обучение в форме занятий;

2. совместная деятельность взрослого с детьми;

3. свободная самостоятельная деятельность детей

В опытно-экспериментальной деятельности используются следующие формы работы:

непосредственно-образовательная деятельность;

• плановые эксперименты;

дидактические игры;

• беседы;

• наблюдение и труд;

• работа в лаборатории;

Форма организации детей может быть : индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.

Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

• Осознание того, что хочешь узнать;

• Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

• Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

• Фиксирование результатов, анализ полученных данных;

• Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.

Условия проведения экспериментирования :

- учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т. к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.

- учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей,

- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов,

- необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу. Особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.)

- в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.

- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

- в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.

Ожидаемые результаты.

Вся экспериментальная работа приводит к тому, что дети старшего дошкольного возраста :

• самостоятельно выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить. Предлагают возможные решения.

• Доказывают возможные решения, исходя из данных, делают выводы.

• Применяют выводы к новым данным, делают обобщение.

• формируют уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и, как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Результативность, эффективность и существенные изменения работы можно проследить по диагностическому обследованию детей, которое следует проводить по тем стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей.

Литература

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

3. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры /сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2015. - 240 с.

4. Султанова М. Простые опыты с водой. Для дошкольников. –М. : ООО «Хатбер-пресс». 2014.

10. Цыплякова О. Где же пятый океан? // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

Публикации по теме:

Повышение двигательной активности детей старшего дошкольного возраста в бассейне посредством аква-аэробики (из опыта работы) Одно из важнейших направлений социальной политики нашего государства – политика в области обеспечения здоровья нации. Несомненно, проблема.

«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста 5–6 лет с нарушением слуха по проекту: «Транспорт» План педагогического проекта «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста 5-6 лет с нарушением слуха по проекту: «Транспорт".

Конспект по развитию познавательной активности и математических способностей детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по островам»Образовательные области: познание, коммуникация Цель занятия: -продолжать учить детей составлять арифметические.

Консультация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в ходе детского экспериментирования» Формирование и развитие познавательного интереса у будущего первоклассника-это часть широкой проблемы воспитания его всесторонне развитой.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей посредством организации детского экспериментирования РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Бесконечная любознательность.

Развитие познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности .

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с окружающим миром в свете ФГОС В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому.

Развитие познавательной активности посредством экспериментирования Проблемой развития активной, творческой личности занимались многие педагоги и психологи: О. В. Дыбина, О. Л. Князева, Л. М. Маневцова, Н. Н.

Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий,.

Значение дидактической игры в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Ребенок в раннем детстве поглощен предметом и способами дей-ствий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 18:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Горбунова (УИ 231114) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД