Ольга Горбунова
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Таким методом и является экспериментирование.
Публикация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Дошкольное образование по ФГОС ДО призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н. Н. Подьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, О. Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Хорошо известно, что существенной стороной подготовки ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях, проявляющихся в познавательном интересе.
Экспериментальная деятельность имеет следующие цели:
• развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования;
• создавать условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования;
• развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
• развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
• создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
• учить самостоятельно, проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.
Развитие творческой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению для успешной социализации.
Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится на следующих принципах:
• Принцип гуманизации воспитательно-образовательного процесса и ориентации на личность ребенка, предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребенком своего детства.
• Принцип соответствия задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям ребенка.
• Принцип освоения общечеловеческой культуры.
• Принцип активного обучения : предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
• Принцип креативности: предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
• Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
• Принцип целостности: основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов и детей.
• Принцип систематичности и последовательности:обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста построено исходя из трех блоков педагогического процесса, это:
1. специально-организованное обучение в форме занятий;
2. совместная деятельность взрослого с детьми;
3. свободная самостоятельная деятельность детей
В опытно-экспериментальной деятельности используются следующие формы работы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• плановые эксперименты;
• дидактические игры;
• беседы;
• наблюдение и труд;
• работа в лаборатории;
Форма организации детей может быть : индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой). Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.
Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
• Осознание того, что хочешь узнать;
• Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
• Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
• Фиксирование результатов, анализ полученных данных;
• Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.
Условия проведения экспериментирования :
- учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения, т. к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух.
- учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся у детей,
- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов,
- необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу. Особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.)
- в любом возрасте роль педагога остаётся ведущей, без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
- в работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Ожидаемые результаты.
Вся экспериментальная работа приводит к тому, что дети старшего дошкольного возраста :
• самостоятельно выделяют и ставят проблему, которую необходимо решить. Предлагают возможные решения.
• Доказывают возможные решения, исходя из данных, делают выводы.
• Применяют выводы к новым данным, делают обобщение.
• формируют уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и, как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Результативность, эффективность и существенные изменения работы можно проследить по диагностическому обследованию детей, которое следует проводить по тем стандартным методикам, соответствующим образовательной программе ДОУ, подобранные с учетом возрастных особенностей детей.
Литература
1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. : детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
3. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры /сост. Н. В. Нищева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2015. - 240 с.
4. Султанова М. Простые опыты с водой. Для дошкольников. –М. : ООО «Хатбер-пресс». 2014.
10. Цыплякова О. Где же пятый океан? // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.