Надежда Кныревич
Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой». Перспективное планирование.
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребёнок по своей природе пытливый исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. В ходе исследовательской работы академик Н. Н. Поддъяков пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. В таком возрасте они обладают двойственным специфическим мышлением, знакомятся с определёнными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность, как бесцельную. А ребёнок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним сложную задачу – изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности. Моделировать приобретённый опыт дети будут позже, в игре. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребёнок познаёт объект во время практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познания окружающего мира. В обычной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами, стараясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет или не тонет, пробуют языком металлические предметы и так далее. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что маленькие дети ещё не знакомы с некоторыми особенностями природы, элементарными правилами безопасности. Это побудило меня к целенаправленному развитию у детей познавательного интереса с младшего возраста через разные формы и виды исследовательской деятельности – через экспериментирование с природой.
Публикация «Статья „Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой“, Перспективное планирование,» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Планы
- Планирование. Планы работ
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Перспективное планирование
Сентябрь
1. Экологическая сказка «ветерок и листочки»
Свойства ветра: Ветер бывает сильный и слабый, холодный и тёплый. Его можно наблюдать по движению травы, кустов, ветвей деревьев. Ветер срывает осенние листья, кружит их и уносит далеко, далеко.
2. Наблюдение «Разноцветные кораблики»
Свойства: Разноцветные листья падают в лужи, ветерок дует, они плывут, как кораблики. Осенние листья лёгкие, они плавают на воде, не тонут.
Октябрь
1. Познавательная сказка «Почему тучки плачут?»
Свойства: Осенью тучки сердитые, похожи на чёрную вату, им грустно осенью и они плачут. Слезинки у тучки – это и есть капельки осеннего дождя. Осенью дождь холодный
2. Беседа «Почему лужи застывают ночью?»
Свойства: Ночью солнце не свети и не греет. Лужи замерзают, потому, что ночью мороз. Днём лужи от солнечного тепла тают, превращаются в воду. Лёд – это вода.
Ноябрь
1. Наблюдение: «Какие разные камушки»
Свойства: Острые камни в горах, в земле. Камушки гладкие потому, что находились в воде. Если смочить камушки водой – они поменяют цвет, станут мокрыми.
2. Игра-эксперимент «Что тонет в воде, а что плавает»
Определение свойств дерева и камней.
Свойства: Деревянная пластинка лёгкая – дерево в воде не тонет, пластинка плавает на поверхности, камушки тяжёлые – в воде тонут сразу.
Декабрь
1. Игровое занятие «Стеклянные предметы - это не игрушки»
Свойства стекла: стеклянные предметы прозрачные, гладкие, если уронить – звонко разбиваются. Стеклянная посуда бывает толстой и тонкой.
2. Развивающая игра «Рыболов»
Свойства воды: вода прозрачная, в ней видны рыбки, лягушки, их можно ловить удочкой, сачком. В воде можно делать волны, вода разливается, легко собирается тряпочкой. Ткань впитывает воду.
Январь
1. Игра с водой: «Какая вода лучше моет руки» Игры с мыльными пузырями. Определение свойств холодной и тё плой воды:
В холодной воде руки зябнут, мыло плохо не мылится, без пены.
В тёплой воде – ручки чистые, тёплые, мыло приятное на ощупь, мылкое. Ладошками можно надуть пузырь.
2. Занятие: «Какие разные предметы» Дидактическая игра «Определи предмет на ощупь». Определение свойства предметов разного качества (деревянных, металлических, резиновых, плюшевых).
Февраль
1. Наблюдение «Что можно растворить в воде»
Свойства: песок не растворяется в воде, крупинки оседают на дно. В воде растворяется сахар, соль, получается сладкая (солёная) вода на вкус.
2. Наблюдение – эксперимент «Знакомимся с капельками»
Свойства воды: вода состоит из подвижных капель, капельки растекаются, бывают разной формы, вода может менять цвет.
Март
1. Наблюдение за снегом в тёплый день.
Свойства снега: он белый, пушистый, похож на одеяло, шубу, шапку, блестит на солнце. Из него хорошо лепятся снежные колобки, снег липнет к валенкам и варежкам.
2. Наблюдение за снегом в морозный день.
Свойства снега: снег рыхлый, рассыпается, из него трудно лепить, скрипит под ногами, потому, что ломаются тонкие лучики.
3. Беседа «Кто живёт в снежной воде»
Свойства воды: снежная вода мутная, её нельзя пить, в ней живут злые человечки – микробы, которые могут вызвать болезнь. Снег и сосульки – это не мороженое, их есть нельзя.
Апрель
1. Наблюдение за весенним снегом.
Свойства: снег плотный, грязный, тёмный, потому что солнце пригревает, он тает. На рыхлом снегу видны следы, а на плотном нет. Утоптанный снег плотный, твердый, похож на лёд.
2. Экологическая сказка «Почему сосульки плачут»
Свойства: ночью, когда холодно, сосульки растут, а днём солнце светит, сосульки тают – плачут. Слёзы сосульки это весеннее явление – весенняя капель. На солнечной стороне сосулек больше.
3. Игра – эксперимент с сосульками.
Свойства льда: сосульки ледяные, похожи на морковки, холодные, скользкие, острые, есть их нельзя, в них микробы. Сосулька - это снежная, застывшая вода, появляются от таяния снега.
Май
1. Наблюдение «Откуда появились лужи? (ручьи)»
Свойства: лужи появляются от дождя, ручьи бегут от таяния снега. Снег растаял от жаркого солнца. Ручьи стекаются в землю, реку. Много воды в лесу – это весеннее явление – половодье.
2. Игра с лужей.
Свойства: когда спокойная, безветренная погода, в луже можно видеть отражение предметов, можно увидеть своё отражение, в луже могут плавать лёгкие предметы, бумажные кораблики, тяжёлые камушки тонут.
3. Познавательное занятие «Знакомимся с землёй» Посадка крупных семян цветущих растений.
Свойства: земля состоит из мелких крупинок, она чёрная, имеет запах. В землю можно сажать семена, из которых вырастают всходы растений (цветов, овощей).
Литература
1. Иванова А. И. «детское экспериментирование, как метод обучения». – Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребёнок по своей природе пытливый исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. В ходе исследовательской работы академик Н. Н. Поддъяков пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. В таком возрасте они обладают двойственным специфическим мышлением, знакомятся с определёнными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность, как бесцельную. А ребёнок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним сложную задачу – изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности. Моделировать приобретённый опыт дети будут позже, в игре. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребёнок познаёт объект во время практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познания окружающего мира. В обычной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами, стараясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет или не тонет, пробуют языком металлические предметы и так далее. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что маленькие дети ещё не знакомы с некоторыми особенностями природы, элементарными правилами безопасности. Это побудило меня к целенаправленному развитию у детей познавательного интереса с младшего возраста через разные формы и виды исследовательской деятельности – через экспериментирование с природой.
Перспективное планирование
Сентябрь
1. Экологическая сказка «ветерок и листочки»
Свойства ветра: Ветер бывает сильный и слабый, холодный и тёплый. Его можно наблюдать по движению травы, кустов, ветвей деревьев. Ветер срывает осенние листья, кружит их и уносит далеко, далеко.
2. Наблюдение «Разноцветные кораблики»
Свойства: Разноцветные листья падают в лужи, ветерок дует, они плывут, как кораблики. Осенние листья лёгкие, они плавают на воде, не тонут.
Октябрь
1. Познавательная сказка «Почему тучки плачут?»
Свойства: Осенью тучки сердитые, похожи на чёрную вату, им грустно осенью и они плачут. Слезинки у тучки – это и есть капельки осеннего дождя. Осенью дождь холодный
2. Беседа «Почему лужи застывают ночью?»
Свойства: Ночью солнце не свети и не греет. Лужи замерзают, потому, что ночью мороз. Днём лужи от солнечного тепла тают, превращаются в воду. Лёд – это вода.
Ноябрь
1. Наблюдение: «Какие разные камушки»
Свойства: Острые камни в горах, в земле. Камушки гладкие потому, что находились в воде. Если смочить камушки водой – они поменяют цвет, станут мокрыми.
2. Игра-эксперимент «Что тонет в воде, а что плавает»
Определение свойств дерева и камней.
Свойства: Деревянная пластинка лёгкая – дерево в воде не тонет, пластинка плавает на поверхности, камушки тяжёлые – в воде тонут сразу.
Декабрь
1. Игровое занятие «Стеклянные предметы - это не игрушки»
Свойства стекла: стеклянные предметы прозрачные, гладкие, если уронить – звонко разбиваются. Стеклянная посуда бывает толстой и тонкой.
2. Развивающая игра «Рыболов»
Свойства воды: вода прозрачная, в ней видны рыбки, лягушки, их можно ловить удочкой, сачком. В воде можно делать волны, вода разливается, легко собирается тряпочкой. Ткань впитывает воду.
Январь
1. Игра с водой: «Какая вода лучше моет руки» Игры с мыльными пузырями. Определение свойств холодной и тё плой воды:
В холодной воде руки зябнут, мыло плохо не мылится, без пены.
В тёплой воде – ручки чистые, тёплые, мыло приятное на ощупь, мылкое. Ладошками можно надуть пузырь.
2. Занятие: «Какие разные предметы» Дидактическая игра «Определи предмет на ощупь». Определение свойства предметов разного качества (деревянных, металлических, резиновых, плюшевых).
Февраль
1. Наблюдение «Что можно растворить в воде»
Свойства: песок не растворяется в воде, крупинки оседают на дно. В воде растворяется сахар, соль, получается сладкая (солёная) вода на вкус.
2. Наблюдение – эксперимент «Знакомимся с капельками»
Свойства воды: вода состоит из подвижных капель, капельки растекаются, бывают разной формы, вода может менять цвет.
Март
1. Наблюдение за снегом в тёплый день.
Свойства снега: он белый, пушистый, похож на одеяло, шубу, шапку, блестит на солнце. Из него хорошо лепятся снежные колобки, снег липнет к валенкам и варежкам.
2. Наблюдение за снегом в морозный день.
Свойства снега: снег рыхлый, рассыпается, из него трудно лепить, скрипит под ногами, потому, что ломаются тонкие лучики.
3. Беседа «Кто живёт в снежной воде»
Свойства воды: снежная вода мутная, её нельзя пить, в ней живут злые человечки – микробы, которые могут вызвать болезнь. Снег и сосульки – это не мороженое, их есть нельзя.
Апрель
1. Наблюдение за весенним снегом.
Свойства: снег плотный, грязный, тёмный, потому что солнце пригревает, он тает. На рыхлом снегу видны следы, а на плотном нет. Утоптанный снег плотный, твердый, похож на лёд.
2. Экологическая сказка «Почему сосульки плачут»
Свойства: ночью, когда холодно, сосульки растут, а днём солнце светит, сосульки тают – плачут. Слёзы сосульки это весеннее явление – весенняя капель. На солнечной стороне сосулек больше.
3. Игра – эксперимент с сосульками.
Свойства льда: сосульки ледяные, похожи на морковки, холодные, скользкие, острые, есть их нельзя, в них микробы. Сосулька - это снежная, застывшая вода, появляются от таяния снега.
Май
1. Наблюдение «Откуда появились лужи? (ручьи)»
Свойства: лужи появляются от дождя, ручьи бегут от таяния снега. Снег растаял от жаркого солнца. Ручьи стекаются в землю, реку. Много воды в лесу – это весеннее явление – половодье.
2. Игра с лужей.
Свойства: когда спокойная, безветренная погода, в луже можно видеть отражение предметов, можно увидеть своё отражение, в луже могут плавать лёгкие предметы, бумажные кораблики, тяжёлые камушки тонут.
3. Познавательное занятие «Знакомимся с землёй» Посадка крупных семян цветущих растений.
Свойства: земля состоит из мелких крупинок, она чёрная, имеет запах. В землю можно сажать семена, из которых вырастают всходы растений (цветов, овощей).
Литература
1. Иванова А. И. «детское экспериментирование, как метод обучения». – М. ,2004
2. Поддъяков Н. Н. «Вопросы психологии» №5. М. ,1990
3. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей – Я. ,1998
М. ,2004
2. Поддъяков Н. Н. «Вопросы психологии» №5. М. ,1990
3. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей – Я. ,1998