МААМ-картинки

Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой». Перспективное планирование.

Надежда Кныревич
Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой». Перспективное планирование.
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребёнок по своей природе пытливый исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. В ходе исследовательской работы академик Н. Н. Поддъяков пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. В таком возрасте они обладают двойственным специфическим мышлением, знакомятся с определёнными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность, как бесцельную. А ребёнок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним сложную задачу – изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности. Моделировать приобретённый опыт дети будут позже, в игре. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребёнок познаёт объект во время практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познания окружающего мира. В обычной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами, стараясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет или не тонет, пробуют языком металлические предметы и так далее. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что маленькие дети ещё не знакомы с некоторыми особенностями природы, элементарными правилами безопасности. Это побудило меня к целенаправленному развитию у детей познавательного интереса с младшего возраста через разные формы и виды исследовательской деятельности – через экспериментирование с природой.

Публикация «Статья „Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой“, Перспективное планирование,» размещена в разделах

Перспективное планирование

Сентябрь

1. Экологическая сказка «ветерок и листочки»

Свойства ветра: Ветер бывает сильный и слабый, холодный и тёплый. Его можно наблюдать по движению травы, кустов, ветвей деревьев. Ветер срывает осенние листья, кружит их и уносит далеко, далеко.

2. Наблюдение «Разноцветные кораблики»

Свойства: Разноцветные листья падают в лужи, ветерок дует, они плывут, как кораблики. Осенние листья лёгкие, они плавают на воде, не тонут.

Октябрь

1. Познавательная сказка «Почему тучки плачут?»

Свойства: Осенью тучки сердитые, похожи на чёрную вату, им грустно осенью и они плачут. Слезинки у тучки – это и есть капельки осеннего дождя. Осенью дождь холодный

2. Беседа «Почему лужи застывают ночью?»

Свойства: Ночью солнце не свети и не греет. Лужи замерзают, потому, что ночью мороз. Днём лужи от солнечного тепла тают, превращаются в воду. Лёд – это вода.

Ноябрь

1. Наблюдение: «Какие разные камушки»

Свойства: Острые камни в горах, в земле. Камушки гладкие потому, что находились в воде. Если смочить камушки водой – они поменяют цвет, станут мокрыми.

2. Игра-эксперимент «Что тонет в воде, а что плавает»

Определение свойств дерева и камней.

Свойства: Деревянная пластинка лёгкая – дерево в воде не тонет, пластинка плавает на поверхности, камушки тяжёлые – в воде тонут сразу.

Декабрь

1. Игровое занятие «Стеклянные предметы - это не игрушки»

Свойства стекла: стеклянные предметы прозрачные, гладкие, если уронить – звонко разбиваются. Стеклянная посуда бывает толстой и тонкой.

2. Развивающая игра «Рыболов»

Свойства воды: вода прозрачная, в ней видны рыбки, лягушки, их можно ловить удочкой, сачком. В воде можно делать волны, вода разливается, легко собирается тряпочкой. Ткань впитывает воду.

Январь

1. Игра с водой: «Какая вода лучше моет руки» Игры с мыльными пузырями. Определение свойств холодной и тё плой воды:

В холодной воде руки зябнут, мыло плохо не мылится, без пены.

В тёплой воде – ручки чистые, тёплые, мыло приятное на ощупь, мылкое. Ладошками можно надуть пузырь.

2. Занятие: «Какие разные предметы» Дидактическая игра «Определи предмет на ощупь». Определение свойства предметов разного качества (деревянных, металлических, резиновых, плюшевых).

Февраль

1. Наблюдение «Что можно растворить в воде»

Свойства: песок не растворяется в воде, крупинки оседают на дно. В воде растворяется сахар, соль, получается сладкая (солёная) вода на вкус.

2. Наблюдение – эксперимент «Знакомимся с капельками»

Свойства воды: вода состоит из подвижных капель, капельки растекаются, бывают разной формы, вода может менять цвет.

Март

1. Наблюдение за снегом в тёплый день.

Свойства снега: он белый, пушистый, похож на одеяло, шубу, шапку, блестит на солнце. Из него хорошо лепятся снежные колобки, снег липнет к валенкам и варежкам.

2. Наблюдение за снегом в морозный день.

Свойства снега: снег рыхлый, рассыпается, из него трудно лепить, скрипит под ногами, потому, что ломаются тонкие лучики.

3. Беседа «Кто живёт в снежной воде»

Свойства воды: снежная вода мутная, её нельзя пить, в ней живут злые человечки – микробы, которые могут вызвать болезнь. Снег и сосульки – это не мороженое, их есть нельзя.

Апрель

1. Наблюдение за весенним снегом.

Свойства: снег плотный, грязный, тёмный, потому что солнце пригревает, он тает. На рыхлом снегу видны следы, а на плотном нет. Утоптанный снег плотный, твердый, похож на лёд.

2. Экологическая сказка «Почему сосульки плачут»

Свойства: ночью, когда холодно, сосульки растут, а днём солнце светит, сосульки тают – плачут. Слёзы сосульки это весеннее явление – весенняя капель. На солнечной стороне сосулек больше.

3. Игра – эксперимент с сосульками.

Свойства льда: сосульки ледяные, похожи на морковки, холодные, скользкие, острые, есть их нельзя, в них микробы. Сосулька - это снежная, застывшая вода, появляются от таяния снега.

Май

1. Наблюдение «Откуда появились лужи? (ручьи)»

Свойства: лужи появляются от дождя, ручьи бегут от таяния снега. Снег растаял от жаркого солнца. Ручьи стекаются в землю, реку. Много воды в лесу – это весеннее явление – половодье.

2. Игра с лужей.

Свойства: когда спокойная, безветренная погода, в луже можно видеть отражение предметов, можно увидеть своё отражение, в луже могут плавать лёгкие предметы, бумажные кораблики, тяжёлые камушки тонут.

3. Познавательное занятие «Знакомимся с землёй» Посадка крупных семян цветущих растений.

Свойства: земля состоит из мелких крупинок, она чёрная, имеет запах. В землю можно сажать семена, из которых вырастают всходы растений (цветов, овощей).

Литература

1. Иванова А. И. «детское экспериментирование, как метод обучения». – Познавательное развитие – сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребёнок по своей природе пытливый исследователь мира. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества. В ходе исследовательской работы академик Н. Н. Поддъяков пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. В таком возрасте они обладают двойственным специфическим мышлением, знакомятся с определёнными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность, как бесцельную. А ребёнок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним сложную задачу – изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности. Моделировать приобретённый опыт дети будут позже, в игре. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребёнок познаёт объект во время практической деятельности с ним. Осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная исследовательская деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ познания окружающего мира. В обычной жизни дети сами часто экспериментируют с различными предметами, стараясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет или не тонет, пробуют языком металлические предметы и так далее. Опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что маленькие дети ещё не знакомы с некоторыми особенностями природы, элементарными правилами безопасности. Это побудило меня к целенаправленному развитию у детей познавательного интереса с младшего возраста через разные формы и виды исследовательской деятельности – через экспериментирование с природой.

Перспективное планирование

Сентябрь

1. Экологическая сказка «ветерок и листочки»

Свойства ветра: Ветер бывает сильный и слабый, холодный и тёплый. Его можно наблюдать по движению травы, кустов, ветвей деревьев. Ветер срывает осенние листья, кружит их и уносит далеко, далеко.

2. Наблюдение «Разноцветные кораблики»

Свойства: Разноцветные листья падают в лужи, ветерок дует, они плывут, как кораблики. Осенние листья лёгкие, они плавают на воде, не тонут.

Октябрь

1. Познавательная сказка «Почему тучки плачут?»

Свойства: Осенью тучки сердитые, похожи на чёрную вату, им грустно осенью и они плачут. Слезинки у тучки – это и есть капельки осеннего дождя. Осенью дождь холодный

2. Беседа «Почему лужи застывают ночью?»

Свойства: Ночью солнце не свети и не греет. Лужи замерзают, потому, что ночью мороз. Днём лужи от солнечного тепла тают, превращаются в воду. Лёд – это вода.

Ноябрь

1. Наблюдение: «Какие разные камушки»

Свойства: Острые камни в горах, в земле. Камушки гладкие потому, что находились в воде. Если смочить камушки водой – они поменяют цвет, станут мокрыми.

2. Игра-эксперимент «Что тонет в воде, а что плавает»

Определение свойств дерева и камней.

Свойства: Деревянная пластинка лёгкая – дерево в воде не тонет, пластинка плавает на поверхности, камушки тяжёлые – в воде тонут сразу.

Декабрь

1. Игровое занятие «Стеклянные предметы - это не игрушки»

Свойства стекла: стеклянные предметы прозрачные, гладкие, если уронить – звонко разбиваются. Стеклянная посуда бывает толстой и тонкой.

2. Развивающая игра «Рыболов»

Свойства воды: вода прозрачная, в ней видны рыбки, лягушки, их можно ловить удочкой, сачком. В воде можно делать волны, вода разливается, легко собирается тряпочкой. Ткань впитывает воду.

Январь

1. Игра с водой: «Какая вода лучше моет руки» Игры с мыльными пузырями. Определение свойств холодной и тё плой воды:

В холодной воде руки зябнут, мыло плохо не мылится, без пены.

В тёплой воде – ручки чистые, тёплые, мыло приятное на ощупь, мылкое. Ладошками можно надуть пузырь.

2. Занятие: «Какие разные предметы» Дидактическая игра «Определи предмет на ощупь». Определение свойства предметов разного качества (деревянных, металлических, резиновых, плюшевых).

Февраль

1. Наблюдение «Что можно растворить в воде»

Свойства: песок не растворяется в воде, крупинки оседают на дно. В воде растворяется сахар, соль, получается сладкая (солёная) вода на вкус.

2. Наблюдение – эксперимент «Знакомимся с капельками»

Свойства воды: вода состоит из подвижных капель, капельки растекаются, бывают разной формы, вода может менять цвет.

Март

1. Наблюдение за снегом в тёплый день.

Свойства снега: он белый, пушистый, похож на одеяло, шубу, шапку, блестит на солнце. Из него хорошо лепятся снежные колобки, снег липнет к валенкам и варежкам.

2. Наблюдение за снегом в морозный день.

Свойства снега: снег рыхлый, рассыпается, из него трудно лепить, скрипит под ногами, потому, что ломаются тонкие лучики.

3. Беседа «Кто живёт в снежной воде»

Свойства воды: снежная вода мутная, её нельзя пить, в ней живут злые человечки – микробы, которые могут вызвать болезнь. Снег и сосульки – это не мороженое, их есть нельзя.

Апрель

1. Наблюдение за весенним снегом.

Свойства: снег плотный, грязный, тёмный, потому что солнце пригревает, он тает. На рыхлом снегу видны следы, а на плотном нет. Утоптанный снег плотный, твердый, похож на лёд.

2. Экологическая сказка «Почему сосульки плачут»

Свойства: ночью, когда холодно, сосульки растут, а днём солнце светит, сосульки тают – плачут. Слёзы сосульки это весеннее явление – весенняя капель. На солнечной стороне сосулек больше.

3. Игра – эксперимент с сосульками.

Свойства льда: сосульки ледяные, похожи на морковки, холодные, скользкие, острые, есть их нельзя, в них микробы. Сосулька - это снежная, застывшая вода, появляются от таяния снега.

Май

1. Наблюдение «Откуда появились лужи? (ручьи)»

Свойства: лужи появляются от дождя, ручьи бегут от таяния снега. Снег растаял от жаркого солнца. Ручьи стекаются в землю, реку. Много воды в лесу – это весеннее явление – половодье.

2. Игра с лужей.

Свойства: когда спокойная, безветренная погода, в луже можно видеть отражение предметов, можно увидеть своё отражение, в луже могут плавать лёгкие предметы, бумажные кораблики, тяжёлые камушки тонут.

3. Познавательное занятие «Знакомимся с землёй» Посадка крупных семян цветущих растений.

Свойства: земля состоит из мелких крупинок, она чёрная, имеет запах. В землю можно сажать семена, из которых вырастают всходы растений (цветов, овощей).

Литература

1. Иванова А. И. «детское экспериментирование, как метод обучения». – М. ,2004

2. Поддъяков Н. Н. «Вопросы психологии» №5. М. ,1990

3. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей – Я. ,1998

М. ,2004

2. Поддъяков Н. Н. «Вопросы психологии» №5. М. ,1990

3. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей – Я. ,1998

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой»Доклад из опыта работы «Развитие познавательных способностей у детей раннего возраста через ознакомление с природой» Познавательная деятельность детей при ознакомлении с природой является важной частью системы дошкольного образования. Общение с природой.

Перспективное планирование. Направление «Познавательное развитие», раздел «Опыты, эксперименты». Подготовительная группа Перспективное планирование «Опыты, экспериментирование» в подготовительной группе. сентябрь тема: Запасливые стебли Программное содержание:.

Перспективное планирование НОД ОО «Познавательное развитие» для дошкольников Перспективное планирование образовательной деятельности в подготовительной группе, составленное по примерной общеобразовательной программе.

Перспективное планирование «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Воспитатель: Синицкая Татьяна Петровна Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит.

Перспективное планирование по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Сентябрь Произведение Чтение произведений Задачи Изготовление декораций Костюмы Развитие речи Продуктивные виды деятельности Произведения.

Перспективное планирование в подготовительной группе по образовательной области «Познавательное развитие» Сентябрь № п/п НОД №. Тема. Сроки проведения Задачи. Источник 1 «До свидания лето! День знаний». НОД №1. «Как хорошо у нас в саду» (Явления.

Перспективное планирование: зрительная и пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста сентябрь - декабрь Сентябрь 1 - 2 неделя диагностика Сентябрь 3 неделя Урожай. «Стручки гороха» Раскололся тесный домик (моргают глазами).

Познавательное развитие детей дошкольного возрастаПознавательное развитие детей дошкольного возраста Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является познавательное развитие. Познавательное воспитание - это планомерное.

Статья «Познавательное развитие детей 2–3 лет» Познавательное развитие детей 2-3 лет. Маленькие дети очень любопытные. Их интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения,.

Статья «Воспитание духовности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» “Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир…» И. Никитин Один из основных принципов в ФГОС ДО приобщение детей к социально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой». Перспективное планирование.
Опубликовано: 6 марта 2016 в 12:58
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через экспериментирование с природой». Перспективное планирование.» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Кныревич (УИ 378428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД