Получи документы

Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет

Светлана Цыгулёва
Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет
▼ Скачать +Заказ

Представление опыта работы

«Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4-5 лет»

Цель: способствовать овладению педагогами методам работы с кинетическим песком для развития воображения у детей 4-5 лет.

Задачи:

Публикация «Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет» размещена в разделах

- познакомить педагогов с методом театрализованного обыгрывания ситуации при работе с кинетическим песком;

- способствовать развитию интереса к применению кинетического песка и введению развивающих игр в практическую деятельность педагогов

Что же такое воображение?

Воображение — это способность человеческой психики формировать новые чувственные или мыслительные образы и идеи на основе преобразования впечатлений, полученных от реальности, от прошлого. Воображение — это способность вызывать в сознании и произвольно сочетать образы предметов и событий. Философы рассматривают воображение как составную часть творческого процесса.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности ребенка, в том числе — основой всякой творческой деятельности. В современном быстроразвивающемся мире главным условием прогрессивного развития общества является человек, способный к творческому созиданию.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Когда я пришла работать в детский сад мне предложили вести кружок по песочной терапии, и начинала я занятия с рисования на световом столе кварцевым песком, но рисование быстро надоело детям, им больше нравилось закапываться в песок. И чтобы разнообразить занятия я выбрала другой материал для занятий кинетический песок, этот материал больше понравился детям, так как имеет более широкие свойства для развития воображения и фантазии.

Знакомство с кинетическим песком.

Что же такое кинетический песок?

Кинетический песок — это инновационный материал для творчества и игр, учебного и познавательного процесса, это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство. С его помощью ребенок будет поглощен увлекательной игрой. По сути, кинетический песок не отличается от обычного кварцевого песка, но имеет некоторые выгодные особенности благодаря присутствию в своем составе полимерного связующего вещества.

Кинетический песок обладает такими свойствами:

- сыпучий;

- не застывает;

- не рассыпается на мелкие частички;

-не оставляет жирных следов;

- приятен на ощупь;

- не токсичен и не вызывает аллергических реакций;

- можно лепить разные фигуры либо вырезать их при помощи формочек;

- оказывает расслабляющее и терапевтическое действие.

Именно поэтому в своей работе с детьми я использую кинетический песок как одно из средств, формирующих у детей: эстетическое развитие, формирование познавательных интересов, развитие творческих способностей, развитие мышления, развитие речи, а также как главный фактор психологического здоровья ребёнка.

Применение кинетического песка.

В своей кружковой деятельности я занимаюсь с детьми 4-5 лет и используем мы в основном именно кинетический песок. Но прежде чем начинать занятие с детьми необходимо узнать у родителей, нет ли у детей какой-либо аллергии.

Так же перед каждым занятием мы обговариваем технику безопасности при работе с песком:

• Вдыхать песок категорически запрещено.

• Песок нельзя есть

• Перед использованием кинетического песка необходимо вымыть руки.

• Песком нельзя кидаться

• После игры с кинетическим песком также необходимо вымыть руки с мылом.

На первых занятиям мы просто лепили фигурки с помощью формочек, составляли их в композиции, изображая объемные картины, искали сокровища, предварительно закопанные камушки марблс, потом мы попробовали построить из песка декорации и обыграть сказку, взяв персонажей из театра. В начале занятия дети прослушивали сказку, которую мы будем обыгрывать, даже если дети знакомы со сказкой, так как услышав её повторно могли без подсказки построить декорации к сказке из песка без помощи формочек. Мы обыгрывали сказки, которые хорошо знакомы детям - «Гуси - лебеди», «Три поросенка», «Красная шапочка» и. т. д.

Видя, что детям нравиться больше не создавать картины, а обыгрывать сказки мы попробовали сочинить небольшую сказку.

Для входа в песочную страну я со своими воспитанниками использовала стихотворение А. Густышкина:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Чтоб злодее побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным

А ещё желательно

Делать всё внимательно!

Когда мы с ребятами попадаем в Песочную страну, прежде чем мы преступаем к творчеству, вспоминаем правила поведения:

Вредных нет детей в стране –

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была!

- На столе у нас расположены: надувная песочница с кинетическим песком, формочки для строительства замка, фигурки с изображением героев.

Предварительно были подготовлены персонажи, когда персонажи были показаны детям, они распределили между собой роли, далее мы обговариваем сюжет сказки и преступаем к постройке декораций, в нашей сказке это замок дракона с затерянными сокровищами. Когда все приготовления закончились мы перешли к обыгрыванию нашей сказки. Для занятия были подготовлены фигурки: дракона, рыцаря скачущего на коне, и рыцаря побеждающего дракона, принцесса, фея и конечно множество сокровища. Так как персонажей ограниченное количество, мы проигрывали сюжет, немного изменяя его, в течение нескольких занятий, так как всем хотелось примерить на себя разные роли.

В конце занятия мы с детьми прощаемся с Песочной страной:

Спасибо милый Наш песок

Ты нам всем подрасти помог

В ладошки наши посмотри

Мудрее стали ведь они!

Заключительное слово педагога-психолога.

Кинетический песок выступает прекрасным материалом для развития, образы получаются объемными. Песок, как природный сыпучий материал, еще и хорош как изобразительный материал. Играя с песком с раннего возраста, дети проявляют к нему устойчивый интерес, с большой любознательностью исследуют способы взаимодействия с ним. Вспомните, с каким удовольствием в детстве мы наблюдали, как сквозь песок уходит вода, как нетронутая поверхность песка побуждала нас к взаимодействию с ним, провоцировала к нестандартному творчеству.

В заключении могу сказать, что кинетический песок прекрасный материал для развития воображения в дошкольном возрасте, так как с его помощью можно не только создать объемные фигуры, но преобразовать их или разрушить и сотворить что-то новое, так как свойства песка пластичны. Дети очень любят сочинять свои истории, а песок одно из средств которое помогает им в перенесении своих фантазий в реальность показывая свои истории через театрализацию.

Спасибо всем за внимание.

Литература

1. Яковлева, Е. В. Кинетический песок как одно из средств развития творческого воображения дошкольников / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 86-89. — URL:

2. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. Т. А. Андриенко, С-Петербург. : Детство-пресс, 2022г.

3. Ольшанская Е. В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. - М. :Издательство «Первое сентября», 2014.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М. ,2017.-93с.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт-терапия»Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт-терапия» Фотоотчет о работе кружка «Песочная Арт – тарапия». В нашем детском саду функционирует кружок «Песочная Арт – терапия», которую дети посещают.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Песочная терапия «Педагогическая песочница»Песочная терапия «Педагогическая песочница» Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в "Педагогической" песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет
Опубликовано: 10 апреля 2024 в 09:28
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочная терапия как метод развития воображения у детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Цыгулёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД