Екатерина Шильникова
Песочная терапия
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность программы:
Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.
1. Развитие фантазии с опережением сверстников.
2. Поднятие настроения в процессе.
3. Развитие образного мышления.
4. Благотворное влияние на формирование речи в качестве вспомогательной терапии при логопедических нарушениях у ребенка.
5. Развитие мелкой моторики рук
Отмечается, что позитивный заряд энергии после работы с песком обуславливается отдачей через кончики пальцев энергии, которой материал пропитывается, находясь в природной среде.
Публикация «Песочная терапия» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Занятия, как правило, проводятся в игровой форме, чем позволяют создать непринужденную атмосферу, усиливающую благотворное воздействие песка.
Песочная терапия полезна, если у ребенка:
• плохой сон, ночные кошмары;
• плохо развита мелкая моторика;
• истерики, непослушание, капризы;
• логоневроз (заикание, задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
• застенчивость, неуверенность в себе;
• агрессия, тревожность;
• нет взаимопонимания с родителями;
• расстройства невротического характера;
• недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);
• психосоматические заболевания;
• страх перед школой, садиком;
• частая плаксивость (без повода);
• ребенок пережил сильный стресс.
Песочница:
Песочница деревянная, имеет форму прямоугольного ящика. Дно со светодиодной подсветкой.
Песок:
1/3 песочницы заполнена чистым песком. (Время от времени песок необходимо менять или очищать: просеивать, промывать, прокаливать в духовом шкафу - не реже одного раза в месяц).
Задачи
Образовательные задачи:
• формировать представления детей о свойствах песка;
• формировать навыки экспериментирования с песком;
• обогащать тактильный опыт детей;
• активизировать словарь детей новыми словами: «влажный», «сыплется», «струйка».
Развивающие задачи:
• развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
• развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;
• снять мышечную напряжённость;
• совершенствует зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности.
Воспитательные задачи:
• воспитывать способность сопереживать, сочувствовать;
• воспитывать аккуратность;
• вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
• стабилизирует эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
• анализировать коммуникативные трудности (способность ребенка к общению и умение выражать словесно свои мысли).
Каждое занятие состоит из 4 этапов:
1. Разминка
2. НОД (Игра)
3. Музыкальная минутка (физ. разминка)
4. Рисование истории «Воображалка»
Первый этап занятий:
Разминка
«Прятки с ручками»
Цель:
1. Стабилизировать эмоциональное состояние.
2. развитие тактильной чувствительности
3. воспитание усидчивости
4. развивать мелкую моторику рук
5. развитие мускулатуры рук
Оборудование: песок
Ход занятия:
Ведущий:
-Закапываем одну ручку.
- Где же наши пальчики?
Пальчики двигаются и раскрываются, а ладошка лежит на столе спрятанные еще в песке.
-Вот они.
-А где же наши ладошки?
Пальчики лежат, а ладошки понимаются вверх и вниз (3 раза). После поднятия ладошки остаются на столе, а пальчики тянутся к вверху(2-3 секунды).
"Песочный дождик"
Цель:
1. регуляция мышечного напряжения,
2. расслабление.
Ход занятия:
Ведущий:
-В нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.
Одновременно показывает, как идет песочный дождь и как брать песок в кулачек.
Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Второй этап игра:
Игру можно выбирать на выбор зависимости от ребенка и повторять (3-4 раза)
«Перемещение»
Цель:
1. Развития внимания.
2. Развитие ориентации в пространстве.
3. Развитие зрительно-пространственную ориентировку
4. воспитывать усидчивость
Ход занятия:
1 этап. Создание одной кучки песка для ребенка и психолога, тогда психолог руководить руками ребенка объясняя действия.
2 этап. Создание небольших кучек песка: одна перед ребенком и вторая перед психологом. Психолог говорит, куда перемещать кучку песка и одновременно показывает.
3 этап. Создание одной кучки песка перед ребенком. Психолог просто говорит куда перемещать.
- От себя, на себя, на середину, вправо, влево, вверх, вниз.
«Одновременно».
Цель:
1. развивать мелкую моторику рук,
2. синхронность движений;
3. закрепить знание геометрических форм;
4. воспитывать усидчивость.
Оборудование: песок, картинки с изображением геометрических форм (сами геометрические фигуры)
Ход занятия:
Предложите ребенку попробовать рисовать одновременно двумя руками. Сначала попросите посмотреть два клубка ниток - один правой, другой – левой рукой. Движения рук должны быть синхронными, левая рука - круги против часовой стрелки, а правая - по часовой стрелке. Затем нарисовать 2 круга, 2 овала, 2 треугольника и т. д.
«Бусы красавицы Весны».
Цель:
1. развивать кинестетические ощущения детей.
2. закрепить знание основных цветов.
3. воспитывать аккуратность.
Оборудование: песок, бусы (красные, желтые, зеленые, синие,
Ход занятия:
Загадка: Я раскрываю почки, в зеленые листочки деревья одеваю, посевы поливаю, движения полна. Зовут меня (весна)
Пришла весна (подобрать признаки) Весна (какая).
Добрая, красивая, зеленая.
Весна очень печальная, потому что подул сильный ветер и сорвал с нее волшебные бусы. Бусы упали в песок. Давайте поможем их найти.
Дети делят песочницу на две части, и каждый ребенок, зарываясь рукой в песок, ищет бусинки на своей половине. (Бусинки разного цвета: красная, желтая, зеленая, синяя). У каждого ребенка по 4 бусинки.
Д/и «Выложи бусинки в услышанной последовательности».
Д/и «Какой бусинки не стало?»
Д/и «Подбери предмет к признаку» (назвать предметы такого же цвета, как бусы).
«Загадка».
Цель:
1. формировать навыки экспериментирования с песком;
2. развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
3. вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование: песок и мелкие игрушки.
Ход занятия:
Рассмотреть с детьми игрушки, а затем закопать какую-либо игрушку в песок. Ребенок должен ее найти, и на ощупь узнать: что это или кто это?
«Норки для мышки».
Цель:
1. формировать представления детей о свойствах песка;
2. развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
3. воспитывать аккуратность.
Оборудование: песок, игрушка-мышка.
Ход занятия:
Ребенок вместе с взрослым копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее «мышка - норушка» пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек — зайчиков, лисят, медвежат и пр.
«Клад».
Цель:
1. развитие плавного направленного ротового выдоха;
2. воспитывать аккуратность;
3. вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование: песок и мелкие игрушки.
Ход занятия:
В песок неглубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Нужно, дуя на песок, обнаружить, что там спрятано.
«Секретики» (с геометрическими формами).
Цель:
1. формировать навыки экспериментирования с песком;
2. развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
3. вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование: песок, геометрические формы, перышко и тонкая палочка.
Ход занятия:
Игра проводится с усложнением. Детям предлагается «засекретить» геометрические формы, а затем найти их с помощью перышка или палочки.
«Сапер».
Цель:
1. развитие плавного направленного ротового выдоха;
2. воспитывать аккуратность;
3. вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями.
Оборудование: песок, палочка или перышко.
Ход занятия:
Рука одного играющего превращается в «мину»: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего – «сапера», откопать «мину» не дотрагиваясь до нее. «Сапер» может действовать руками, дуть на «мину», помогать себе тонкими палочками или перышками.
Игра «Найди отличие».
Цель:
1. развивать мелкую моторику рук,
2. вызывать положительные эмоции детей, учить совместному действию
3. развитие воображения, творческого потенциала;
4. развитие мышления, речи, памяти, внимания.
Оборудование: песок
Ход занятия:
Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке. Взрослый и ребенок могут в процессе игры меняться ролями.
«Страна фруктов».
Цель:
1. развивать у детей мелкую моторику рук,
2. восприятие, мышление, фантазию.
Оборудование: песок, муляжи фруктов, палочки по количеству детей.
Ход занятия:
На поверхности песка лежат фрукты. Ребенку предлагается палочкой нарисовать на песке, на какую геометрическую форму похож тот или иной фрукт (овал или круг).
«Продолжи узор».
Цель:
1. учить детей подражать движениям рук взрослого,
2. развивать фантазию,
3. воспитывать аккуратность.
Оборудование: песок, палочки по количеству детей.
Ход занятия:
Нарисуйте на песке простой узор и попросите ребенка продолжить его.
«Дом фигур».
Цель:
1. развитие пространственных представлений,
2. закрепление знаний геометрических фигур,
3. развитие мышления.
Оборудование: песок, палочки по количеству детей.
Ход занятия:
Педагог рисует дом – «квадрат», разлинованный на девять «квартир». В этот дом надо заселить три квадрата, три треугольник, три круга. На одном этаже должны жить разные геометрические фигуры, также они не должны жить друг под другом. Ребенок «заселяет» дом. Например, на первом этаже живет – квадрат, треугольник, круг. На втором треугольник, круг, квадрат. На третьем – круг, квадрат, треугольник.
Третий этап
Музыкальная пауза
На выбор.
Железнова «Домик», «Зайка серенький», «В лесу» и т. д.
Четвертый этап
Рисование истории «Воображение».
Цель:
1. развивать мелкую моторику рук,
2. вызывать положительные эмоции детей, учить совместному действию
3. развитие воображения, творческого потенциала;
4. развитие мышления, речи, памяти, внимания.
Оборудование: песок
Ход занятия:
Распределить песок тонким слоем по всему столу. Предложить ребенку отправиться в сказочную страну, которую он сам придумает. Для начала можно немного помочь, предложив название: «Веселый лес»,«Зимушка», «Лето», «Отдых» и т. д.