Павлушкова
Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Особенности познавательного развития детей младшего
дошкольного возраста".
На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира - восприятия, образного мышления, воображения. Известно, какими неповторимо яркими бывают впечатления, полученные в детстве. Но, к сожалению, далеко не у всех детей они такие. Не так много детей выносят из детских лет способность по-детски воспринимать мир в его разнообразии красок и образов. А такие умения являются важной составляющей любой творческой деятельности.
Публикация «Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Мировая психолого-педагогическая наука и передовая практика убедительно утверждают, что слишком дорого обходится пренебрежение возможностями именно в дошкольном детстве расширять и углублять способность к образному познанию, т. е. обогащать и максимально разворачивать именно те ценностные качества, по отношению к которым детская природа наиболее благоприятная (А. Запорожец).
Стоит напомнить и подчеркнуть, что дошкольное детство - оптимальный период для развития познавательной сферы : это, прежде всего, значительно высший по сравнению с другими периодами, темп умственного развития и слишком высокая цена промахов и ошибок, которые допускают в решении проблемы формирования предпосылок общечеловеческих способностей.
Известно, что познание начинается с восприятия. Полноценное развитие сенсорных способностей, усвоение сенсорных штампов и действия с ними уже на этапе младшего дошкольного детства - вот необходимая почва для общего умственного развития, которое немыслимо без опоры на полноценное восприятие.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические знания фиксируются в наглядных представлениях, а их обобщение осуществляется с помощью образных средств.
Вот поэтому в дошкольном возрасте особое значение имеет именно организация опыта ребенка и помощь взрослого в его обобщении и фиксации в виде эталонов, символов, условных обозначений, моделей. Способы обозначения не задаются ребенку, а открываются в нем как естественное обобщение собственного опыта, наблюдения и экспериментирования.
В процессе обучения обобщенных способов обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов постоянно повышается уровень зрительного восприятия, что и помогает дошкольникам овладеть такими основными отношениями действительности: часть - целое, предмет - предмет, предмет - система предметов. Овладение такими отношениями обогащает и значительно расширяет возможности познавательной деятельности детей, она становится поисково-исследовательской.
Еще раз подчеркнем, что такие свойства познавательной деятельности ребенка развиваются только в условиях, когда выдерживается полная логическая схема общей организации познавательной деятельности дошкольников : от выделения отдельных предметов к выделению системы связей между предметами, а затем - выделение отдельных свойств и качеств предметов, их анализ и осмысление межпредметных функциональных связей.
Понятно, что первое и главное при этом - новые взаимоотношения взрослого и ребенка на основе личностно-ориентированной модели воспитания.
Наконец, следует подчеркнуть, что дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием творческих способностей ребенка. Это период неисчерпаемых вопросов, бесконечной фантазии, разнообразных игровых замыслов. Поэтому крайне важно формировать у дошкольников общее творческое отношение к окружающему миру. И здесь особое значение приобретает поиск новых эффективных путей развития познавательной активности и самостоятельности мышления дошкольников.
Творчество ребенка не должно рассматриваться как черта только отдельных избранников судьбы. На этом настаивал известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая, что творчество не только там, где результатом являются исторические шедевры, оно имеет место везде, где человек представляет, комбинирует, изменяет и создает что-то новое.
Для обеспечения развивающего воздействия самостоятельной творческой деятельности ребёнка важно и правильное понимание связи между творчеством и обучением в педагогическом процессе детского сада. Подчеркивая необходимость обучения для развития способностей, Г. С. Костюк отмечал, что последние не приобретаются, как знания и умения, а развиваются благодаря приобретению знаний, умений и навыков. Их развитие требует специального внимания, они не могут обогащаться только занятостью ребенка определенной деятельностью.