Папки-передвижки

Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Павлушкова
Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

"Особенности познавательного развития детей младшего

дошкольного возраста".

На этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира - восприятия, образного мышления, воображения. Известно, какими неповторимо яркими бывают впечатления, полученные в детстве. Но, к сожалению, далеко не у всех детей они такие. Не так много детей выносят из детских лет способность по-детски воспринимать мир в его разнообразии красок и образов. А такие умения являются важной составляющей любой творческой деятельности.

Публикация «Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Мировая психолого-педагогическая наука и передовая практика убедительно утверждают, что слишком дорого обходится пренебрежение возможностями именно в дошкольном детстве расширять и углублять способность к образному познанию, т. е. обогащать и максимально разворачивать именно те ценностные качества, по отношению к которым детская природа наиболее благоприятная (А. Запорожец).

Стоит напомнить и подчеркнуть, что дошкольное детство - оптимальный период для развития познавательной сферы : это, прежде всего, значительно высший по сравнению с другими периодами, темп умственного развития и слишком высокая цена промахов и ошибок, которые допускают в решении проблемы формирования предпосылок общечеловеческих способностей.

Известно, что познание начинается с восприятия. Полноценное развитие сенсорных способностей, усвоение сенсорных штампов и действия с ними уже на этапе младшего дошкольного детства - вот необходимая почва для общего умственного развития, которое немыслимо без опоры на полноценное восприятие.

Для ребенка-дошкольника основной путь развития - это эмпирическое обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические знания фиксируются в наглядных представлениях, а их обобщение осуществляется с помощью образных средств.

Вот поэтому в дошкольном возрасте особое значение имеет именно организация опыта ребенка и помощь взрослого в его обобщении и фиксации в виде эталонов, символов, условных обозначений, моделей. Способы обозначения не задаются ребенку, а открываются в нем как естественное обобщение собственного опыта, наблюдения и экспериментирования.

В процессе обучения обобщенных способов обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов постоянно повышается уровень зрительного восприятия, что и помогает дошкольникам овладеть такими основными отношениями действительности: часть - целое, предмет - предмет, предмет - система предметов. Овладение такими отношениями обогащает и значительно расширяет возможности познавательной деятельности детей, она становится поисково-исследовательской.

Еще раз подчеркнем, что такие свойства познавательной деятельности ребенка развиваются только в условиях, когда выдерживается полная логическая схема общей организации познавательной деятельности дошкольников : от выделения отдельных предметов к выделению системы связей между предметами, а затем - выделение отдельных свойств и качеств предметов, их анализ и осмысление межпредметных функциональных связей.

Понятно, что первое и главное при этом - новые взаимоотношения взрослого и ребенка на основе личностно-ориентированной модели воспитания.

Наконец, следует подчеркнуть, что дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием творческих способностей ребенка. Это период неисчерпаемых вопросов, бесконечной фантазии, разнообразных игровых замыслов. Поэтому крайне важно формировать у дошкольников общее творческое отношение к окружающему миру. И здесь особое значение приобретает поиск новых эффективных путей развития познавательной активности и самостоятельности мышления дошкольников.

Творчество ребенка не должно рассматриваться как черта только отдельных избранников судьбы. На этом настаивал известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая, что творчество не только там, где результатом являются исторические шедевры, оно имеет место везде, где человек представляет, комбинирует, изменяет и создает что-то новое.

Для обеспечения развивающего воздействия самостоятельной творческой деятельности ребёнка важно и правильное понимание связи между творчеством и обучением в педагогическом процессе детского сада. Подчеркивая необходимость обучения для развития способностей, Г. С. Костюк отмечал, что последние не приобретаются, как знания и умения, а развиваются благодаря приобретению знаний, умений и навыков. Их развитие требует специального внимания, они не могут обогащаться только занятостью ребенка определенной деятельностью.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Конспект познавательного занятия для детей младшего и среднего дошкольного возраста «День молока»Конспект познавательного занятия для детей младшего и среднего дошкольного возраста «День молока» Цель: познакомить с домашним животным - коровой, чем питается, какую пользу приносит. Задачи: • рассказать о пользе молока и молочных продуктов;.

Конспект познавательного занятия «Этикет в детском саду» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «Этикет в детском саду» для детей младшего дошкольного возраста Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду. Задачи: • познакомить с понятием «этикет»; •.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возрастаПальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 ноября 2022 в 23:32
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Павлушкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД