Татьяна Васюкова
Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровой технологии : «Судоку»,
как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж» на котором формируются психические функции организма. Поэтому, навыки и умения, которые приобретает ребенок, будут служить фундаментом для развития способностей в старшем возрасте. Как педагог- практик, я уделяю в своей работе большое внимание развитию логического мышления, стараюсь «отходить» от типовых программ и использовать современные инновационные технологии.
Публикация «Использование игровой технологии „Судоку“ как средства познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Одна из таких игровых технологий – технология «Судоку».
Что же такое «Судоку»?
Судоку – пазл с числами, довольно популярная головоломка 21 века.
В переводе с японского «су» — «цифра», «доку» — «стоящая отдельно».
Иногда «Судоку» называют «магическим квадратом».
Правила игры
Игровое поле представляет собой квадрат размером 9x9, разделённый на меньшие квадраты со стороной в 3 клетки. Таким образом, всё игровое поле состоит из 81 клетки. В них уже в начале игры стоят некоторые числа (от 1 до 9, так как незаполненное игровое поле не имеет смысла, ведь тогда не будет задана задача. В зависимости от того, сколько клеток уже заполнены, конкретную «Судоку» можно отнести к лёгким или сложным.
Цель игры - заполнить свободные клетки цифрами от 1 до 9 так, чтобы в каждой строке, в каждом столбце и в каждом малом квадрате 3x3 каждая цифра встречалась бы только один раз.
«Судоку» представляется чаще как головоломка для взрослых людей или школьников.
Но, чтобы в «Судоку» играли дети раннего возраста или дошкольники у многих, наверняка, вызовет небольшое, но сомнение. На самом деле, разгадывание «Судоку» не требует специальных знаний или словарного запаса. Достаточно умения визуально отличать символы в клетках и логически мыслить. Поэтому эта головоломка доступна для людей разного возраста и уровня образования.
Для знакомства детей с игрой я уменьшила игровое поле до квадрата 3х3, заменила цифры предметами близкими детям, и задала задачу, где отсутствует только один предмет.
Объяснила правила игры. Проводила работу индивидуально и небольшими подгруппами.
Для поддержания интереса к игре, я изготовила несколько вариантов настольной игры, где предметами размещения были:
• геометрические фигуры разного цвета, формы;
• смайлики с разными эмоциями;
• рыбки, плывущие в разные стороны и т д.
и, конечно, усложняла игру, оставляя все меньше заполненных клеток.
Так же использовала карточки «Судоку», где нужно прорисовывать ответ, тем самым решая задачи развития мелкой моторики и подготовки руки воспитанников к письму.
Напольный вариант игры способствовал развитию пространственных представлений, закреплению знаний геометрических тел: цилиндра, куба, конуса.
Следующим этапом, было усложнение игры. Я увеличила игровое поле до 4
клеток. И продолжая решать задачи познавательного развития поставленные ФГОС ДО, а именно:
• формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира
оформила настольные игры «Судоку» - «Край Донской», «Природа Дона».
Вначале мы рассматривали предметные картинки, из которых строится игра.
Это были предметы одежды казака и казачки, предметы казачьей посуды и пр.
Решая «Судоку», дети проговаривали названия предметов, так в их словаре обосновались слова: фуражка, штаны с лампасами, гусарики, шлычка, макитра и др. В игре закреплялись названия птиц, рыб Дона.
Завершающий этап - «Судоку» с цифрами. И переход игры в самостоятельную деятельность детей, в которой они могут просто разгадывать «Судоку», или устраивать соревнование, делая ходы по очереди или на время.
А также использовать все компоненты развивающей предметно-пространственной среды группы :
• магнитную и меловую доску,
• песочный столик,
• природный материал и т. д.
Учитывая, что новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей…
(Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. N 753/23-16 "Об информатизации дошкольного образования в России")
я использую в своей работе с детьми компьютерную игру «Судоку».
В чем эффективность и значимость технологии «Судоку»
Логические головоломки «Судоку» в упрощённой интерпретации для детей, имеющие меньшее количество ячеек, развивают у детей :
- логическое мышление;
- внимание;
- смекалку;
- сообразительность;
- настойчивость;
- умения структурировать шаги алгоритма решения «Судоку»;
- пространственные отношения;
- активизируется словарный запас.
Педагогическая идея использования игровой технологии «Судоку» заключается в создании необходимых условий для развития активного познания окружающего мира, логического мышления старших дошкольников посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.
И самое главное, каждая разгаданная собственными усилиями головоломка — это маленькая победа, и она делает ребенка счастливее. Ради этого стоит уделить время «Судоку»!