Татьяна Касияди
Оснащение предметно-развивающей среды для развития познавательно-интеллектуальной деятельности старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших условий решения задач при развитии познавательно-интеллектуальной деятельности является организация развивающей предметной среды.
При организации предметно - развивающей среды учитывался ряд требований:
Публикация «Оснащение предметно-развивающей среды для развития познавательно-интеллектуальной деятельности старших дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
1. На соответствующих возрастных этапах развивающая предметная среда должна создавать условия для формирования ведущих видов деятельности детей-дошкольников и одновременно учитывать особенности других видов.
2. Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.
3. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности.
4. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания.
Отталкиваясь от общих требований к развивающей среде в ДОУ, при организации развивающей среды по познавательно-интеллектуальному развитию применяются те же принципы. Такие как:
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Принцип активности.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования.
Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Принцип открытости-закрытости.
Принцип учета половых и возрастных различий детей.
Предметная среда каждой возрастной группы должна носить специфические черты, отражающие общие и индивидуальные потребности детей дошкольного возраста. В средней группе она должна учитывать высокую подвижность детей 4—5 лет, а в группах старшего возраста — потребность детей в творчестве и самоутверждении. Формировать развивающую направленность предметной среды ДОУ позволяют новые подходы к планировке здания и участков детского сада, дополнительные функциональные помещения, использование современного оборудования для творчества, игр, занятий, самостоятельной деятельности.
Среда в старшей группе — это поле деятельности, образ жизни, передача опыта, творчество, предметное образование, историческая эпоха. Она достаточно разнообразна и насыщена «случайностями» (неожиданные или незавершенные образы, проблемность, требующими от ребенка поиска способов познания, что стимулирует исследовательскую деятельность.
В старшем дошкольном возрасте быстрыми темпами идет развитие познавательной деятельности. Развивающая среда подготовительной к школе группы близка по наполнению к старшей группе, но отличается содержанием, в которое укладываются программные задачи, индивидуальные особенности и потребности детей. Здесь те же подходы к формированию среды, может быть, чуть больше объем содержания. Создавая среду, работая с детьми, всегда надо помнить слова замечательного отечественного психолога А. В. Занкова: «Прежде чем начинать работать с детьми, задайте себе вопрос: Зачем это ребенку? Не надо превращать жизнь ребенка в спешку достижений».
В программе «Радуга» при реализации задач познавательного развития детей важным является процесс руководства познавательной активностью детей, который осуществляется в двух направлениях.
1. Знакомство детей с интересными фактами, сведениями о мире. Здесь происходит приобщение детей к информации, накопленной человечеством на пути познания мира. Эта информация классифицирована для детей по познавательным блокам, каждый из которых соответствует определенной области знаний.
Знакомство с новой информацией в основном происходит на фронтальных занятиях, которые в зависимости от цели и источников получения информации делятся на:
– информационные занятия — передача детям определенных, неизвестных им ранее познавательных фактов и сведений из разных областей знаний о нашем мире, где основной источник информации — взрослый;
– познавательные практикумы — получение новой информации в процессе работы детей с разным специальным оборудованием и материалами под контролем и наблюдением взрослых (микроскопы, телескопы, лупы, карты и атласы);
– итоговые мероприятия — завершение целенаправленной педагогической работы по конкретным познавательным блокам; подведение итогов этой работы (познавательные праздники, экскурсии в музеи и т. д.).
2. Создание условий для самостоятельной поисковой деятельности детей, в процессе которой каждый ребенок имеет возможность дополнить, расширить, конкретизировать свои представления о мире; овладеть различными способами получения знаний (чтение, экспериментирование, личный опыт и др.).
Особенности руководства данным направлением работы заключается в следующем:
– педагоги создают условия, провоцирующие детей на самостоятельную (поисковую деятельность);
– дети сами определяют степень своего участия в познавательной деятельности;
– детям предоставляется свобода выбора предложенных педагогами средств и источников познания (книги, картинки, наблюдения, телевизор).
Для того чтобы у ребенка появилось желание что-либо самостоятельно познавать, необходимо создать в группе определенную предметно-развивающую среду для познавательного развития ребенка. Необходимо, чтобы в группе были сконцентрированы предметы, побуждающие дошкольников к проявлению интеллектуальной активности. Это могут быть таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записки, посылки из космоса и т. п. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания. «Почему это так происходит?», «Что будет, если?», «Как это изменить, чтобы?», «Из чего мы это можем сделать?», «Можно ли найти другое решение?», «Как нам об этом узнать?» — подобные вопросы должны постоянно присутствовать в общении воспитателя со старшими дошкольниками.
Приведу вам примерную модель интеллектуально-познавательной мини-среды, которая создает условия для продвижения ребенка по пути познания, реализации его опыта:
• полка умных книг;
• шахматный уголок;
• площадка «Светофорика»;
• клуб путешествий;
• рекламное агентство;
• картинная галерея;
• коллекционная
Т. к. интеллектуальная сфера включает в себя задания на:
• логическое мышление;
• память;
• воображение;
• внимание
то вашему вниманию предлагаются упражнения и задания по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников, которые можно применять как на занятиях, так и вне, а так же использовать при подготовке детей к интеллектуальным конкурсам и викторинам.