Приложение МААМ

План развития предметно-развивающей среды старшей группы за межаттестационный период

Татьяна Маслова
План развития предметно-развивающей среды старшей группы за межаттестационный период
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание единой развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка, как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

Публикация «План развития предметно-развивающей среды старшей группы за межаттестационный период» размещена в разделах

• создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире;

• освоение воспитателем новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;

• овладение воспитателем новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании развивающей предметно-пространственной среды, способствующими повышению профессиональной компетентности;

• создание условий для реализации основной образовательной программы дошкольного образования с требованиями ФГОС;

• эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей воспитателя ДОУ.

Принципы построения предметно-развивающей среды

Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения развивающая предметно-пространственная среда проектируется на основе:

-реализуемой в детском саду основной образовательной программы;

-требований нормативных документов;

-материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

-общих принципов построения развивающей предметно-пространственной среды.

Принципы конструирования развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях должна задавать психолого-педагогическая концепция современного образования, основным из которых является принцип соответствия развивающей предметно-пространственной среды форме и содержанию образовательной деятельности.

Таким образом, для построения развивающей предметно-пространственной среды учитываются следующие принципы:

1. Принцип интеграции

2. Принцип открытости.

3. Принцип гибкого зонирования

4. Принцип транформируемости

5. Принцип полифункциональности.

2011-2012 учебный год

В моей группе ранее были созданы условия для всестороннего развития детей, для их безопасной психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, с разным развитием и возможностями.

Ранее были созданы и оснащены зоны: уголок художественно-продуктивной деятельности; спортивный зал; театральный уголок.

В этом учебном году в зоне «Уголка художественно-продуктивной деятельности» мною было запланировано пополнение художественным материалом для нетрадиционной техники рисования. В результате добавлены такие материалы: штампы, обводки, трафареты, природный материал, бросовый материал. Через эту зону в группе была создана для детей обстановка для развития творческих способностей, дети могут свободно подойти к уголку изодеятельности и ручного труда и выбрать самостоятельно материал для творчества: краски, кисти, гуашь, альбомы для рисования, цветную бумагу, пластилин, картон, клей, проявляя самостоятельность и инициативу в оформлении уголка творчества, для изготовления поделок и подарков для родителей. В результате дети к концу года стали более раскрепощены, инициативны, самостоятельны, а положительный эмоциональный настрой детей помогает в освоении программы.

Для меня развитие этой зоны дает заряд творческих идей, разработку новых материалов занятий, позитивное общение с детьми, нахождение индивидуального к каждому ребенку, комфортность и удовольствие педагогической работы.

«Спортивный зал» в этом учебном году был пополнен изготовленными мною массажными спортивными дорожками, картотеками игр, атрибутами для народных игр (кольцами, кеглями, мягкими мячами, лентами). Для детей необходимо использование здоровьясберегающих технологий, они развивают и укрепляют психическое и физическое здоровье. Также потребность в двигательной активности дает всестороннее и гармоничное развитие детей. В результате работы по развитию этой зоны, дети стали более активны, проявляли инициативу, творчество в игровой деятельности, проявлялись новые способности организационного характера, активировалось внимание, усидчивость, активность. Дети стали более открыты, доброжелательны, внимательны к сверстникам и взрослым. По результатам мониторинга, по показателю «Физическая культура» были следующие результаты: высокий уровень – 13%, средний – 47%, низкий – 40.

На ряду с положительными результатами, имеется следующая нерешенная задача: недостаточное оформление информационно-компьютерными технологиями.

Для моей педагогической деятельности развитие зоны «Спортивный зал» дало активное внедрение новых игр, занятий, мероприятий. Планирование участия родителей в оснащении этой зоны. Анализируя и конкретизируя план дальнейшей работы, мною был сделан вывод, что в дальнейшее работе по развитию РППС необходимо пополнять зону программно-методическими разработками, новыми технологиями.

В зоне «Театральный уголок» мною были изготовлены атрибуты для театрального творчества, такие как костюмы, маски для нарядов, настольный театр, пальчиковый театр, сборники аудиокассет сказок, рассказов и поставок, музыкальное сопровождение.

Дети с желание участвуют в театральных играх, драматизациях, заучивание потешек, считалок. Для них была создана обстановка для развития творческих способностей, дети самостоятельно и активно разыгрывали сказки, постановки, придумывали новые сюжеты, разыгрывали сценки. Дети стали коммуникативны, инициативны. Развиваются такие психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности. Происходит воспитание нравственных качеств: дети стали внимательнее друг к другу, добрее, отзывчивей.

В этой работе мною был выявлен ряд успешных инициатив в разработке сюжетов театральных постановок, успешно задействовано в театральном творчестве вся группа воспитанников, видна динамика развития творческих способностей, инициативность и индивидуальность. Эта работа помогает мне сплотить коллектив детей, а также организовать работу с родителями в создании новых занятий и мероприятий. В дальнейшей работе запланировано пополнение этой зоны новыми разработками, картотеками игр, сюжетных картинок, костюмов и масок, альбомов «Театр».

2012-2013 учебный год

В этом учебном году были созданы и пополнены зоны «Центр для девочек «Семья»» и «Центр для мальчиков «Семья»». В этих зонах я совместно с родителями пополняла новыми дидактическими играми, материалами из ткани, бросовыми материалами, природными материалами, новыми куклами для девочек и конструкторами для мальчиков, одежды для кукол и предметами заменителями.

Воспитанники, играя в этих уголках, активно использовали все пространство по своей инициативе, используя переносные ширмы, каждый ребенок мог создать свое личное пространство, создавать свой собственный мирок, отгораживаясь и уединяясь. Разные зоны и отделение их, а иногда совмещение этих уголков основывается на гендерных принципах, взаимоотношениях и сотрудничестве полов. Это ведет к разнообразию игр, построения взаимоотношений, представление ребенка о ролях в семье, построение сюжетно-ролевой игры.

Предметы заменители помогают развивать воображение, строить собственный сюжет игры. В результате развития этих зон у детей развивались творческие способности, формировались правильные межличностные отношения, повышалось речевое развитие, коммуникативность, инициативность, индивидуальность, любознательность, положительное эмоционально-теплое отношение к семейным установкам, принципам и взаимоотношениям. По результатам мониторинга на конец года «Коммуникация» и «Игра» были показателями средние (60% и 33,3%) и высокие (20% и 33%) уровни развития.

Таким образом, я считаю, что моя педагогическая работа была насыщенна и эффективна в этой области. Я пополнила багаж своей профессиональной деятельности, разработала новые занятия и мероприятия с использованием этих зон, привлекала участие родителей в пополнении материала для игр. Я строила отношения с воспитанниками на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка и предоставляла каждому свободу творческого развития в соответствии с индивидуальными способностями.

2013-2014 учебный год

В этом учебном году были запланированы зоны «Физкультурно-спортивный центр» и «Центр ПДД».

Мною была создана зона «Физкультурно-оздоровительный центр», целью которого укрепление здоровья детей. В этом уголке мною были сделаны массажные дорожки для детей из пуговиц, из палочек, из ткани. Дети очень любят ходить босиком после сна по эти дорожкам. Это укрепляет, закаливает, активирует рефлекторные зоны ног, способствует развитию правильной стопы, развивает тактильное ощущение, нормализует здоровье и укрепляет организм ребенка. Внедрение нетрадиционных массажных дорожек ведет к укреплению физических и психических качеств.

За этот учебный год я разработала новые пособия, картотеку народных, спортивных и подвижных игр. В них я включила традиционные русские игры и развлечения, подвижные игры на улице и в помещении, спортивные игры и соревнования, с использованием спортивного инвентаря. Ежедневные упражнения и зарядка стимулирует детей к здоровому образу жизни, организует детей, укрепляет их мышечную систему.

Результаты физической подготовленности отражены в активном участии спортивных мероприятий и соревнованиях, таких как «Ты на свете лучше всех» соревновании для девочек, где были призовые места. Спортивное мероприятие для мальчиков «А ну-ка, мальчики», где все мальчики участвовали и заняли призовые места.

Для меня внедрение нетрадиционных форм закаливания и укрепления здоровья детей дало толчок к развитию педагогических идей.

Проанализировав свою деятельность по развитию этого центра, пришла к выводу, задачи, которые я поставила перед собой, реализованы, цель достигнута. Были выявлены эффективные пути влияния массажных дорожек на развитие физических и закаливающих качеств детей. Заболеваемость детей по сравнению с прошлым годом уменьшилась.

В зоне «Центра ПДД» мною был сделан настольный «перекресток» и в течении года я смастерила дорожные знаки, пополнена новыми настольными играми по правилам дорожного движения, книгами и альбомами. Воспитанники стали более ответственно относиться к правилам безопасности на улице у дороги, вблизи транспортных средств. В течение года дети изучили дорожные знаки, сигналы светофора и правила перехода дорог. Мною проводились занятия по безопасности дорожного движения, приглашала участкового на беседу с детьми по правилам безопасности на дороге.

В связи с этим я постаралась создать в нашей группе условия для развития детей в области безопасного дорожного движения. В дальнейшем следует пополнять картотеку игр по ПДД, усовершенствовать игры в области компьютерных технологий, создавать новые знаки и атрибуты для настольных игр, создание зоны «Перекресток» на улице, на площадке детского сада.

2014-2015 учебный год

В этом году запланировано сделать зоны: «Центр природы», «Центр «Салон красоты»», «Центр «Школа»».

В работе по «Центру природы» были выявлены следующие проблемы: недостаток цветов и растений в группе, мало литературы и альбомов по растениям и животных. Нехватка живых животных для наблюдений и изучения. В течении года приобрела и пополнила живой уголок черепахами, декоративным кроликом, растениями цветущими и не цветущими. Совместно с детьми проводились экспериментами по выращиванию лука, рассады цветов для клумбы, огурцов для огорода в детском саду.

Дети стали наблюдательнее, внимательнее к живым существам и растениям, трудолюбивее. Развивалось познавательная активность, дети приносили из дома цветы, растения, совместно с родителями делали альбомы, наблюдали за животными в природе и в домашних условиях.

От работы в этой зоне с детьми я получала удовлетворение, эмоциональный заряд, комфорт, общение. Делилась с коллегами новыми разработками в этой области, привлекала родителей к совместной деятельности. В дальнейшей моей педагогической деятельности необходимо продолжать работу по развитию «Центра природы».

Для зоны «Центра «Салон красоты»» мною были изготовлены атрибуты для сюжетно-ролевой игры, дидактический материал, различные костюмы, а также некоторые из них приобретены детским садом, план был разработан мною совместно с родителями и другими педагогами.

В этом игровом уголке дети играют в разные сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Ателье мод», «Салон красоты», «Показ модной одежды» и другие игры. Дети играют и выбирают прически и наряды в разработанных альбомах «Мода». Я проводила небольшие конкурсы среди девочек на лучшую причёску, на лучший наряд, а среди мальчиков на самого элегантного.

У детей во время игр развивается чувство красоты, формируется творческое и социокультурное представление о современной моде, воспитываются навыки культурного поведения в общественных местах, уважительное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитанники учатся ухаживать за собой, за одеждой, воспитывается чувство прекрасного. Они выстраивают собственное отношение в сюжетно-ролевой игре, учатся взаимодействовать со сверстниками.

Плюсами в данной работе – это представление творческого собственного опыта на педагогических советах в форме презентаций, разработка дальнейшего плана развития, совместная продуктивная деятельность детей и родителей.

Создание зоны «Центра «Школа» на современном этапе необходима для детей. Ребенок, находясь в среде детского сада, может интересоваться средой школы. Поэтому были мною подготовлены картотеки цифр, букв, математических знаков, схем, счетного материала, плакаты цифр, алфавит. По моей инициативе было изготовлена доска для полноценного оснащения учебного уголка.

Создание школьного уголка, развивает у детей мышление и пальчиковой моторики, освоение каждым ребенком операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие у воспитанников зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках, изучению букв и цифр.

Мною были достигнуты планируемые задачи, средний уровень (45%) по показателю «Познание» из ежегодного мониторинга превышает средний уровень предыдущего года (40%). Из этого можно сделать вывод, что данную область «Центр «Школа»» необходимо оснащать, изменять и добавлять новыми атрибутами, картотеками, играми, разрабатывать групповые занятия по развитию познавательной сферы. Уголок «Школа» мною используется как на занятиях, так и в других активных деятельностях детей.

2015-2016 учебный год

В этом учебном году были разработаны и запланированы такие зоны, как «Зона экспериментирования», «Центр конструирования и строительных игр», «Центр дидактических и развивающих игр», «Центр книги» и «Уголок безопасности».

За 2015-2016 учебный год была создана зона экспериментирования. Мною была разработана картотека экспериментов и опытов. Такие задачи как поддержание интереса к экспериментированию с различными материалами, развитие познавательной активности стояли на первом месте в данной области.

Мною изучалось специализированная литература по вопросам организации этой среды. В процессе использования этой зоны у детей развивалась познавательная активность, поддерживается интерес к экспериментированию с различными материалами, появляется способности творить, фантазировать, изобретать, экспериментировать. Ребенок может самостоятельно изучать, наблюдать, делать собственные выводы. Успех и радость достижений создает у ребенка уверенность в силах, заставляет многократно возвращаться к достижениям и совершенствовать свои успехи.

В разработке этой зоны я изучала материалы по проведению опытов и экспериментов с разными материалами в условиях детского сада. В процессе создания зоны экспериментирования нужно было найти интересные для детей эксперименты и опыты, материал, а также доступно для понимания детей преподнести это детям. Считаю, что материал, разработанный мною, был интересен и познавателен для детей, а зону нужно далее развивать и обогащать приборами, материалами, макетами, играми и картотеками.

Следующая зона «Центр конструирования» была разработана ранее, но в этом учебном году, мною была она пополнена новыми конструкторами, играми по конструированию, планами и схемами, заготовками, природным материалом, бросовым материалом.

Детям дает данный центр развитие конструктивных и строительных возможностей, развитие способности самостоятельно действовать, выражать свои конструкторские идеи.

Для меня развитие этого центра дает новые идеи по разработке занятий, мероприятий. Я вижу, как дети общаются, занимаются продуктивным созидательным творчеством, достигают планируемых результатов. Дети учатся строить доброжелательные отношения, помогают друг другу, уступают, учат других. А я наблюдаю, результаты работы в данной зоне и планирую дальнейшую работу.

Центр книги оснащен доступными детскими книгами со знакомыми сказками и рассказами, красочными и яркими иллюстрациями. Чтение художественной литературы очень нравиться детям, они сами выбирают книгу, которую хотят послушать, а затем разыгрывают сюжетно-ролевые игры (читатель - слушатель или рассказчик - а куклы играют роль слушателя, театральные постановки по сюжетам сказок. Дети любят рассматривать иллюстрации книг, обсуждать увиденное и услышанное, по мотивам сказок дети рисуют. Детям нравиться придумывать продолжение сказок или рассказов. Развивается речь детей, и эмоциональность, активность и раскрепощенность, фантазия и творческая активность.

Эта зона помогает мне как на занятиях, так и в свободное время детей. Зона помогла мне в театральных постановках, мы изучали сказку, совместно с детьми, рассматривали картинки, обсуждали костюмы героев, их характер. А потом разыгрывали сценки, импровизировали с героями сказок. Показывали инсценировку младшим детям и родителям. Я использую этот центр для общего развития детей. Нужно в дальнейшем пополнять зону новыми аудио и DVD дисками с современными и традиционными сказками и рассказами, пополнять альбом с фотографиями и биографиями известных писателей и поэтов.

В «Уголке безопасности» было добавлено изготовленные мною мини-макет перекрестка, стенд «Светофор», пополнение материалов по ПДД, картотека опасных предметов. Дети активно принимают участие в мероприятиях по правилам дорожного движения, учатся безопасному нахождению на улице, в доме, в общественном транспорте и т. д. В учебном году были проведены ряд занятий по безопасности в доме и на улице. Дети узнали, как действовать в опасных ситуациях, изучали предметы опасные здоровью и жизни. Разыгрывались сценки, обучающие поведению и правильным действиям в случае возникновения пожара. Дети научились правильно реагировать в случае опасности, запомнили номера телефонов пожарной части и полиции, скорой помощи. Также дети ознакомились с такими профессиями, как пожарный, врач, полицейский.

Я при взаимодействии с детьми, по разработке этой зоны, поняла, что надо больше привлекать специалистов разных профессий с беседами для детей, которые поделились опытом и знаниями в этой области. Необходимо запланировать экскурсию и сотрудничество с пожарной службой. Я получаю огромный опыт по взаимодействию с детьми и родителями, сотрудниками других организаций и строю дальнейший план работы по развитию предметно-развивающей среды.

Степень реализации планируемых результатов по предметно-развивающей среде к 2017 году соответствует 90% по ФГОС ДО и ООП ДО ДОО. Осуществляется творческий авторский подход разработок при организации предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО. В разработке организации РППС использовали принципы открытости, гибкости зонирования, гендерному подходу, доступности, комфортности и безопасности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дизайн-проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОУ. Центр развития «Занимательная математика»Дизайн-проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОУ. Центр развития «Занимательная математика» В нашем детском саду объявлен конкурс проектов по модернизации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ (а именно в коридорах, холлах,.

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды как средство развития ребенкаИндивидуализация предметно-пространственной развивающей среды как средство развития ребенка Хочу поделиться картинками, иллюстрирующими создание предметно-пространственной развивающей среды ДОУ, отвечающей принципам индивидуального.

Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы Видео Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы. Цель: создание условий направленных на развитие личностных особенностей.

Организация предметно — развивающей среды как условие развития сюжетно — ролевых игр дошкольников Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Организация предметно — развивающей среды в старшей группе Организация предметно-развивающей среды в старшей группе. Для того, чтобы воспитанники могли найти себе дело и занятие по душе, в групповом.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группеОрганизация предметно-развивающей среды в старшей группе В ПРИЕМНОЙ ЭСТЕТИЧЕСКИ ОФОРМЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Оформлена выставка детского творчества: выставка детских рисунков,.

Особенности построения предметно-развивающей среды в старшей группеОсобенности построения предметно-развивающей среды в старшей группе В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально – практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Возможность получения подобного.

Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы» Слайд 1 Проект «Построение предметно-развивающей среды сенсорного развития детей второй младшей группы». Слайд 2 Большой толковый словарь.

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для развития познавательного интереса детей «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». гласит китайская пословица Современные дети живут в эпоху.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для развития познавательной активности детей раннего возраста 1 слайд Современные образовательные стандарты предъявляют определённые требования к организации развивающей предметно-пространственной среды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План развития предметно-развивающей среды старшей группы за межаттестационный период
Опубликовано: 1 мая 2017 в 14:20
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План развития предметно-развивающей среды старшей группы за межаттестационный период» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Маслова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД