Светлана Землянухина
Создание предметно-пространственной среды для интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Созданию развивающей предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т. к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня (слайд 2, 3)
Я работаю в подготовительной группе с детьми 6-7 лет. Обстановка в группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Помещение группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится материал для познания, исследования в разных областях деятельности.
Публикация «Создание предметно-пространственной среды для интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для социально – коммуникативного направления созданы центры :
- центр активности (сюжетно – ролевые игры) (с 4)
- центр правил дорожного движения и пожарной безопасности (с 5)
-центр трудовой деятельности (с 6)
Речевое направление:
-центр театрализации (с 7)
-центр «Будем говорить правильно» (с 8)
-центр «Здравствуй, книжка!» (с 9)
Художественно – эстетического направления:
-центр «Маленький художник» (с 10)
-центр «Ловкие ладошки» (с 11)
-центр «Весёлые нотки» (с 12)
Физическое направление:
- центр спорта «Будь здоров» (с 13)
Познавательное направление:
-центр «Развивай-ка», (с 14, который обеспечивает жизненные потребности детей, учит анализировать синтезировать, переключаться с одного способа действия на другой, абстрагировать, сравнивать, обобщать, т. е. повышает качество воспитательно-образовательного процесса.
Реализуя основную образовательную программу дошкольного образования, в основу которой легла образовательная программа «Развитие» и имея опыт работы по организации деятельности ребенка в дидактической среде, я пришла к выводу о необходимости создания новой развивающей среды, основанной на следующих принципах: (с 15)
1. Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка.
2. Принцип уважения к мнению ребенка.
3. Принцип функциональности: находятся те предметы, которые востребованы детьми.
4. Принцип опережающего характера содержания образования.
5. Принцип динамичности (среда пополняется внесением новых дидактических материалов.
Так как основную дидактическую нагрузку при формировании умственных способностей ребенка содержит в себе центр «Развивай-ка», то возникла необходимость создания и обогащения его содержания за счет нового подхода к его организации. На полках, соответствующих росту детей, расположен дидактический материал, характер которого развивающий и исследовательский. В группе оставлено достаточно места для движения, поскольку двигательная активность и личная свобода ребенка важны для полноценного его развития.
(с 16) В результате преобразования центр был условно разделен по разделам программы: основы первоначальной грамоты; развитие элементарных математических представлений развитие экологических представлений ; сенсорное воспитание (с 16).
1. Грамота – раздел, в котором находятся материалы, направленные на развитие речи ребенка, освоение ее фонетической стороны и обучение чтению. В соответствии с программой «Развитие» отобран материал и для подготовки руки к письму.
2. Математика – раздел, который можно разделить на подразделы: «Количество», «Счет», «Величина», «Ориентировка на листе бумаги».
3. Природа – раздел, в котором находятся дидактические материалы по ознакомлению с окружающим миром и оборудование для экспериментальной лаборатории «Маленький исследователь».
4. Сенсорика – раздел, в котором находятся материалы для определения цвета, формы, величины предметов.
(с 17, 18, 19)
Основное качество педагога – способность наблюдать.
Наблюдение – одно из тех понятий, о которых мы иногда говорим, но которому придаем неточный или ошибочный смысл. Это происходит, возможно, из-за того, что мы мало наблюдаем жизнь детей и не знаем как это делать.
(с 21) Цель наблюдений: - Понимать нужды детей и реагировать на них.
- Пытаться убрать препятствия, которые дети встречают на пути их роста и самообразования.
(с 22) Стиль наблюдений:
- Наблюдая одного ребенка, нельзя забывать всех остальных.
- Наблюдения ведутся во время «свободной» деятельности. В наблюдении надо быть терпеливым.
(с 23) Вся работа в центре проводится во второй половине дня два-три раза в неделю с подгруппой детей, продолжительностью 30 минут по следующей схеме:
1. Вводная часть – одинаковые задания для всех детей на координацию движений, сохранения равновесия, развитие правильной осанки.
2. Упражнения, направленные на развитие слуха, вкуса, обоняния, осязания, зрения.
3. Презентация нового материала.
4. Самостоятельная деятельность детей, которая строится по принципу:
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
5. Завершение деятельности детей. Уборка дидактического материала.